Найти тему
Oboyan.su

Откуда пришел Рюрик со своими Русами

Призвание варяга Рюрика с братьями на княжение в Новгороде вызывает бурные споры у историков и по сей день. Основными теориями происхождения князя Рюрика являются норманская и германская.

Приверженцы норманской теории утверждают, что Рюрик был потомственным викингом и прибыл в Новгород из Скандинавии. Германская теория основывается на том, что призванный Новгородцами Рюрик, происходил из одного из германских племен, проживавших на территории Пруссии. Обе эти теории объединяет одно утверждение – Славяне были настолько отсталыми, что не могли создать своё государство и призвали на помощь более развитых иноземцев.

Кадр из сериала Викинги. Изображение из открытых источников.
Кадр из сериала Викинги. Изображение из открытых источников.

На версию о происхождении князя Рюрика из Скандинавии косвенно указывает повесть временных лет. В ней говорится:

«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.».

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти.»

Благодаря честолюбию Викингов нам достаточно много известно об их подвигах и походах. Скандинавские скальды усердно трудились над тем, чтобы даже самые незначительные успехи их полководцев дошли до потомков.

Викинги наводили ужас на народы Европы до такой степени, что в западных церквях читались молитвы: «a furore Normanorum libera nos Domine» (от ярости Норманнов защити нас Господь).

Англичане называли своих громителей – Датчанами, Французы – Норманнами, Ирландцы – Амстенами, но нигде и никогда их не называли Варягами.

Викинги прошлись по Европе огнем и мечом: грабили, убивали, жгли деревни, сёла, замки. Творили все что угодно, но нигде не говорится, что они облагали данью побеждённых. Однако Нестор в Повести временных лет в свою очередь не упоминает о зверствах Варяг в Новгороде или его окрестностях, а лишь утверждает, что Варяги взимали дань со Славян. А после изгнания Варяг Славяне вдруг решили позвать их к себе на княжение. Такой поступок даже в голову не мог бы прийти европейцам.

Кадр из сериала Викинги. Изображение из открытых источников.
Кадр из сериала Викинги. Изображение из открытых источников.

Немецкий историк Август Людвиг Шлёцер утверждал, что Рюрик со своими ближними были Исландскими пиратами, известными под именами Rorek, Tuares, Seggeir. Однако в русских летописях вместе с Рюриком пришли Трувор и Синеус.

Мы можем предположить, что имена Варяг Руссов могли дойти до нас сильно искаженными. В летописи Русских царей Трувор зовётся Трубер, а в Псковской летописи Трувор зовётся Труволь. А Трувор, Трубер (Труволь) княжил в Изборске, что недалеко от Пскова. Имя Трувор западное, а вот Труволь вполне славянское. Оба эти имени совсем не совпадают с Исландским Tuares.

Надо быть фанатичным западнофилом, чтобы утверждать что имя Синеус чисто западное. Тем более что Синеус не имеет ничего общего с именем Seggeir.

Только имя Рюрика может казаться вполне скандинавским. Однако и тут можно поспорить, т.к. у древних Сербов, проживавших на Балтийском море, слово rurik переводилось как сокол.

Издревле Куршский залив звался Руссною и северный рукав реки Неман – Руссою, а окрестности (север Калининградской области) – Порусьем. Поэтому многие историки стали выводить Рюрика из Прусии, где проживали потомки Венедо – Руссов, видимо родственное племя Руссов Ладожского озера.

В Повести временных лет говорится «И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси.». Для путешествия (с целью призвания Рюрика) в Скандинавию или Пруссию необходимо было снаряжать целое посольство с многочисленными чиновниками, дарами и охраной. Но нигде ничего подобного вы не найдете. Это можно объяснить территориальной близостью Славян и Руссов. К слову сказать, Ладожское озеро раньше имело прямой выход в Финский залив, т.е. реки Нева как таковая не существовала. Для древних Славян Ладожское озеро вполне могло считаться морем. Тем более, что ещё несколько сотен лет назад, озеро Байкал также считалось морем.

Странно и само утверждение, что Славяне были настолько отсталыми, что не могли создать своё государство и призвали на помощь более развитых иноземцев. Ведь в сказаниях Иордана указывается о существовании Новгорода и Славянска в VI веке н.э. В сказаниях Ангария (проповедника христианства в Швеции) упоминается о разорении Славянска. В легендах скандинавов и финнов можно найти упоминания о Русском Альденборге. Все это говорит о том, что Славяне, жившие на севере европейской части России, за много столетий до Рюрика занимали значительную территорию, имели оседлость, как следствие гражданственность и государственное устройство (как минимум), подобное древнегреческим полисам.

Русский город. Изображение из открытых источников.
Русский город. Изображение из открытых источников.

Появление Рюрика как «стороннего» правителя было необходимо для прекращения внутренних междоусобиц в государстве. Видимо ни одна из конкурирующих элитарных групп не могла смириться с победой другой. В результате чего был призван на правление Рюрик со своими братьями. История России до призвания Рюрика была прервана с приходом Христианства на Русь, которое обратило не только всех тогдашних писателей (монахов) к Греческим сказаниям, но и сделало их ненавистными ко всему языческому. Поэтому и Нестор, и все другие составители (переписчики) Российской истории, начинают свои сказания от сыновей Ноя, далее переходят к истории греков, а историю России начинают от греческого Императора Михаила (при котором возникли взаимоотношения Греков и Северных Славян).

Однако приход Христианства на Русь не повлиял на включение в летописи основополагающих фактов, например, в летописи Нестора о переходе Рюрика к Славянам говорится «пояша с собою всю Русь, то есть народ свой».

Подобное переселение целого народа в иной регион не могло не отпечататься в истории Скандинавии, Пруссии или других мест (откуда историки пытаются «призвать» Рюрика на княжение в Новгород).

Сам факт того, что язык Варяг не отличался от славянского, говорит об их близости и родстве. У Нестора в Повести временных лет также можно прочесть «Славянск же язык и Русский един есть, от Варяг бо приидоша и прозвашася Руссию, а перва быша Словене». В слоге Нестора можно встретить достаточно много татарских слов, но нигде не встретишь скандинавских или германских. Чужеземная административная элита, вдруг ставшая во главе государства, не могла не наполнить местный язык своими терминами и определениями.

Отдельно стоит отметить, что по приходу Рюрика к Славянам, у Новгородцев не появилось новых скандинавских божеств в пантеоне. Между Перуном и Велисом не встретишь ни Тора, ни Одина, ни Локи.

Однако практически все историки упорно не замечают, что Руссы были одним из самых древних Славянских племен. Во многих летописях можно найти «и прешедше Словени и сидоша около озера Ильменя и нарекошеся Русь, реки ради Русы еже впадает в озеро».

Факты совпадения у Славян и Руссов языка и религии говорят об их близком родстве. Таким образом, родину князя Рюрика стоит искать на русском севере, за озером Ильмень.

Князь Рюрик. Изображение из открытых источников.
Князь Рюрик. Изображение из открытых источников.

Само значение термина «Варяг» далеко неоднозначно, о нём читайте в следующей статье.

Друзья, если Вам понравилась статья поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.