Железнодорожный мост через Лену был построен трестом Мостострой- 9 Главмостостроя Минтрансстроя СССР за 18 месяцев. 45 лет назад. Длиной он всего 418 метров, но до строительства второго пути БАМ был единственным. В 1975 году по нему уже ходили поезда. На шкафной стенке опоры №1 имеется памятная надпись:
«Принимай, БАМ, наш подарок
От бригады Шестака!
Будь, как памятник, опора
Здесь, у Лены, на века!»
Такое четверостишие, написанное краской, оставили строители своим потомкам накануне открытия. Александр Шестак — бригадир Мостоотряда №5, который и строил этот мост.
А поздней осенью – зимой 1973-1974 г.г. к створу будущего железнодорожного моста через Лену, с участием прораба Василия Мыкало, пробивался «санный поезд» для обустройства нового участка. С начала 1974 года участки строительства моста через Лену и сооружения поселка мостостроителей возглавили Вячеслав Киндалов и Иван Титаренко.
Вот как сегодня вспоминает то время Сергей Кутиков, машинист экскаватора Э-652: «В феврале 1974 года меня и еще двух экскаваторщиков – Николая Логинова и Анатолия Закутилина пригласил к себе на беседу начальник Мостоотряда №5 Павел Николаевич Козлович. Мы приехали в город Абакан в контору (так в то время назывались офисы) с разных участков Мостоотряда в указанное время.
При встрече начальник сказал, что отправляет нас на Лену (так назывался участок строительства моста) строить поселок, а потом железнодорожный мост. Я сначала стал возражать, сказав, куда же я поеду, у меня же жена на сносях — скоро должна родить. Выслушав меня, Павел Николаевич ответил, что это даже хорошо, приедете на место, построите себе и людям дома, словом - будете первыми.
Приказ есть приказ, из Абакана мы вчетвером выехали на Лену 28 февраля 1974 года. Мы – это я, моя жена Люба, Николай Логинов и Анатолий Закутилин.
На первое время нас поселили в общежитии Осетровского речного порта, где в то время жили наши ребята, прибывшие месяцем раньше во главе с прорабом Иваном Титаренко. Их было пятнадцать человек. Нам с женой тогда отгородили угол в общей комнате, в которой жили остальные парни.
На следующий день, по приезду, мы выехали на место дислокации будущего поселка мостовиков. В то время это было поле за деревней Якурим с небольшим озерком посередине, где стоял один вагончик, где разместилась прорабская.
Я проработал на БАМе с 1974 по 1999 г. на экскаваторе, который получил в 1973 году, когда пришел работать в Мостоотряд № 5.
Так жили и работали – было вначале трудно, но интересно. Молодые же все были!»
Два Александра – два транспортных строителя
Для Александра Антонова, транспортного строителя, в 1975 году прибывшему в Мостоотряд №5, было «делом чести» достижение высоких результатов в выбранном деле. Его тестем был знаменитый мостостроитель Александр Шестак. Александр Антонов прошел все ступеньки карьерного роста: от мастера до первого заместителя генерального директора.
Позже работал в красноярских строительных организациях на строительстве и ремонте мостов в Красноярском крае, Хакасии и Якутии. Был техническим директором Стальмоста, генеральным директором Сибирского проекта, Центра дорожно-транспортной инфраструктуры, главным специалистом Управления автодорог по Красноярскому краю.
Предопределено было и Александру Зяблицеву связать свою судьбу с транспортным строительством. Военная служба прадеда в Закаспийской области еще в XIX веке была связана со строительством железной дороги Красноводск – Ашхабад – Мары. Его дед работал на стройках Ачинско-Минусинской железной дороги и Турксиба, а отец был машинистом электровоза. Это уже династия железнодорожников!
В 1973 году Александр окончил факультет «Мосты и тоннели» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, работал мостовым мастером на Восточно-Сибирской железной дороге. В 1974 году по комсомольской путёвке Иркутского ВЛКСМ прибыл на БАМ, где, начав мастером, стал главным инженером «Мостоотряда-5».
После БАМа и капремонта Транссиба в Забайкалье был главным специалистом Дирекции Красноярского метро, заместителем главного инженера в филиалах Стройтрансгаза, главным инженером Трансмоста, государственным служащим в надзоре.
А когда начинался БАМ, оба Александра были мастерами «Мостоотряда-5», семьями жили в щитовых домах Якурима. Тогда и подружились. Более 35 лет они посвятили строительству мостов: все бамовские мосты, от Тайшета до Таксимо, строились именно с их участием и под их техническим руководством.
Нередко руководители по технической необходимости подменяли друг друга: и на Невельской, и на Коршунихе, и на Кунерме, и на Янчукане, и на Улан-Маките.
После БАМа Зяблицев и Антонов вновь встретились и организовывали строительство моста через Ангару в Богучанах с опорами под совмещенную нагрузку. Оба мостостроителя возвращались на стройки в районы БАМа «по второму кругу».
Александр Зяблицев работал на объектах первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Александр Антонов — на объектах железнодорожной линии Улак - Эльга к месторождению каменного угля в Якутии. Сейчас оба проживают в Красноярске и входят в Совет Красноярского отделения ОРОО «Бамовское содружество».
С каналом «От Байкала до Амура» сотрудничают ветераны БАМа из Красноярска и Иркутска.