Нет, и это отчасти потому, что на самом деле практически вообще не существует музыкантов «самоучек». Мне потребовалось некоторое время, чтобы осознать это, потому что я сам часто описывал себя как гитариста-самоучку.
Правда заключалась в том, что я не был самоучкой. Я научился всему, что знал об игре на гитаре и басу, слушая и наблюдая за другими гитаристами и музыкантами, а также на уроках игры по фортепиано, которые у меня были в детстве.
Когда я принес домой из магазина свой первый инструмент, дешёвую восточногерманскую подделку цельнокорпусного баса Fender, я узнал, куда ставить пальцы, из книги под названием «Как играть на бас-гитаре». Что такое гаммы и аккорды, я узнал из уроков игры на фортепиано. Я научился прослушивать песни (то есть проигрывать их мысленно), слушая их снова и снова, и перенёс это знание на гриф.
Я специально не учил себя импровизировать. Я копировал чужие импровизации до тех пор, пока не выучил достаточно вещей, чтобы больше не звучать в точности так же, как кто-то другой. Я видел, как играют другие, и это вдохновляло меня в течение многих лет. Гораздо позже, когда появился YouTube, я выучил целиковые соло и пьесы, которые давно поражали мой слух. Я хотел научиться играть джаз, но не знал, с чего начать, пока настоящий джазовый музыкант не посоветовал мне конкретные учебные материалы.
Я так подробно рассказываю о своём собственном опыте потому, что он довольно точно отражает то, как чему-то учатся многие музыканты, у которых никогда не было учителя.
Дело в том, что если бы у меня был хороший учитель, я мог бы научиться всему гораздо раньше и эффективнее.
Вместо этого меня просто плохо учили. Никто не следил за моими успехами и не говорил мне, над чем работать. Я должен был учиться сам, мучительно медленно, слушая, как звучит моя собственная игра, пытаясь оценить её достаточно объективно и решить, каковы мои слабые стороны. Музыканты, у которых есть учителя, не должны этого делать. Для этого и нужны учителя.
Таким образом, в основном не существует музыкантов-самоучек, за редким исключением.
Если что-то и отличает предположительно «самоучек» от тех, кто получил традиционное музыкальное образование, так это, возможно, то, что иногда музыканты без формального учителя чувствуют себя менее скованными, пробуя новые вещи.
Я могу привести пример Арнольда Шёнберга, у которого было очень мало формального музыкального образования. В результате он вывернул гармонию наизнанку в своей музыке. Или Джими Хендрикса, который в раннем подростковом возрасте был настолько мотивирован учиться играть на гитаре, что, когда у него не было настоящей гитары, он носил с собой метлу, притворяясь, что это гитара. Когда он служил в армии США, он проводил так много времени, практикуясь на инструменте и не выполняя своих обязанностей, что его товарищи-солдаты смеялись над ним.
Но, честно говоря, я думаю, что такие парни, как Шёнберг и Хендрикс, являются исключениями: исключительно музыкальные личности, которые пробивали все ограничения своей среды и впитывали музыку везде, где только могли ее получить.
Большинство музыкантов, с которыми я играю сегодня, прошли музыкальную школу, и никто из них не стесняется изучать различные виды музыки.
Ребята из моей гаражной группы в средней школе были, как и я, людьми, у которых не было учителей. Они были абсолютно ограниченными в отношении музыки, которую хотели играть (это были Брюс Спрингстин и U2), и совершенно не интересовались ничем, кроме этой музыки. Они, конечно, не были заинтересованы в том, чтобы придумывать свою собственную музыку.
Одна из предпосылок хорошего музыканта — это, как мне кажется, как можно больше кругозора и знаний о музыке.
Один из типичных недостатков самоучки — это непризнание того, как много он получил от других музыкантов, что, в свою очередь, может привести к отсутствию восприимчивости к новой музыке и некоторому высокомерию по поводу того, как много, по его мнению, он сделал самостоятельно. Говоря себе, что вы самоучка, вы склонны к самодовольству, а самодовольство — враг прогресса в музыке.
Так что, некоторым выдающимся музыкантам удаётся многого достичь с очень небольшим формальным музыкальным образованием. Но факты говорят, что чем больше вы учитесь, тем дальше вы, вероятно, пойдёте.
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
Для меня «самоучка» означает хаотичное обучение. Человек учится из того, что находится перед ним, не руководствуясь систематическим курсом обучения, который гарантирует, что он получит что-то по каждой части общих знаний по теме.
В результате человек может стать весьма знающим и будет довольно хорош, но у него будут зияющие пробелы в базовых знаниях, и ему будет очень трудно собрать всё воедино. Это относится ко всем областям знания, а не только к музыке.