LinkedIn - социальная сеть, которая стала де-факто главной площадкой по поиску работы для многих сфер, включая IT. Там находят вакансии и знакомятся с интересными людьми. В контексте международного поиска работы это самая мощная и эффективная площадка. Почти все, кто там регистрируются - понимают, что это инструмент для развития карьеры.
Однако, часто довольно быстро люди забывают об этом и воспринимают LinkedIn как Facebook под другим соусом. В России в эту профессиональную сеть можно попасть только через VPN, и среди разработчиков он не очень популярен.
Как и в любой социальной сети, там быстро становится понятно что из себя представляют пользователи. Понимают ли они, что это публичное пространство? Стоит ли фильтровать самовыражение, это большой вопрос. Тем не менее, вот что я заметил, проведя 5 лет в LinkedIn. Что же стоит там делать, а чего категорически нет? В этой статье напишу о моих наблюдениях и о том, как некоторые безобидные глупости воспринимаются людьми со стороны.
В начале стоит обозначить контекст. Предполагается, что LinkedIn используется в качестве инструмента для поиска работы, клиентов и расширения профессиональных связей на международной арене. Это значит, что для развлечения и веселья используется Instagram, Facebook, приватные чаты Telegram или другие платформы.
Мемы
Когда пользователь видит смешную картинку прямо в LinkedIn, то машинально делает репост. Это происходит уже неосознанно, потому что мы привыкли к такому поведению в других социальных сетях. Это нормально и вполне даже подкрепляется лайками от других знакомых из нашего круга. Все прекрасно, но подумайте, что у людей разное чувство юмора, некоторые темы могут быть обидными, особенно на фоне мировых новостей.
Рекрутер или HR это человек с другим часто не техническим взглядом на привычные и даже очевидные для кого-то вещи. Он/она могут быть совсем из другой культуры, мировоззрения или религии. Важно понимать, что межкультурная коммуникация должна строится на нейтральных основах и взаимоуважении. Юмор же часто это некоторое доведение до крайностей каких-то житейских проблем.
Разберем пример. На картинке выше изображены технологии и языки программирования. Посмотрите внимательно. Ну как, поняли шутку? Заключается она в том, что HTML это язык разметки, а не программирования. Но во-первых, довольно много людей используют его, а во-вторых он черного цвета.
Казалось бы, безобидная шутка, но она может реально оскорбить человека других взглядов и цвета кожи на фоне BLM (Black Lives Matter). Из-за того, что может не получится предугадать реакцию, то лучше вообще не постить шутки и мемы. Этого правила лучше придерживаться и в личном общении, чтобы не только казаться этичнее, но и выглядеть профессионалом.
Еще один пример (обидная шутка):
Писать на родном языке
Как же часто хочется написать что-то, выразить себя и рассказать о недобросовестных рекрутерах или о чем-то что раздражает на работе. Почему-то это превращается в негатив и транслирование своего субъективного мнения. Часто это происходит на родном языке и человеку кажется, что его поймет только нужная аудитория. Во-первых, в LinkedIn есть нативная функция "See Translation", а во-вторых это просто несолидно. Причем часто такой контент могут постить взрослые люди с 10 годами опыта. Пример:
Один из софт скиллов, которые такие спорные для многих технических специалистов, это умение вести коммуникацию. Ее большая часть это понимание того, что аудитория должна слышать от источника. Делиться негативным опытом собирает вокруг таких же людей и создает образ бунтаря. Ничего хорошего, кроме дешевой славы это не несет.
Но в итоге, когда в следующий раз рекрутер из приличной фирмы типа Facebook будет просматривать профиль на LinkedIn, то он усомнится в адекватности человека, который постит что-то на непонятном ему языке. Также скорее всего он/она подумает, что человеку и не очень нужны международные перспективы. Поэтому весь многогранный опыт и желание развиваться уже будут пропущены.
Сомнительный контент
Мы живём в эпоху пост-правды. Такое время, когда тяжело отличить вымысел от реальности. Естественно, в LinkedIn этого тоже предостаточно. Например, кто-то пишет о том, как его угнетают и жалуется о том, что крупные тех-компании дают слишком сложные тестовые задания и вообще попасть в них нереально. Такие посты собирают аудиторию и лайки из-за того, что большинство людей чувствуют себя неуверенно во время поиска работы.
Вполне логично, что они испытывают некоторую общность взглядов с автором такого сообщения. Пост начинает выпадать в ленте и опять же автоматически люди лайкают такой контент. Если большинство это поддерживает, то срабатывает "психология толпы" и спорное утверждение становится новой правдой.
Да, попасть в FAANG может быть невероятно трудно. На заявку многих даже не ответят. Если подумать сколько на свете разработчиков, которые посылают туда свои резюме, становится понятна одна очень простая истина. Возьмут только лучших. Но их еще нужно выбрать и понять, что именно они подходят. Все это значит, что если нравится такой контент про нечестность и предвзятость, то значит нет понимания как работают сложные организации и системы.
Для успешной международной карьеры в IT необходимо оставаться рассудительным и нейтральным для окружающих. Всегда есть ощущение, что если работу не ищу прямо сейчас, то и не стоит запариваться о восприятии другими. Это совсем не так, ведь в LinkedIn все понятно про человека и его ценности даже в рамках пунктов этой статьи. А работа и проекты могут меняться в течении даже одного полугодия. Следите за тем, что пишите и транслируете в LinkedIn, потому что это может негативно сказаться на развитии международной карьеры в будущем.
Пришло время искать новую работу в международной компании или в англоязычной среде? Больше лайфхаков читайте на нашем канале в Телеграм и подписывайтесь.