Найти тему

Кафедральный собор Мадрида — собор Альмудена

Как купить туристическую путевку дешевле

Впервые мадридский кафедральный собор я увидела в феврале 2015 года, когда на несколько дней с сыном поехала в Мадрид. Пришли к нему со стороны Calle Mayor, посмотрели на главный фасад и закрытые ворота, решили, что он закрыт. Желания выяснять что-то, да и заходить, не было: пригревало солнышко, хотелось только гулять по улицам. Оставили на будущее. В эту поездку с подругой уже не прошли мимо.

Полное название собора Собор Санта-Мария-ла-Реаль-де-ла-Альмудена (<em>la catedral de Santa Mar&iacute;a La Real de La Almudena)</em>, это кафедральный собор архиепархии Мадрида. Собор стоит напротив Королевского дворца и посвящен Деве Марии Альмудене, небесной покровительнице Мадрида. В переводе с арабского Альмудена означает крепость.

Название собора связано с существующим преданием. В начале VIII века перед вторжением в страну сарационов христиане города, чтобы избежать осквернения, спрятали ценную скульптуру Девы Марии в крепостной стене. В 1083 году, когда король Альфонсо VI отвоевал Мадрид и изгнал мусульман, он начал искать ценную реликвию и молился до тех пор, пока в крепостных стенах не вывалились камни, и не открылась потерянная фигура. На месте обретения фигуры Девы Марии решили построить собор, но до исполнения мечты путь оказался очень долгим.

В 1561 году король Филипп II перенес в Мадрид столицу Испании, но резиденция церкви осталась в Толедо, поэтому в городе не было кафедрального собора. Неоднократно испанские правители обращались к архиепископу Толедо за разрешением построить собор, но его не получали.

Только в 1883 году король Альфонсо XII заложил первый камень в основание будущего собора. Собор должен был стать усыпальницей для его жены Марии-де лас Мерседес, которая умерла от туберкулеза через полгода после свадьбы. Первым архитектором собора и руководителем работ был маркиз Франсиско де Кубас, но он не дожил до завершения строительства.

Архитекторы менялись, вносились изменения в проект. Во время гражданской войны в 1936 1939 годах строительство собора остановилось. После войны был объявлен конкурс на завершение строительства собора. Его выиграли архитекторы Фернандо Чуэка-Гойтия и Карлос Сидро, они изменили первоначальный проект, за что получили в 1944 году Национальную архитектурную премию. Строительсво далее шло с переменным успехом, завершили собор в 1993 году, 15 июня того года его освятил папа римский Иоанн Павел II.

Собор Альмудена находится в историческом центре Мадрида. Его главный фасад обращен к южной стороне Королевского дворца. Фасад венчают четыре статуи, выполненные скульптором Рамоном Чапарро.

В центре между двумя колокольнями в арке, построенной архитектором храма Фернандо Чуэко-Готийя, скульптура Девы Марии Альмудены. Её окружают статуи Сан-Исидро, Санта-Мария-де-ла-Кабреза, Санта-Тереза-де-Хесус и Сан-Фернандо.

На балконе лоджии установлены статуи четырех евангелистов работы скульптора Хосе Луиса Пареса, а на стене четыре мраморных рельефа Марко Аугусто Дуэньяса. На рельефах изображены коронации Девы Альмудены, молящийся Сан-Исидро Лабрадор, и папа Иоанн Павел II, молящийся перед Богородицей Альмуденой.

На щитах на главном фасаде изображены гербы испанского королевского дома и папы римского Иоанна Павла II, освятившего собор.

В собор входят со стороны фасада по улице Бейлен. Вход в собор бесплатный, но стоит емкость для добровольных пожертвований в размере 1 евро. Собор открыт ежедневно с 9 00 до 20 30.

Перед фасадом Бейлен находится небольшая квадратная площадь Иоанна Павла II, в центре которой стоит памятник ему работы скульптора Хуана де Авалоса.

Еще на площади есть работа канадского скульптора Тимоти Шмальца Бездомный Иисус. Такие он устанавливает в разных городах мира.

Бронзовые ворота собора работы скульптора Сангино. На левом снимке ворота фасада Бейлен, через них попадаешь в трансепт собора. Барельеф на них изображает сцену освящения собора. На правом снимке ворота главного фасада, их открывают только во время праздничных мероприятий.

Внутри собор очень светлый, он имеет форму латинского креста с центральным нефом, двумя боковыми нефами и большим трансептом с тремя нефами. Несмотря на готический вид колонн и арок, войдя, понимаешь, что собор современный.

Алтарный стол размерами 6&times;2 метра выполнен из зеленого гранадского мрамора. Справа епископский стул, вырезанный из орехового дерева в неоготическом стиле в 1885 году Рамоном Фоноллосом.

Распятый Христос работы Хуана де Меса (начало XVII века) в алтаре, как и лавки хоров из орехового дерева с обеих сторон алтаря, ранее находился в старинной церкви Сан-Исидро, которая была кафедральным собором до освящения собора Альмудены.

В трансепте слева от главного алтаря, есть алтарь из церкви кафедрального собора Святого Петра.

В соборе много скульптур. Вот Христос лежащий Хуана де Авалоса.

Статуя Милосердный Иисус Хуана Мартинеса Монтаньеса.

В апсиде за алтарем есть проход, за ним размещаются пять радиальных часовен.

Очень красивы витражи заалтарных часовен на темы жизни тех святых, кому посвящены часовни.

Часовня Богоматери Мистической жизни

Часовня святой Марии Микаэлы дель Сантисимо Сакраменто.

Часовня причисленной к лику блаженных Марианы-де-Хесус.

Часовня святого Хосемарии Эскрива де Балагер.

В соборе необычно яркие потолки, их роспись напоминает потолки стиля мудехар. Это работа художника Хосе Луиса Галисии.

В куполе по четырем сторонам изображены четыре стихии земля, вода, огонь и воздух, которые держат небо.

С противоположной от алтаря стороны над воротами главного входа находится уникальный орган, созданный мастером Герхардом Гренцингом.

В трансепте великолепные большие витражи классического вида.

Боковые часовни главного нефа посвящены в основном современным святым Мадрида.

Часовня Богоматери Чудес.

Часовня святой Анхелы-де ла Круз.

Керамическое панно из часовни Крещения. В этой часовне есть купель из коричневого мрамора и изображение Иоанна Крестителя XVIII века, но из-за ограждения сфотографировать не получилось.

Часовня Святой Марии Хосефы дель Коразон де Хесус.

Часовня святого Педро Поведа.

Часовня Святой Марии Соледад Торрес Акоста.

Часовня Святой Троицы.

В часовнях главного нефа витражи вполне современные в стиле поп-арт.

В конце трансепта справа находится алтарь Святой Марии Альмудены.

Это возвышенный алтарь, к нему ведут две боковые лестницы с медными перилами. На лестнице щит с гербом Мадрида, ниже под алтарем гробница 18-летней королевы Мерседес.

Витраж над алтарем.

Дева Альмудена сидит в серебряном кресле XVII века в центральной нише алтаря. Алтарь был написан Хуаном Бургундским (конец XV начало XVI века). Он состоит из восемнадцати панно со сценами из жизни Иисуса Христа и Марии.

В склеп собора, где похоронены многие именитые персоны, мы не спускались. В соборе есть музей.

Собор мне понравился, пусть в нем нет привычной для испанских храмов роскоши барокко и блеска золота.