Здравствуй, читатель!
Ровно полтора года и один месяц назад в порыве безумного вдохновения, вызванного прочтением с дочкой сказки Александра Сергеевича Пушкина "О царевне и семи богатырях", я написал эссе на тему "Пушкин-2049".
В этом эссе (оно под этой синей ссылкой) я вдоволь прогулялся по закоулкам памяти и фантазии. И мне удалось вывести тонкую теорию о том, что "наше всё" вполне мог быть попаданцем в прошлое и умело вплести в сказочный сюжет картины из будущего. Сегодня решил покуситься на новую сказку. Включайте запись, читайте дальше.
Подумалось, что если вчитаться в сказки Пушкина, то вполне можно предположить, что Александр Сергеевич на самом деле был демиургом и потоком рифм и образов создавал собственную Вселенную. В ней было место не только уникальным гаджетам и изобретениям, но и древним божествам, и вполне живым религиям.
Вот и решил я продолжить копаться в творчестве Пушкина своими грязными лапками. Не судите строго: автор - не пушкинист, всё давно изучено до него, покопались изрядно. Но лично для себя я Пушкина, с подачи дочки, открываю вот уже который раз с новой стороны. Например, узнал из "Сказки о золотой рыбке", почему о старухи изба была двухэтажной.
А то, что написано ниже, лишь полёт фантазии и, как говорит Яков Парамонович, бред. Не всегда же быть серьёзным... К тому же - сегодня суббота, известное время лёгкого "ПроЧтения". Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!
Итак, сегодня я решил разобраться, а какой глубинный смысл может быть заложен в сказке "О царе Салтане". Слишком уж невероятных теорий постараюсь не приводить. 1004 строки и в каждой Александр Сергеевич мог спрятать что-то необычное, связующую нить. Нить? Вспомнили, как всё начинается?
Три девицы под окном пряли поздно вечерком....
Три прядущих девы никого не напоминают? Они у Пушкина остались безымянными, но во многих мифах их называют Норнами, богинями судьбы. Хитросплетения жизненных нитей, изящная вязь множества вероятностей, острый блеск на гранях ножниц - именно так из хаоса Первоосновы три девицы вытягивают каждая свою историю. И каждая предлагает свой вариант будущего.
Но, надо отдать должное Пушкину, право выбора своего пути он оставляет самому царю. Это то, что во многих следующих книгах после него исследовали многие писатели: кто такой человек - тварь дрожащая или право имеет создавать свою судьбу самому.
И царь из предложенных вариантов выбирает не блаженство и чревоугодие пира на весь мир, не богатство и знатность монополии производства ткани, а продолжение своего рода. Крутой символизм! Наш мир - это не то, что есть сейчас, а то, что мы оставим после себя. Не ежеминутные слабости и не материальные ценности, а наши дети - вот смысл жизни по Пушкину.
Следом возник вопрос: если девицы суть богини Судьбы, то зачем они стремятся породниться с человеком-царём? А ответ-то Пушкин даёт сразу, в тексте.
"То на весь крещёный мир..."
То есть боги хотят встроить себя в новую структуру мира, где своё место уже заняло христианство и Пушкин является их проводником. "Кабы я была царица...." - это не только извечное женское желание, но и вполне явная мысль богов не быть забытыми, породниться с людьми уже на генетическом уровне.
Несколькими словами Александр Сергеевич объединяет старых богов из уходящих мифов и новую религию, предъявившую своё право на души людей. И замысел богинь удаётся - Салтан берёт одну из них в жёны. Именно ту, которая и родила богатыря. Гвидон - полубог, новое для этого мира существо. Он объединяет богов старых религий и новую веру.
Вполне можно предположить, что вот такое планирование генетики плода - довольно корыстный ход со стороны забываемых богов, но чего только не сделаешь ради выживания. К тому же, дар для людей в виде тридцати трёх богатырей-защитников нового мира - очень даже хорош и нужен.
Гвидон, строящий новое царство посреди моря, - чем вам не Ной со своим ковчегом после Всемирного потопа? А 33 богатыря - ничуть не водолазы. По сюжету этой сказки и "Руслана и Людмилы" они - братья не только между собой, но и самому Гвидону. Снова генетическая связь у людей с далёким прошлым нарисовалась. С кем? Подводная цивилизация, Атлантида, Посейдон, Нептун... Старые боги, смотрящие в будущее.
Говорю же - у Пушкина своя Вселенная, в которой есть будущее до нашей эры!
- В общем, да - с возрастом я не перестаю любить читать Пушкина и вкладывать в его сказки новый фантастический смысл! Тапки и восторги принимаются в комментариях.
Вообще-то, Пушкин не сам придумал эту сказку. За её основу он взял русскую народную сказку, впоследствии записанную Александром Афанасьевым. Но Пушкин смог так обработать устный источник, что "Сказка о царе Салтане" сама стала народной, знакомой и любимой с самого раннего детства.
За что ему и спасибо! А также благодарность за непрерывный поток фантазии, которая и выливается вот в такие мысли. Как сказали Ильф и Петров в "Пьесе в пять минут": "На каждую хорошую мысль неизбежно находится свой дурак, аккуратно доводящий её до абсурда". И покуда место около Пушкина было вакантно, его аккуратно занял я.
Про роль в сказочном мире моего земляка Александра Николаевича Афанасьева я пока только готовлю обзор. А сейчас мы с дочкой читаем уже другие сказки. Рекомендую познакомится с современным автором - Андрей Горляк написал сказку "Обереги из пастушьей сумки", нам понравилась.