Найти тему
Александра Гафьер

Поэтический спектакль В. В. Маяковского в Выборге

Знаете эти вечные противоборства? Marvel против DC, Месси против Роналду… и, конечно, Есенин против Маяковского. Я всегда была сторонницей и горячим поклонником Владимира Владимировича. Но впервые я увидела единение поэзии и актерского мастерства в выборгском представлении на авторском вечере от Тимы. Отдельно хочу поблагодарить Дарью и Илью за грамотную постановку света и звуковое сопровождение, которые позволили сделать спектакль таким самобытным и атмосферным!

На протяжении всего «творческого часа» поэт словно незримо присутствовал перед моими глазами, за моими плечами, дух Серебряного века слился с окружающим воздухом.
На сцене Тиму я не видела – передо мной пронеслись основные вехи жизни поэта. И это далеко не та жизнь, которая рассказывается в биографиях на страницах затертых учебников. Я заново прочувствовала те переживания, которыми жил Маяковский. Я слышала отголоски тех времен, когда он в безумных стенаниях сотрясал уклад советского обиталища и умудрялся вклинивать туда сильные любовные и революционные измышления, ярким пламенем струящиеся по стихотворным строчкам прямиком из собственных вен поэта.

Я услышала «Облако в штанах», «Человека» и несколько других, не менее завораживающих зарисовок. Меня в спектакле поразило то, насколько безукоризненно и безошибочно Тима прочел поэмы Маяковского, практически ни разу не споткнувшись о чеканный слог революционного поэта. Сразу хочу сказать о субъективном недостатке представления – отсутствие декламации «Флейты-позвоночника». В моем понимании она является одной из самых знаковых работ в творчестве Владимира Владимировича, хотя я понимаю, что охватит все в рамках одного спектакля – задача невыполнимая. Как ни странно, но мне приятно было не услышать «Лилечку», потому что для глубокого и глобального проекта она чересчур тривиальна. Однако, пожалуй, мне не хватило стихотворения «Про это», в свое время кольнувшее меня в самое сердце.
Ключевыми штрихами в спектакле были декорации, которые по ходу действия с легкой руки Тима демонстрировали тыльную сторону. Мое внимание приковала органичность повествования - тематика стихотворений точно совпадала со словами и изображениями на «черных дверях». Они исполняют роль олицетворения, пропуска в базовые замыслы Маяковского и его видение разных сторон происходящих с ним событий и социальных перемен в стране. В спектакле большую роль уделили личностным переживаниям поэта: революция, оно, конечно, хорошо, но нужно видеть за ней человека, который вел ее за собой, кто влюблял в нее людей. Кем был Маяковский отдельно от переломных идей.

Первое единение: рождество и могильная плита с надписью «поэт». Здесь мне видится ассоциация с тем, что, рождаясь, поэт изначально мертв как человек. Он – транслятор тех идей, которыми его наделила судьба. Я всегда видела в великих острословах своеобразных «передатчиков» тех мыслей, которые диктуются ему «сверху». Не могу сказать точно откуда, все же я агностик до мозга костей. Общество дожимает его своими рамками, шлифует, а поэт вынужден и принимать правила игры, и одновременно идти против них.

Второе единение: страсти и символ доллара. На этом моменте звучали стихи о том, что бог современного (и это правда на все времена) человека – деньги. Ради них мы рано встаем, стекаемся с общим уличным потоком людей, теряем драгоценное время. Да, есть люди, которые горят собственной деятельностью, которые живут ею, которых она вдохновляет и греет душу. Так, как, к примеру, Николу Тесла порабощала магия электричества или как мою хорошую знакомую потрясает волшебство театра. Но посмотрите вокруг – большинство людей отдает треть жизни нелюбимой работе ради того, чтобы держаться на плаву в комфортных условиях. Маяковский детально описал, насколько подобная ситуация ужасна. Честно признаюсь, приблизительно к середине декламации я провела параллель символа доллара со свастикой. Если быть точным, я по второму кругу пропустила через себя такую антиутопическую мысль. Главная ошибка людей – неверное проведение логических связей. Деньги не равно цель. Они – возможности для их достижения. Страшно смотреть, как печатная бумага кружит разумы. И как они в ней растворяются.

Третье единение: вознесение и медицинский крест. В этот момент декламируются стихи, посвященные душевным мукам поэта. Речь идет о ревности. Проходит тонкая грань – это выедающее внутренности состояние является болезнью, от которого рождается безумие. Оно как раковая опухоль постоянно напоминает о себе, от него никуда не деться, от него ничем не забыться, если оно по-настоящему всепоглощающее. Оно возрождает из светлых начал дьявола, который выползает из дальних потемок как из-за кулис. Выходит, и его выступление на сцене души уже никуда не деть. И ты поддаешься, умираешь на этом распятии и воскресаешь, чтобы вновь быть распятым. Маяковский через свойственные ему метафоры обнажает саму суть этого чувства. Пробирают мурашки. Мысли рассеиваются в воздухе, ты чувствуешь, как это скрипит в артериях – непрекращающаяся агония, длящаяся вечно, от которой невозможно найти избавление. Понимаешь, вернее, пробуешь понять, насколько это больно. Но испытываешь лишь сотую долю того, о чем говорит поэт. Человеческие, точнее, нечеловеческие отношения, которые могут поднять тебя до небес и со всей неумолимой жестокостью ударить о землю. Кстати о небесах…

Четвертое единение: небо и знак «стоп». Символ того, что поэт в видении Маяковского не попадет в рай. Как минимум, себе он предрекает такое отречение. Ведь, по сути, поэт отрицает обыденность вещей, несет в стихах то, что идет вразрез стандартным убеждениям. В один момент его идеи подхватываются такими же «бунтарями», а позднее отвергаются большинством. Просто потому, что оно – большинство – не хочет видеть окружающую действительность. Читать стихи поэта – значит, на время надеть его глаза и осмотреться. Для многих такой подход равен самоубийству. Поэтому с точки зрения среднестатистического человека поэт не может оказаться на небесах. Он не внимает ложным истинам, он видит свои. Но кто сказал, что общепринятые нормы – это единственно верное? Историю пишут победители, общество заведует нашей реальностью. И снова пробирает страх. И вновь задаемся вопросами, когда-то осевшими на подкорке.

Пятое единение: возрождение и пустота. На этом этапе можно судить о неопределенности – Маяковский говорит о том, что ему неизвестно, останется ли он (точнее, его произведения) в умах будущего поколения. Канут ли в лету его мысли, то, что он хотел донести. По звучащим строкам явно ощущается его смятение, то, насколько поэта гложет беспокойство о ценности его творчества. Услышат ли главное в его стихах те, кто придут в этот мир после его смерти? И здесь речь идет не только о Маяковском, но и обо всех некогда живущих людях со своим сокровищем внутри. Вопрос остается открытым. Но мы, смотрящие по ту сторону сцены, знаем ответ?

Меня спектакль заставил заново погрузиться в творчество Владимира Владимировича. Тима превосходно раскрыл, как говорится, «главный мессендж», смог вжиться в роль поэта, сыграть образ на одном дыхании. Надеюсь, тех, кто скептично относится к Маяковскому, ему удалось, как минимум, заставить усомниться в собственном отношении. Правильно подобранное музыкальное сопровождение, своевременные световые переходы, вручную созданные декорации, профессионально поставленный голос и отточенная манера декламации – все этому способствовало. Спасибо за чудесный вечер, проведенный в Выборге! Желаю дальнейшего роста, удовольствия от процесса и новых, не менее масштабных замыслов!

Выборг. Поэтический вечер Маяковского. Авторское фото. 19.09.2020
Выборг. Поэтический вечер Маяковского. Авторское фото. 19.09.2020