Найти тему
ПАЛЬМИРА

Дикция и артикуляция. Как я стала логопедом

На занятиях вокалом и на других своих уроках я часто сталкиваюсь с тем, что у людей взрослых и у детей школьного возраста очень плохая речь. Не выговаривание букв, полный рот слюны, небрежная, торопливая речь и другие дефекты. Хотя они считают, что все хорошо. Это свидетельствует о низком уровне самоконтроля в этой сфере.

Я думаю, вы согласитесь, дорогой читатель, что хорошая дикция необходима для вокалиста, а правильная и красивая речь – для любого преподавателя. К человеку, который четко и красиво говорит, другое отношение, уважение, с ним будут считаться, его будут слушать, его лучше поймут.

Мне думается, что всеобщая спешка, гонка за заработком, негативный настрой, который льется из СМИ, возросшая болезненность, низкая энергетика человека – это главные причины того, что общий уровень культуры речи и дикции соответственно снизился на порядок. Поэтому в наше время необходимо заниматься речью большему числу людей, чем раньше. И логопеды стали востребованы, наверное, как никогда! Но… я хочу показать эту проблему с разных сторон, а не только как коммерческую.

Если объединить все причины нарушения речи в одну, то это расшатанная психика. Загнав себя в тиски «обстоятельств» (когда человек реально начинает думать, что от него ничего не зависит), чему способствует социум, не мудрено потерять контроль над множеством функций тела, которые ярче всего проявляет именно речь. Стиснутые челюсти, нечувствительный язык, отсутствующая мимика. Всё это говорит о чрезвычайной слабости сигналов от мозга к органам речи и обратно.

Основная идея моей статьи вот в чем. Социум постепенно снял с родителей ответственность за то, чтобы те учили детей говорить. Ребенок большую часть времени проводит в садике. Кто говорит с ребенком? Кто показывает, как надо открывать рот и произносить слова? Логопед? Это же абсурд! Родители уставшие лежат после работы на диване или колотятся на кухне: им не до того. А речь ребенка к школе оказывается не сформирована.

На наших занятиях мы боремся с этими проблемами успешно. Мне думается, что именно йога, повышающая энергопотенциал, снова приходит на помощь мне и моим ученикам.

-2

Язык – это орган концентрации внимания, орган восприятия и передачи сигналов в мозг. Недавно при работе с очередным учеником я выяснила, что язык помимо функции оформления согласных дает и очевидную помощь в пении гласных! Если вялый язык лежит на нижней челюсти, то вокального звука не будет. Его нужно приподнять и натянуть, как струну. Тогда звук проходит свободно. Голова становится резонатором, и ученик с радостью замечает, что петь стало легче.

Понаблюдайте, как ведет себя язык, когда мы поем гласные звуки: А, О, И, У и т. д. Попробуйте помочь себе языком, когда поете эти звуки: приподнять язык, как бы подталкивая звук вперед изо рта. Так будет значительно лучше!

Поэтому совет всем родителям и преподавателям: научите ребенка владеть языком: максимально тянуть, вытаскивая его, поднимать в нёбу в открытом рту, делать узким и острым. Многие не могут вытащить язык, не придерживая его губами. Язык лежит во рту, как блин, собирая массу слюны и делая речь невнятной, вялой. Для такого человека и пение затруднительно.

Держите внимание на кончике языка, подворачивайте и напрягайте его. Улучшатся звуки «С», «З» и др. Эти звуки также связаны с положением челюстей. Надо сдвинуть их так, чтобы верхние и нижние зубы были на одном уровне. А язык точно попадал в маленькое отверстие между зубов. Но при этом челюсти мы расслабляем, устраняя челюстной зажим.

Можно делать массаж языка пальцами рук. Вы почувствуете его лучше, поймете, сколько там нервных окончаний, болевых точек, блоков и разнородной плотности мышц. Язык – это мышца и тренировать его необходимо так же, как мышцу. Если этого не произошло в раннем детстве естественным путем (ребенку не разрешают высовывать язык, говоря, что это некрасиво. Но ребенок чувствует, что ему это необходимо для тренировки! Он просто не может этого объяснить!), то надо заниматься отдельно. И делать это может любой родитель. Не обязательно искать логопеда. Ведь и логопеды, как показал мой опыт, не знают таких вещей, как работа с вниманием. Я работаю со взрослыми и детьми, которые подолгу посещали логопеда, а результата это не дало!

-3

Йоговские методы здесь куда эффективнее. Это медитация и концентрация. Язык здесь играет особую роль: он направляет поток энергии к мозгу. Вернее, приподнятый к верхней челюсти (прижат к деснам за верхними зубами), он замыкает контур потока энергии в голове. Это предохраняет человека от постоянной потери энергии. Не зря же раньше была поговорка: держи язык за зубами. Поэтому не всё молчание – золото, а только то, когда язык замкнут наверх.

Чтобы язык и все функции внимания работали хорошо, ни в коем случае нельзя находиться в атмосфере нервозности и спешки, необходим достаточный отдых и прогулки на природе. Надо стремиться заниматься любимым делом. Это важно привыкнуть делать и детям, и взрослым. Я считаю, что пусть лучше ребенок не будет загружен дополнительными дисциплинами (в том числе подготовительными занятиями к школе и иностранными языками в раннем детстве), а взрослый не заработает на новую марку авто, но у них будет такое состояние психики, которое позволит говорить и думать не спеша, быть внимательным к самым тонким проявлениям души. Такие дети и родители обязательно смогут научить и научиться говорить красиво.

Дети и взрослые, которым я помогаю, довольно быстро начинают говорить красиво и правильно, потому что мы общаемся доверительно и снимаем блоки, вызванные отсутствием внимания к себе и родителей к детям, учимся убирать спешку и страхи. Человек или ребенок начинает смотреть на себя как бы изнутри и видеть причины своих нарушений. А это самый верный путь к исцелению.