В мировой литературе достаточно много произведений, которые отражают проблемы взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Подтверждением этому может служить хотя бы тот факт, что данная тема рассматривается в контексте пяти произведений различных жанров. Отношения полов – тема актуальная как в 17-18 века, так и сейчас; тем не менее, каждый автор по-своему её раскрывает и решает вопросы, связанные с определением главенствующего пола. Отсюда в некоторых произведениях возникает некая сюжетная конкуренция между женскими и мужскими персонажами. Соревновательные мотивы возникают по разным причинам и выражаются в произведениях по-разному.итер Пауль Рубенс "Автопортрет с женой Изабеллой Брант. 1609"
"Принцесса Турандот"
Так, например, рассматривая сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот», можно обратить внимание на то, что соперничество здесь является одним из движущих факторов развития сюжета, который построен на выдаче принцессы замуж. Условием с её стороны является разгадывание женихом трёх загадок. От правильности ответов будет зависеть не только решения вопроса о браке, но и жизнь потенциальных женихов. Масштабность данного действия подчёркивается упоминанием стен Пекина, которые украшают множество голов несостоявшихся мужей Турандот. Так почему именно принц Калаф оказался достойным соперником? Есть основания полагать, что его предшественники в этом вопросе во-первых, не были равны принцессе по уровню интеллекта и не обладали достаточными основаниями для того, чтобы пробудить в ней какой-либо интерес в принципе, так как есть вероятность, что понравившийся принц вполне мог стать её мужем, а разгадывание загадок – переместилось бы на второй план, превратившись в формальность. Однако этого не происходит и личностью, равной Турандот оказывается именно Калаф, покорённый её красотой.
«Я жажду смерти — или Турандот» - принцип, который становится главным двигателем в жизни Калафа.
Однако, подобно жестокой принцессе, он тоже не так-то прост – первый из претендентов на руку принцессы, поставивший условия ей самой (что само по себе говорит о решительности, даже некоторой отчаянности героя, о серьёзности его намерений). Таким образом, Турандот тоже поставлена перед фактом – либо она узнаёт что это за отец и сын, которые всё имели и всё потеряли(они не были представлены изначально) и принц принимает смерть, тем самым обозначая победу принцессы, либо она становится женой Калафа. Это событие является ещё одной пиковой точкой в отношении развёртывания сюжетной конкуренции между главными героями, но теперь они находятся на полярно противоположных позициях. Возвышение Калафа над предыдущими принцами происходит за счёт любви к нему самой Турандот, пусть и тайной.
Тем не менее и на этом этапе соперничество между ними не прекращается, так как для принцессы важно сохранить свою свободу и не быть осмеянной. Именно она является тем персонажем, из-за которого сюжетная конкуренция проходит красной нитью до самого финала произведения – и это противостояние она формально выигрывает, так как ей удаётся узнать имена принца и его отца. Для неё это победа упоительна, ведь она по праву считается самой мудрой принцессой. Для Калафа же оборачивается настоящим горем, но не потому, что ему было важно доказать свою мудрость и сместить принцессу с пьедестала, а потому, что он движим чувством любви и расставание с ней – самая настоящая трагедия. Отсюда можно сделать вывод о том, что по факту сюжетная конкуренция строится только вокруг образа Турандот, так как именно она является двигателем механизма по покорению мужчин и возвышения над ними. Однако в финале этот образ ломается, и принцесса оказывается способна преодолеть мужененавистничество, свою жестокость и тщеславие при помощи искренней любви к Калафу. Таким образом, свадьба главных героев ставит точку в вопросе сюжетной конкуренции, окончательно примиряя их.
Говоря о философском диалоге в сказке Карло Гоцци, нужно заметить, что он проявлен не просто как разговор двух персонажей, но как дух произведения, в котором противопоставляется позиция Калафа позиции Турандот в отношении любви. Отстаивание своих мнений происходит неявно, но всё же становится очевидным. Так как позиция Турандот по итогу потерпела крах, и сюжетные перипетии тому подтверждение. Гораздо сильнее философское начало отражено в пьесе Педро Кальдерона «Жизнь есть сон».