10 апреля 1963 года в Атлантике исчезла новейшая АПЛ ВМС США «Трешер» с 129 членами экипажа. «Трешер» стала первой в мире атомной подводной лодкой, потерпевшей катастрофу. АПЛ «Трешер» под командованием капитан-лейтенанта Джона Гарвея вышла в море для проведения пробных глубоководных погружений. В 60-е годы АПЛ ВМС США имели максимальную глубину погружения 360 метров. Испытания «Трешера» обеспечивало спасательное судно СС «Скайларк». Погружение должно было производиться ступенями по 30 метров, с выходом на связь каждые пятнадцать минут.
Из вахтенного журнала СС «Скайларк»:
08.00 —проверка звукоподводной связи
08.02 - глубина 120 метров. Осмотр прочного корпуса
08.09 - глубина 180 метров
08.24 - очередной сеанс связи
08.35 - глубина 270 метров
08.53 – АПЛ близка к предельной глубине (360м –прим.авт)
09.02 - сеанс связи: СС «Скайларк» запросил курс «Трешера». Ответ: «Курс не изменился»;
09.10 — АПЛ не отвечает
09.12 - с «Трешера» получено сообщение о наличии неполадок. АПЛ имеет дифферент на корму. В течение 20-30 секунд слышался шум сжатого воздуха. Последние слова с АПЛ «Трешер»: «…предельная глубина…»
09.17 – был слышен приглушенный грохот.
Развитие событий 10.04.1963:
13.32 - Командование спасательной операцией поручено капитану 1 ранга ВМС США Ф. Эндрюсу
15.30 - начальник ГШ ВМС США Д. Андерсон докладывает Военно-Морскому министру Ф. Корту и представителю Белого Дома капитану 1 ранга ВМС США Шепарду.
15.45 - Шепарда принимает президент США Д. Кеннеди.
~ 17.00 - спасательные суда обнаружили на поверхности масляные пятна, куски полиэтилена и пластмассы, принадлежащие «Трешеру». Сомнений не было - лодка погибла. 19.30 - родным и близким подводников сообщили трагическую весть, через полчаса были проинформированы газеты, телевидение и радио. В этот же день семьям подводников была выплачена компенсация, обеспечившая им беспроблемное существование до конца дней.
Комиссия по расследованию причин катастрофы была создана 11 апреля. Возглавил ее начальник военно-морского училища в Аннаполисе, вице-адмирал Бернард Остин. Комиссия сформулировала ряд причин, каждая из которых могла стать причиной гибели «Трешера»:
1. Акт саботажа или диверсии.
2. Ошибка, приведшая к провалу за предельную глубину погружения.
3. Технические или конструктивные дефекты, приведшие к разрушению прочного корпуса на глубине, близкой к предельной.
4. Потеря плавучести вследствие поступления воды внутрь прочного корпуса
5. Взрыв боезапаса или реактора.
Большинство из этих версий было отвергнуто. Наиболее реальной является версия о разрушении прочного корпуса на предельной глубине и поступлении воды через поврежденную арматуру или трубопроводы:
Авария произошла на глубине 360-400 м, давление забортной воды 36-40 кг/кв.см. В 09.12 сорвало арматуру или разорвало трубопровод в корме: произошло КЗ электроцепей, нарастающий дифферент, потеря хода. Количество воды в прочном корпусе стало очень велико - при отрицательной плавучести, без управления, лодка провалилась за предельную глубину. В 09.17 - вода снесла водонепроницаемые переборки и в отсеках воздух сжимался до возгорания. Это подтверждают следы пламени на кусках полиэтилена, найденного на месте гибели «Трешера». Лодка падала ~ 2 км, гребной винт сыграл роль стабилизатора, перевернув ее носом вниз. Но это лишь версия.
Разгадать тайну гибели АПЛ «Трешер» за 57 лет не удалось. АПЛ ВМС США «Трешер» открыла счет потерям атомной подводной эры. Увы, она не стала последней.
Источники: uhlib.ru, Мормуль Н.Г.