Найти тему
ТСК Перевалка

Какая марка щебня подойдет для тротуара?

Перевалка на Вагоноремонтной 10А
Перевалка на Вагоноремонтной 10А

Щебень активно используется в дорожном строительстве. Сыпучий нерудный материал, производимый путем дробления и последующего просеивания горных пород, а также отходов строительной и металлургической отрасли, востребован при создании дорог различного назначения, в том числе пешеходных тротуаров с асфальтовым и плиточным покрытием.

Особенности строительства тротуаров

Пешеходные дороги не предполагают проезд автотранспорта, поэтому испытывают нагрузки, уровень которых на порядок ниже, чем нагрузки на трассы, предназначенные для проезда транспортных средств. Поэтому, несмотря на схожесть технологий строительства пешеходных и автомобильных дорог, создание тротуаров предполагает более низкий расход материалов. В частности, дорога для пешеходов предусматривает обустройство менее объемной подушки, чем автотрасса.

Строительство тротуаров

Создание пешеходных дорог состоит из следующих этапов:

  • разбивка территории и установка вертикальных отметок;
  • выемка верхнего слоя грунта;
  • укладка геотекстильного полотна;
  • создание песчаного основания (слой крупнозернистого песка толщиной 20 см);
  • создание щебеночного основания (слой щебня средней фракции толщиной 15 см);
  • расклинцовка щебеночного слоя (слой из щебня мелкой фракции толщиной 5 см, который не учитывается в общей толщине пирога);
  • укладка внешнего покрытия.

В качестве внешнего слоя пешеходных дорог чаще всего используются асфальт или тротуарная плитка. При строительстве заасфальтированных тротуаров щебеночное основание покрывается битумной смолой, а сверху укладывают асфальтовое покрытие. При использовании тротуарной плитки сверху щебеночного слоя создается песчано-цементный слой толщиной 3-7 см, поверх которого укладывают плитку или брусчатку. О более подробных расчетах вы можете прочитать в статье: в статье Как посчитать сколько нужно щебня для дороги?

Использование щебня

При строительстве пешеходных дорог применяется материал средней и мелкой фракции. Для создания щебеночного слоя основания (толщина 15 см) используется щебень фракция 20-40 мм. Для расклинцовки щебеночного слоя применяют щебень самой мелкой фракции 5-20 мм.

Горы щебня на перевалке ООО "ТСК"
Горы щебня на перевалке ООО "ТСК"

Требования к щебню

Отсутствие больших нагрузок на пешеходные дороги позволяет сократить до минимума требования к щебню, используемому для строительства тротуаров. В соответствии с ГОСТом 8267-93 разрешено применять щебень, имеющий показатель прочности М400 и выше. Это позволяет использовать для строительства пешеходных дорог любые виды щебня, включая:

  • гранитный;
  • гравийный;
  • известняковый;
  • доменный;
  • вторичный.

Все о щебне, его видах и применении можно ознакомиться в Обзорной статье про щебень.

С экономической точки зрения для тротуаров лучше всего подходит щебень, производимый из вторсырья и отходов производства. Самыми дешевыми материалами, которые позволяют максимально снизить себестоимость строительства пешеходной дороги, являются:

  • доменный (шлаковый) щебень, сырьем для производства которого выступает окаменевший шлак, образующийся в доменных печах при плавке цветных и черных металлов;
  • вторичный щебень, который производят из обломков кирпичей и бетона, образующихся при демонтаже старых зданий и сооружений.

Оба вида материала являются побочными продуктами производства и имеют минимальную стоимость, которая существенно ниже цены щебня, производимого из горных пород.