США. 70-е. Времена хиппи, джинсов и борьбы за мир. На это время пришлось огромное количество значимых для Америки изменений: компьютерная революция, эра "Нового Голливуда", разрядка в холодной войне и прочие немаловажные события. Изменения не обошли стороной и авиацию. Военная авиация США в 70-х годах осуществила качественный скачок. Состоялись первые полеты таких самолетов как F/A-18 Hornet, F-14 Tomcat, F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon и F-117 Nighthawk. История последнего самолета поистине интересна и достойна вашего внимания.
История создания самолета берет свое начало в 1975 году в секретном подразделении корпорации Lockheed Martin Skunk Works. Skunk Works - самое секретное и успешное аэрокосмическое подразделение Америки. На счету Skunk Works такие разработки как SR-71 Blackbird, D-21, U-2, F-104 Starfighter, F-22 Raptor и главный герой данной статьи - F-117 Nighthawk.
Все началось с того момента, как пост руководителя подразделения Skunk Works занял Бен Рич - блестящий управленец и близкий друг Кларенса «Келли» Джонсона - предыдущего руководителя подразделения. Бен Рич был одержим идеей малозаметности. Эта идея пришла ему в голову как возможный ответ на передовые защитные системы СССР. Они показали свою эффективность в войне "Судного дня" 1973 года. В той войне Израильтяне, вооруженные новейшими американскими самолетами и обученные точно так же, как и американские летчики, потеряли 109 истребителей в течение 18 дней. Стало очевидно - советские системы ПВО имеют абсолютное превосходство над военной авиацией США. Но несмотря на это, Skunk Works получали передовое советское оборудование и технику. Они могли разбирать и тестировать советскую аппаратуру, создавая инструменты и запчасти для поддержания ее в рабочем состоянии. Советская литература не стояла в стороне и так же попадала в руки американцам. Одна из значимых для проекта "Хэв Блю" книг была добыта разведкой и переведена отделом иностранных технологий ВВС.
Книга ведущего ученого Московского института радиотехники Петра Уфимцева стала настоящей находкой для специалистов Skunk Works. Исключительный 36-ти летний математик и специалист по радарным системам подразделения Skunk Works Дэнис Оверхолзер показал Бену Ричи "Розеттский камень" прорыва в технологии малозаметности. Находка заключалась в пересмотренных Петром Уфимцевым формул шотландского физика Джеймса Максвелла. Позже Бен Рич назовет эти формулы "революционными".
Беря за основу "революционные" формулы советского ученого, Дэнис написал компьютерную программу, позволившая рассчитать ЭПР каждой детали будущего F-117 Nighthawk. Расчет показал, что создать самолет с ЭПР ниже, чем у стального шарика диаметром в 1/8 дюйма, можно лишь с помощью плоских треугольников.
Когда были готовы чертежи и вся документация по будущему F-117 Nighthawk, никто не верил, что он взлетит. Однако Бен Рич своей настойчивостью доказал, что его проект - не пустышка. Расчет оказался верным - ЭПР F-117 Nighthawk оказался ниже, чем у стального шарика диаметром 1/8 дюйма. Для Skunk Works это означало победу в тендере.
F-117 Nighthawk оказался достаточно удачным самолетом в своем классе. До сих пор он остается самым малозаметным самолетом, который когда-либо серийно производился. Самолет, созданный вокруг технологии малозаметности дважды оправдал ожидания Skunk Works. Боевой опыт F-117 Nighthawk доказал, что Бен Рич был прав - самолет попросту не видели советские системы ПВО. F-117 Nighthawk был сбит лишь один раз прямой наводкой - сербы заранее знали план полета самолета.
Таким образом важнейшие труды советского ученого пригодились далеко за родиной. Советские авиаконструкторы не были заинтересованы в технологиях малозаметности. В 1990 году Петр Уфимцев был приглашен работать в США, где начинает сотрудничать с военно-промышленной компанией Northrop Grumman Corporation.
Источник - Skunk Works: личные мемуары моей работы в Локхид.