— В конце 90-х ГАЗ поразил публику чередой очень ярких прототипов — новые «Волги» ГАЗ-3111, 3103-04, внедорожник ГАЗ-3106 «Атаман-II». Дизайн всех этих машин разрабатывали Вы. Самый запомнившийся проект — 3111. В свое время СМИ заостряли внимание на том, что первый прототип «одиннадцатой» построили американцы. Можете подробнее рассказать об этом?
— Действительно, первый макет-демонстратор ГАЗ-3111 из пластика построили американцы, фирма Venture Industries из Детройта. Эта компания специализировалась на изготовлении прототипов, фрезеровании, создании оснастки и т.п. Там были великолепные специалисты-модельщики. Фирма давно была на горизонте у ГАЗа, обратиться к ним — решение руководства. Это отчасти еще обуславливалось и тем, что опытное производство ГАЗа тогда загрузили проектами под завязку, мощностей не хватало.
Но Venture никак не участвовала в создании образа ГАЗ-3111, это полностью наша разработка. Дизайн и конструкция «одиннадцатой» были записаны в цифровом виде. Американцам мы передали диск с математической моделью кузова и салона — изготовьте, пожалуйста. Помимо демонстрационного образца американцы изготовили мастер-модель ГАЗ-3111, то есть эталон поверхностей кузова. Они говорили, что это уникальный случай в их практике, поскольку обычно автопроизводители у них заказывали не только изготовление, но и инжиниринг, то есть разработку конструкции.
Надо сказать, мы принимали активное участие в изготовлении демонстратора. Я каждые две недели ездил в Детройт. Нужно было принимать работу и вносить какие-то правки. В Venture сильно удивились, что я умею сам макетными работами заниматься. Надевал комбинезон и выпиливал крышки багажника, капота, двери. До покраски практически доводил. В Америке дизайнеры этого не умеют. Они приезжают в костюме и галстуке и говорят модельщикам — «тут сделайте то-то и то-то», но сами с макетом своими руками не работают.
— Как это делалось? Получается, у этого образца был трубчатый каркас, на который навесили пластиковые панели?
— Мы отправили в США обычную серийную «Волгу» ГАЗ-3110. И уже на ее базе американцы строили первый образец ГАЗ-3111. Основу оставили, а кузов сделали новый. Все боковины, проемы, все детали наружной поверхности, капот, крылья и все такое сделаны с нуля. Даже этот демонстратор ГАЗ-3111 может передвигаться самостоятельно, это рабочий образец.
— Вы помните, какой была премьера ГАЗ-3111?
— Да, я хорошо это запомнил. Из США приехала вся команда специалистов, которые работали над первым образцом 3111. Владелец Venture Industries Ларри Винджет лично привез их, чтобы они посмотрели на презентацию «Волги», а заодно и на Москву. Руководителем модельщиков у американцев был Джо — высокий латиноамериканец, который выглядел и одевался, как гангстер. Ночью перед открытием шла подготовка выставки. На стендах всех компаний кипит работа: моют, полируют машины, стенды собирают.
Джо сам сел за руль «одиннадцатой» и выгнал ее из контейнера на наш стенд. Никого к «Волге» не подпускал, чтобы не дай бог не поцарапали. Когда машина показалась из этого ящика, у всех челюсть отвисла, на стендах работа остановилась, все побросали свои шуруповерты и как загипнотизированные за «Волгой» побежали. Я сам не ожидал такой реакции, не сразу понял, что происходит. Ко мне подошел пьяный директор АЗЛК Рубен Асатрян и пренебрежительно спросил: «Ну чо вы там покажете?». Когда выехала «Волга», он моментально протрезвел.
Но самое интересное было, когда в здание Экспоцентра въехали еще два прототипа новых «Волг» — ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104— которые полностью были сделаны в Нижнем Новгороде
Самый первый демонстрационный образец ГАЗ-3111, его сделали в США. Наружные панели кузова выполнены из стеклопластика. У серийных машин 2000-2004гг. они, конечно же, были стальными
ГАЗ-3111 выглядит очень динамичным и одновременно солидным автомобилем, ведь дизайн экстерьера по моде тех лет был выполнен в "биодизайне" обработанном ретро-стилем, в данном случае новая ГАЗовская модель создавалось с непосредственной оглядкой на легендарного предка, а именно — 21-ю "Волгу". К которой стилистикой своих линий напрямую отсылала в первую очередь светотехника, созданная совместно с фирмой Hella : передние фары каплевидной формы, с фарой ближнего света в виде прожектора с линзой и фарой дальнего света, в котором луч формируется рефлектором (самое современное решение), все это было прикрыто прозрачным колпаком ;указатели поворота с 8 лампочками размещенные отдельно под фарой ;концепция задних фонарей, где под рассеивателем, напоминающим по форме задний фонарь ГАЗ-21, были размещены светодиоды. И венчал все это великолепие в общем перекликающийся с 21-й рисунок кузова, в том числе оригинальный дизайн кормы и похожие знаменитые выштамповки на задних дверях. А вот в салоне, о легендарном предке напоминал разве что хромированный ободок окантовки спидометра, отсылающий к оригинальному куполу оного в интерьере ГАЗ-21
Салон в сравнении с предыдущими моделями «Волги» полностью изменен. Предусмотрены места для установки подушек безопасности. Многие переключатели (например, вращающийся переключатель света фар и управления климатом) были выполнены по современным европейским стандартам. Новые сиденья были разработаны совместно с фирмой «Lear». Существовало два варианта блока климат-контроля (с возможностью переключения в режим принудительной подачи воздуха в ноги и без). На первых машинах устанавливались более удобные подрулевые переключатели (они были расположены ближе к водителю), а щиток приборов имел иное расположение контрольных ламп; так же была предусмотрена возможность отключения ABS специальной кнопкой.
Основным для серийных автомобилей был четырёхцилиндровый 16-клапанный бензиновый двигатель ЗМЗ-4052.10 (155 л. с.)
А на несколько машин были установлены моторы ЗМЗ-4062.10 (136 л. с.), ГАЗ-3105 компоновки V8 (170 л. с.) и дизельный двигатель ГАЗ-560 (110 л. с.). В качестве перспективного двигателя рассматривался опытный ЗМЗ-301 компоновки V6. К тому же моторный отсек ГАЗ-3111 допускает установку весьма широкой гаммы иностранных двигателей, нижегородская фирма «Техносервис» устанавливала рядные 4-х и 6-ти цилиндровые двигатели, V6 и V8 производства компании Toyota (об этом я скоро расскажу отдельно в подробной статье), агрегатированные с МКПП и АКПП.
Основные узлы трансмиссии унифицированы с ГАЗ-3110, но имеют конструктивные отличия. Из-за смещенного вперед двигателя пятиступенчатая КПП снабжена удлинителем механизма переключения передач, а карданная передача с промежуточной опорой существенно удлинена. Ширина заднего моста и колея задних колес увеличены в сравнении с предыдущими моделями «Волги».
На ГАЗ-3111 впервые в семействе «Волг» было применено реечное рулевое управление с гидроусилителем производства завода «Автогидроусилитель» (г. Борисов, Белоруссия). Травмобезопасная рулевая колонка регулировалась по высоте (на некоторых автомобилях в двух направлениях: по высоте и по вылету).
Тормоза аналогичны ГАЗ-3110 — передние дисковые вентилируемые, задние барабанные. Впервые в отечественном автопроме на ГАЗ-3111 была применена антиблокировочная система тормозов (Bosch 5.3).
Передняя подвеска ГАЗ-3111 разработана с «нуля». Конструкция является традиционной для легковых автомобилей большого класса — два разнесённых на большое расстояние поперечных рычага с амортизаторной стойкой, опирающейся на нижний рычаг, архаичные шкворни были заменены шаровыми опорами. Для облегчения сборки и повышения точности управления :нижние рычаги подвески, передний стабилизатор поперечной устойчивости, реечное рулевое управление и опоры силового агрегата — крепятся к подрамнику, как на большинстве современных автомобилей. Это конструктивное решение также уменьшает передачу вибраций на кузов
Заднюю подвеску для уменьшения себестоимости начальство потребовало оставить зависимой, рессорной. Но она была существенно переработана по сравнению с предыдущими моделями «Волги» — изменен угол наклона амортизаторов, введен стабилизатор поперечной устойчивости. Планировалось, что через некоторое время после начала серийного производства задняя подвеска все таки будет заменена на независимую многорычажную, и кстати задние колесные арки изначально были проработаны под это. Но к сожалению многорычажки "одинадцатая" так и не дождалась. А багажник в итоге остался довольно маленьким из за непроработанного пространства
Электрооборудование салона ГАЗ-3111 было приближено по уровню предоставляемого комфорта к зарубежным автомобилям сопоставимого класса и разработано совместно с фирмой Bosch. Все двери оснащены электростеклоподъёмниками, в штатную комплектацию входил центральный замок, противотуманные фары, задний противотуманный фонарь, аудиоподготовка на 8 колонок и электроантенна, подогрев — форсунок омывателя, боковых зеркал с электроприводом и лобового стекла. Состояние основных систем автомобиля — температура и уровни всех эксплуатационных жидкостей (в том числе уровень моторного масла) — контролировалось бортовой электронной системой и в случае неисправности отображалось на панели приборов
Электрика предусматривала установку бортового маршрутного компьютера (на несколько машин на заводе был установлен компьютер БК-11 ЗАО «Техноволга»). Для задних пассажиров был предусмотрен отдельный прикуриватель с пепельницей, плафоны подсветки и у некоторых подогрев дивана.
На ГАЗ-3111 была установлена система климат-контроля с электроприводом заслонок и салонным фильтром, которая способна прокачивать через салон до 500 кубометров фильтрованного воздуха за один час…
Некоторые дилеры устанавливали вместо штатного управления климат-контролем электронный блок управления с возможностью автоматического поддержания установленной температуры воздуха в салоне, или если выразиться сокращенно — однозонный климат- контроль
В базовой комплектации :кондиционер, магнитола и другое дополнительное оборудование устанавливалось исключительно под заказ.
Кузов ГАЗ-3111 не подвергался оцинковке, но некоторые сварные швы были лужеными. Машина окрашивалась в большое количество цветов (около 10), наиболее часто встречается красный цвет («Красное вино») и оттенки синего и чёрного («Авантюрин», «Посейдон», «Чероит»). В зависимости от цвета кузова, выбиралась тканевая обивка салона и цвет верхней части панели приборов (у машин с зелёным кузовом окраски «Малахит» верхняя часть панели приборов была зелёной). Дилеры предлагали на заказ кожаную отделку салона.
Все машины комплектовались российскими легкосплавными дисками K&K «Элита» и полноразмерным запасным колесом также на литом диске.
Выпускались красивые рекламные видео и плакаты, а у ворот завода даже выставляли счетчики отсчитывающие дни до запуска конвейера.