Найти в Дзене

"В этой школе только два нормальных учителя", - заявила моя одноклассница на выпускном

Здравствуйте, уважаемые подписчики! Сегодня День Учителя, и мне хотелось бы рассказать вам историю о противостоянии, в котором победили мудрость и терпение одного педагога.

***

Лена пришла к нам в 10 классе. Бойкая, развитая, имеющая на всё своё мнение, при этом не сказать, чтобы очень уж старательная или сверхталантливая... но было в ней что-то такое, что сразу позволило нам сблизиться. Она прекрасно знала жизнь, знала, как умело повернуть ситуацию в свою сторону, я этого не умела, но зато прекрасно ладила с преподавателями и всерьёз увлекалась литературой.

Я помогала ей с английским, иногда с литературой, она мне - с французским. И всё могло бы быть безоблачно, если бы не вечное её недовольство нашими учителями. То они в чём-то не разбираются, то заваливают её на уроках, то просто ненавидят. Разнополярность взглядов на преподавателей нередко приводила к ссорам, но особенно задевали меня эти разговоры тогда, когда речь шла о нашей учительнице русского языка и литературы.

***

Я почти с первых уроков полюбила этого серьёзного учителя, завуча, а потом директора, который преображался, едва входил в класс. И.В. читала нам книги, позволяла высказывать своё мнение о произведении, мы могли спорить о героях, писать сочинения на свободные темы... Да, серьёзная работа с нудными правилами и неинтересными произведениями тоже была, но и их она могла превратить во что-то такое, что просто нужно запомнить, пройти по программе, не испытывая отвращения.

Но самое главное, что было в ней - это серьёзное отношение к нашему творчеству. Она действительно считала, что это не просто подростковые закорючки, а нечто большее, способное сформировать наше будущее. После уроков она могла сколько угодно разговаривать с учениками о литературе, языке и творчестве, даже если ей уже давно надо было быть дома.

***

В 11 классе она дала всем желающим задание - написать развёрнутый литературный анализ произведения. Сдав работы, мы с нетерпением ждали результатов наших трудов. Но далеко не у всех они были высокими. Лене не повезло. Она писала анализ так, как учили их на журналистских курсах, которые она посещала. В итоге вместо развёрнутой литературной статьи получилось нечто, больше похожее на краткий обзор произведения очень краткий, что никак не могло устроить И.В.

Попытка Лены доказать свою правоту не увенчалась успехом. Было дано чёткое задание: написать развёрнутый литературный анализ. Желая пойти навстречу ученице, И.В. предложила переписать работу, но Бороян Лена была уверена, что всё сделала правильно, а потому решила оставить так, как есть.

***

Мы бродили по коридору перед дежурством в классе и обсуждали ситуацию.

-Ты представляешь, как меня директриса завалила! - жаловалась Лена.
-Ой, Лен... тебя все валят... классная валит, француженка валит, географичка валит... теперь и И.В... у тебя только химичка хорошая, потому что твоей классной была...
-Т.е. ты считаешь, что я преувеличиваю?
-Считаю.
-Ты просто её любимица, поэтому не можешь оценивать ситуацию здраво.
-Ага, любимица...- я нахмурилась, потому что не считала себя любимицей нашей руссички, тогда казалось, что ко всем она относится одинаково, у неё просто не может быть любимчиков, не тот человек.
-Ещё к классухе идти дежурить... ну вот не разбирается И.В. в журналистике, так зачем так резко осуждать?
-Не знаю, хочешь посоветуйся с Е.А. (наша классная), может она что-то дельное скажет!

Откровенно говоря, я была уверена, что Лена никогда не обратиться к нашей классной руководительнице, потому что не ладили они, просто мне изрядно поднадоела данная беседа. Каково же было моё удивление, когда она подошла к Е.А. и заговорила о своём анализе.

-Е.А. прочитайте и скажите, что это?

Классная руководительница пробежалась по строчкам и осторожно предположила:

-Аннотация?..

Рецензия или краткий обзор были, конечно, ближе, но из-за слишком уж небольших размеров причислить произведение Лены к данному жанру было трудно. Я помню, как одноклассница рассердилась и, взглянув на классную руководительницу как на человека, который абсолютно не разбирается в журналистике, гордо сообщила:

-Нет, это анализ. Только не литературный, а журналистский.

В этот момент как будто какой-то рычажок сорвался, и вся обида на несправедливую русичку полилась из Лены, как вода из пятилитровки. Она стояла спиной к распахнутой двери, а потому не сразу заметила приближающуюся И.В.

Взволнованная и расстроенная, она не замечала знаков, которые я пыталась ей подать, а когда заметила, было уже поздно. Медленно развернувшись, она увидела, наконец, руссичку, которая стояла с невозмутимым лицом.

-Здравствуйте... - растеряно пробормотала Лена.

-Здоровались уже, - ответила директор школы, приближаясь к классной руководительнице.

И тут Е.А. бы промолчать, но то ли от нелепости ситуации, то ли специально, чтобы досадить Лене за жалобу, она сказала:

-А мы тут литературные анализы обсуждаем... - и протянула руссичке листок с текстом, подготовленным Леной.

- Мне такое даже в пятом классе не сдают, - раздражаясь, ответила директор, было похоже на то, что разговор ей сильно надоел.

-Вы просто не разбираетесь в журналистике! - Сказала Лена.

-Речь идёт о литературе, а не о журналистике...

-Но ведь такая форма допустима, разве нет? - стараясь защитить Лену заметила я.

И.В. разозлилась и, грозно глядя на меня, выпалила:

-Ещё ты, Силуянова, со мной спорить будешь!

Я сникла. Мне совсем не хотелось вступать в конфликт с любимой учительницей. Впрочем разговор был завершён. Директор и классная обсуждали какие-то школьные дела, а мы быстро убрались и вышли из школы.

-Вот увидишь, она меня теперь постоянно валить будет, - сказала Лена, пиная снежный комок. - Ещё и тебе достанется...
-Правильная она, не будет... - возразила я.
-Будет. Здесь уже личное...
-Не знаю...

Оставшийся путь до дома мы прошли молча.

***

На следующий же урок Лена пришла неподготовленной. И естественно получила двойку. В журнал. Карандашом.

На следующий день история повторилась. Потом наступило затишье.

А через месяц история невыученного урока повторилась. На этот раз двойка в журнале была выведена ручкой.

На перемене я ждала слов о несправедливости и предвзятости, но они не звучали. Была только одна фраза: "Отец меня убьёт".

Сочинения сдавались в последний момент. Стихи не сдавались вовсе. А И.В. терпеливо ждала, когда Лена сдаст положенный список стихотворений, накопленный за месяц, досдаст сочинения...

Умная, хорошо разбирающаяся в русском языке и литературе Лена, которая смело могла получить отлично за год, заметно съехала. Выше четвёрки за полугодие ей не грозило, хотя И.В. вела себя так, как будто ничего не произошло. Она не валила Лену, всегда старалась идти ей навстречу, а двоек, кроме той, первой, больше не было.

За первое полугодие Лена получила четвёрку. Она была явно расстроена, но тогда впервые я услышала от неё в адрес И.В.

-Знаешь, я думаю, она могла поставить и пятёрку... но дала мне шанс вырасти над собой, подтянуться, чтобы отлично было крепким.

Я ничего не ответила ей тогда, в моей голове маячил разговор с И.В. о моей хромающей математике, поэтому настроения обсуждать четвёрку по литературе, полученную Леной у меня не было.

***

Второе полугодие пролетело незаметно. Мы в волнении готовились к экзаменам, и разговоры об И.В., как и о других учителях, смолкли. Мне казалось, что стало просто не до того. А потом был выпускной. Мы шли с Леной по улице, когда она вдруг произнесла:

-Знаешь, в этой школе только два нормальных учителя...
-Так... первая - С.Н., а кто ещё?...
-И.В.
Я была так растеряна, что смотрела на неё, хлопая глазами и не в силах произнести ни слова.
-Да, ты была права, - сказала Лена. - Она Учитель с большой буквы.

Снова и снова вспоминая эту историю, я мысленно аплодирую Учителю, который понимал, что ни уговорами, ни нареканиями, ни требованиями не завоевать уважения к себе. Только мудростью и терпением можно расположить к себе ученика.

Картинка взята как иллюстрация с просторов интернета.
Картинка взята как иллюстрация с просторов интернета.

Вот такая история произошла в моей жизни. А у вас были случаи, когда мнение об учителе менялось кардинально? Пишите в комментариях. А также ставьте класс и подписывайтесь на мой канал.