Найти тему
Мышематика

Загадочный X и что с ним делать

Как объяснить ребёнку задачи с "иксами"?

В первую очередь, надо понимать, что "икс" — это страшно умное слово, которое сразу включает для ребёнка красный цвет: дальше сложно, где сложно, там скучно, и никаких задачек уже не хочется и не можется.

Значит, надо сделать так, чтобы стало просто. Забыть про "иксы". Вместо них взять фигурки из мозаики, русские буквы, бумажные картинки животных и прочее. Играть с ними можно очень по-разному:

1️⃣ "Запиши правильный пример, спрячь его от меня, а мне напиши вместо одного числа фигурку. Как будто одно число надело маску. (Никаких "иксов"!)
Скажем, РОМБ + 2 = 6.
Какое число спряталось под ромбиком?"

Знаете, как дети решают такие задачи?
Обычно они их решают подбором.
— Что + 3 равно 5?
— А, знаю, это два.
Объяснить, как они рассуждали, дети обычно не могут. "Ну я просто знаю!" — говорят они.
Это вполне честный ответ. Нет никакой проблемы, если ребёнок подбирает ответ. Ему так УДОБНЕЕ.

2️⃣ Ещё один способ: берём примеры, написанные заранее, и заменяем в каждом примере часть чисел масками (если там два одинаковых слагаемых, им даём одинаковые маски). А потом меняемся задачками и пробуем подобрать, какие числа спрятались под картинками.

3️⃣ Можно тренироваться с кубиками или счётными палочками: например, выдаём ребёнку десять кубиков и схему, по которой он строит фигуру. Остаётся два лишних кубика, и звучит вопрос: "а надо ли считать, сколько кубиков сложилось в фигуру, или это можно узнать по-другому?"

Вы удивитесь, но многие дети, которые, по словам родителей "свободно считают до ста", не могут справиться с этой задачей. Иди даже с такой:

4️⃣ Мы показываем детям на пальцах число 6 и спрашиваем, сколько пальцев загнуто. Очень многие просят развернуть руки, ладонью к ним, чтобы посчитать загнутые пальцы — иначе понять они не могут!

Как видите, чтобы научить ребёнка задачам с "иксами", нужно, как и всегда, следовать главному правилу: постепенность и успешность
От самого простого потихоньку дальше, не пытаясь прыгнуть выше головы.

И дорогие взрослые, не забывайте: что кажется очевидным вам, может быть для ребёнка неподъёмной глыбой "гранита науки". Да и вспомните себя в школе! Наверняка на уроках бывали темы, которые для учителей были ясны как день, а вам казались непроходимой чащей. Было такое? Вот видите.