Осенний игровой сезон только начал разогреваться, а я уже нашел в нем фаворита. Разумеется, еще придется вернуться к ремейку Мафии и Бандикуту (если не будет жалко лишнего места для седины на голове), но пока маємо що маємо. А фаворит — детище студии Supergiant Games (Bastion, Transistor), чьи игры узнаются по музыке, арту и геймплею, но до статуса культовости дело никак не доходит.
Hades — не новая игра. Её выпустили в ранний доступ Steam почти два года назад, и по факту журналисты и опинион-мейкеры рассказывали о ней на протяжении довольно растянутого периода. Мне кажется, early access, как таковой, портит праздник новизны. Разработчикам так проще издавать игру, потому что она начинает уверенно монетизироваться ещё до выхода, ну а дополнять контентом и исправлять ошибки удобнее из-за постоянного фидбэка, но у дня релиза больше нет никакого веса — просто меняется циферка у версии игры.
Главного героя зовут Загрей. С ним мы знакомимся в сцене, когда он спрыгивает с высоты со словами «Прощай, отец» и явной нелюбовью к месту, в котором пребывает. А находимся мы с ним в царстве Аида, из которого в ближайшие часов 20, а то и больше будем пытаться сбежать. Почему пытаться? Потому что стоит дойти до сильных врагов, и юношу тут же отправят в небытие. Но ненадолго.
Hades — современный рогалик, реиграбельность которого обязательна не только ради геймплейного цикла и уникальной для каждого забега прокачки, но и ради нарратива, органично вплетенного в петлю жанра. Когда Загрея убивают, он возрождается в доме своего отца — Аида. И здесь игроков ждет первый приятный сюрприз. После душных DLC к Assassin's Creed: Odyssey и кровопролитных баталий в God of War, казалось бы, мифы Древней Греции это пройденная история. Но здесь на месте Аида вас ждет накачанный дед, занимающийся бумажной канителью, потому что даже у богов есть быт.
В царстве Аида кипит жизнь: Нюкта, супруга бога смерти, ссорится с ним из-за того, что она помогает Загрею, её сын-недотепа Гипноз каждый раз по дружески подкалывает протагониста, когда тот возрождается снова и снова, и даже бывшая главного героя, фурия Мегера, которая здесь появляется в амплуа босса первой локации, посещает дом Аида, где сплетничает с влюбленной по уши в Загрея Медузой и со скепсисом комментирует итоги сражения с ней.
Наш герой — харизматичный и самоуверенный циник, который не стесняется обронить несколько колких фраз в адрес отца в присутствии его подчиненных. Его цель — покинуть царство и найти на поверхности свою мать, Персефону. В доме Аида он может пообщаться с мифическими персонажами, открыть новое оружие в арсенале, прокачать несколько минорных навыков и выпрыгнуть из окна. Так и начинается каждый новый забег.
Уникальность каждого цикла формируется вокруг даров от богов Олимпа. Они узнают о планах своего родственника и решают ему помочь, используя свое могущество дистанционно. Зевс дарит возможность драться с цепными молниями, Посейдон позволяет отталкивать врагов водой, Артемида улучшает точность, Гермес повышает скорость, и т.д. Некоторые дары меняют механику привычных атак, а из-за выбранного дара часто зависит как именно Загрей будет вести бой. Не меньше на это влияет и выбранное оружие: есть перчатки для очень близкой дистанции, лук, копье, меч, щит и даже пушка.
Иногда появляется ощущение, что у персонажей царства заготовлена реакция абсолютно на всё: Аид с каждым новым кругом всё пренебрежительнее фыркает в сторону Загрея, Гипноз находит подколку на каждого врага, чей удар стал фатальным для главного героя, и даже боги Олимпа реагируют по разному на то, чьи дары протагонист взял до этого. Чем больше вы общаетесь со всеми — тем лучше раскрываются сами персонажи и история вокруг них.
Итог: вызывающий сплошное восхищение арт-дизайн, увлекательный геймплейный цикл с упором на реиграбельность, умело встроенное в это дело повествование, тонкий юмор, красивый саундтрек Даррена Корба и интересные персонажи вокруг. Сомнение вызывает только навязываемый игрой стимул гриндить некоторые ресурсы, но всегда есть возможность включить божественный режим, если есть желание сфокусироваться на истории.
И самое главное — в игре можно гладить Цербера, а Аид не нарушает правила Женевской конвенции касательно военнопленных.