Найти тему
С. М. А. Р. Т.

Визуальный экстаз - красивые фильмы ужасов, часть 1.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Доброе утро, дорогие читатели! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что кино - это многогранное искусство? Оно способно совместить в себе абсолютно что угодно, так же, как и наша переменчивая жизнь.

Разумеется, авторы ограничены какими-то вещами - хронометражем, жанром, бюджетом. Также не будем забывать, что фильмы, пока что, не в состоянии передать запахи и прикосновения (хотя прецеденты уже существуют).

Но в противовес всему этому есть воображение, которое с лихвой все компенсирует. В остальном же, вымышленные миры на экране (особенно с учетом современных технологий) практически оживают.

Но я сейчас говорю даже не о реализме и не современных возможностях передачи информации. Я говорю о том, что даже просто работа сценариста, режиссера и актера может изобразить фактически любую ситуацию и передать весь спектр человеческих эмоций.

Другие планеты, другая реальность, любые временные периоды, любые самые безумные события - все это доступно нам. Осознавая это, начинаешь грустить о том, что такие вещи, как "мода" и "традиции" становятся тюремщиками для настоящих творцов кинематографа.

С одной стороны, зрители сами виноваты в этом. Именно их интересы и спрос формируют эти оковы. С другой, они же страдают сильнее всего, ведь их видение закостеневает вместе с индустрией.

Фильмы подобны полотнам художников, литературным произведениям, театральным постановкам. Они - форма искусства и они ничем не хуже своих старших товарищей. Они даже лучше, поскольку имеют больше возможностей.

Но именно эти возможности ущемлены нормами, привычками, избитыми приемами. Зритель смотрит боевик и ждет погонь, драк, взрывов. Смотрит ужасы и ждет мрачных кадров, монстров, уродства (в том или ином виде).

Я понимаю, что это естественно, но я отказываюсь принимать это как должное, как само собой разумеющееся. И я искренне склоняюсь перед авторами, которые все еще не боятся рвать шаблоны и ломать стереотипы.

Я благодарен тем, кто не боится сделать боевик драматичным и не лишенным эмоций и любви. Тем, кто отваживается сделать комедию немного грустной и заставляющей задуматься. Тем, кто решается сделать хоррор красивым.

Постер к фильму "Дракула", 1992 г.
Постер к фильму "Дракула", 1992 г.

Дракула. Год - 1992. Страна - США. Слоган - «Любовь бессмертна». Режиссер - Фрэнсис Форд Коппола. Оценка Кинопоиска - 7.783. Оценка IMDb - 7.4.

Фильм, снятый непревзойденным Фрэнсисом Фордом Копполой, по роману великолепного Брэма Стокера, в котором сыграли Гэри Олдман, Вайнона Райдер, Киану Ривз и Энтони Хопкинс. Что могло пойти не так?

Ничего. Этот фильм почти идеален. Именно он задал эстетическое направление для будущих картин, желающих не только пугать, но и приковывать к экрану своей эстетикой.

Не поймите меня неправильно, есть еще более ранние и более великие образцы. В золотую эпоху Голливуда было снято множество черно-белых и ранних цветных картин в жанре ужасов, до сих пор поражающих своими масштабами, декорациями, костюмами и игрой актеров.

Но "Дракула" Брэма Стокера - это все же не настолько старый фильм. Да, это 90-е годы и прошло уже 30 лет, но все же его скорее стоит считать представителем современного кинематографа, чем однозначным реликтом.

Фильм получился невероятно разносторонним по одной простой причине. Брэм Стокер изначально не хотел писать очередную книгу про кровососущее чудовище. Он написал роман о сильной личности с тяжелой судьбой.

Он не зацикливался на каком-то одном жанре и полностью отказался от клише и шаблонов. Он перенес на бумагу свое собственное видение, не ограниченное ничем, кроме, воображения. Ужас, драма, комедия, трагедия - все слилось воедино.

При этом, не возникло хаоса или сумбура, напротив, "Дракула" стал как никогда живым, ярким и осязаемым персонажем. Коппола не был бы гениальным режиссером, если бы не имел чутье на подобные вещи.

И если бы не знал, куда стоит вмешиваться, а куда нет. Он не стал с высоты своего авторитета кромсать литературное произведение, не стал переделывать его под свои нужды, нужды продюсеров или под нужды толпы.

Он с уважением и должным трепетом перенес на экран все, что только сумел в рамках одного фильма. Сохранив как можно больше деталей и придав им настолько близкий к оригиналу вид, какой только смог.

Коппола, как и Стокер, не стал ограничиваться одним направлением и не стал пытаться подвести фильм к одному жанру. Он оставил и любовную линию, и трагедию антагониста, и дилемму главной героини и драму Ван Хельсинга.

Так как фильм был снят практически на пике популярности режиссера (да и романа), то и бюджет был неплох. Не знаю, насколько это сыграло свою роль, но, смею предположить, что без банального финансирования "Дракула" все же не стал бы таким, каким стал.

Но так как и здесь звезды сошлись на небе благополучно, то в распоряжении Копполы были лучшие актеры, лучшие декорации, лучшие костюмы и лучшие спецэффекты.

Викторианская эпоха, готический стиль, нарочитая театральность действия, безупречная работа художников и операторов - все безумно красиво. Каждый кадр доведен до совершенства, не посмотреть такое - преступление.

Постер к фильму "Сонная лощина", 1999 г.
Постер к фильму "Сонная лощина", 1999 г.

Сонная лощина. Год - 1999. Страна - США, Германия. Слоган - «Вы можете запереть двери. Вы можете закрыть окна. Но сможете ли вы пережить эту ночь?». Режиссер - Тим Бёртон. Оценка Кинопоиска - 7.944. Оценка IMDb - 7.3.

Знаете, мне кажется, что Коппола смог снять настолько многогранный и разносторонний фильм, как "Дракула" (и не потерять ничего в процессе), потому что он сам многогранный и разносторонний режиссер. Вряд ли кто-то будет спорить, если сказать, что он гений.

Но я говорю даже не о его режиссерских способностях как таковых. Я о том, что он никогда не боялся экспериментировать и браться за абсолютно разные проекты. Он работал над всеми жанрами кино - от комедии до трагедии, от мелодрамы до триллера.

Вдвойне поражает, что ему практически все удавалось. Более того, добрая половина его картин стала культовыми (при том, что их немало). И в числе таковых и "Дракула". Наверное, только такой мастер мог снять мелодраму, потом криминальную драму, а потом масштабный фэнтезийный эпос.

Тим Бёртон - немного другой случай. Он, безусловно, тоже гениальный режиссер (даже безумный). И я не буду говорить, что он является идейным последователем Копполы. Это будет как минимум странно, поскольку для Копполы, "Дракула" - единичный подобный опыт.

Дело в том, что для Тима Бёртона визуальная составляющая в целом на первом месте в творчестве. Это его фишка, если позволите так выразится. У него есть свой собственный, неповторимый, уникальный стиль, свое видение, свой почерк. Именно благодаря этому он и прославился.

Если Коппола гений сумевший снять даже визуально безупречный ужастик, то Тим Бёртон только и делает, что снимает такое. Это его стезя, его компетенция, его специализация. Он на этом собаку съел, а судя по некоторым его фильмам, не только собаку.

Его мышление и взгляд на вещи идеальны для подобного. Мрачно, но красиво, жестоко, но притягательно, грустно, но завораживающе. В бесконечном дуализме эстетики и ужаса маэстро нашел себя. Образы, которые он предлагает отталкивают и привлекают одновременно.

Произведения Бёртона всегда пропитаны метафорами, гротеском, аллюзиями и прочими сложными приемами. Его трудно понять, он неоднозначен в своих высказываниях и недружелюбен к рядовому зрителю. Но ничто не помешало ему стать одним из самых популярных и узнаваемых режиссеров в мире.

"Сонная лощина" - одна из самых удобоваримых его картин. Если вы еще не знакомы с его творчеством, то начинать надо именно с нее. Порог вхождения в зону понимания происходящего в этом фильме минимален, в отличие от множества других работ режиссера.

Узнаваемые образы, известная история, динамичное действие - в общем-то это самый щедрый подарок, который Тим Бёртон вообще делал за свою карьеру простой публике. По сравнению с "Эдвардом Руки-ножницы" или "Суини Тоддом, демоном парикмахером с Флит-стрит", "Сонная лощина" - это просто атмосферный и антуражный ужастик.

И это я еще молчу про мультипликацию. В портфолио Бёртона, разумеется, есть такие картины, как "Планета обезьян" и "Бэтмен", но это совершенно другая история. Исконно бертоновские творения пропитаны абстракцией, карикатурами, легким (а иногда и тяжелым) сумасшествием.

Режиссер не боится добавлять в свои картины самые неожиданные элементы - пение персонажей, кукол, игрушечные декорации, намеренную переигровку актеров, подчеркнуто фальшивый реквизит (невероятно яркую кровь, например), абсурдные костюмы.

Но "Сонная лощина" остается просто безумно красивой страшной сказкой. Стиль автора сохранен, он присутствует и ощущается в каждом кадре, но он ненавязчив и как бы слегка приглушен. Обычное безумие в кадре сменилось небольшим помешательством, а визуальный хаос уступил чистой эстетике.

В качестве неоспоримого плюса, можно также выделить присутствие на экране Джонни Деппа, Кристины Риччи, Кристофера Уокена и Каспера Ван Дина. Возможно, это не настолько звездный состав, как в "Дракуле", но, как по мне, он ничем не слабее.

Постер к фильму "Багровый пик", 2015 г.
Постер к фильму "Багровый пик", 2015 г.

Багровый пик. Год - 2015. Страна - Канада, США. Слоган - «Остерегайся». Режиссер - Гильермо дель Торо. Оценка Кинопоиска - 6.631. Оценка IMDb - 6.5.

А вот и еще один именитый режиссер специализирующийся на красивых ужасах. И тоже в силу своего специфического взгляда на окружающий мир. Это, конечно, только мое мнение, но разве вам не кажется, что стиль Тима Бёртона и Гильермо Дель Торо нельзя выработать или воспроизвести искусственно?

Эти два автора от природы наделены неким творческим даром, они именно те художники, про которых шутят "они так видят". Гении на грани безумия - вот кто они. И именно такие люди должны снимать подобное кино.

"Багровый пик" самый новый из трех представленных сейчас вашему вниманию фильмов и он на полную катушку использует возможности современной компьютерной графики. И, слава Богу, делает это правильно и качественно.

Дорогие спецэффекты, к сожалению, далеко не всегда хороши, но здесь они настолько лаконично дополняют общий визуальный ряд, что диву даешься. Реальные декорации, сшитые на заказ костюмы, живописные места - все в этой картине так умело дополнено компьютерной графикой, с такой любовью и старанием, что эффект воистину колоссальный.

Видимо, работа художников и специалистов по спецэффектам была по-настоящему тесной. А оператор так и вовсе был их рабом, иначе как объяснить безупречные ракурсы на протяжении всего фильма.

В общем-то тут нечего добавить. Миа Васиковска, Том Хиддлстон, Джессика Честейн и Чарли Ханнем в фильме Гильермо Дель Торро. Да, звучит как телевизионный анонс, но разве этого правда недостаточно?

Прекрасные актеры, талантливый режиссер, безукоризненный стиль, льющаяся через край эстетика, почти театральное зрелище. Страшно и невероятно красиво. Если вы пропустили "Багровый пик", то самое время наверстать упущенное.

Спасибо за внимание!

Тут я писал про фильмы ужасов об особняках (тоже по-своему завораживающее зрелище).

А здесь об артхаусных фильмах ужасов (хорроры на грани искусства не могут быть некрасивыми).

Напоминаю друзья, если вы хотите, чтобы я помог вам вспомнить название фильма, сериала или аниме - просто напишите об этом в комментарии.

-5