История знает много примеров, как отдельные «бестселлеры» были написаны настолько бездарно, что через пару лет при попытке перечитать поражаешься: и я это читал? Да ладно?!
Произведение мог спасти хороший сюжет, инновационный сеттинг или пиар «из каждого утюга», но итог всегда один: сюжет заимствуется, сеттинг используется другими, пиар растворяется... В общем — читать оригинал становится невозможно.
Здесь я составил небольшую подборку таких книг-бестселлеров, потому что почему бы и нет?
5 место. «Мiр и война» Акунина
Нет, я не утверждаю, что Акунин — плохой писатель (скорее — наоборот, на днях выйдет статья по «фандоринскому» циклу), вот только...
Может — исписался, может — настроение не то было, но книга поразительно плоха «от и до» начиная с названия, о чём у меня уже была целая разгромная статья. Хотите подробностей — вам туда.
Как бы то ни было — эта книга становится бестселлером прямо сейчас, но я на все 200% уверен, что она повторит судьбу соседок по «топу».
4 место. «Голодные игры» и «Дивергент».
Классический третий вариант: пока был пиар — были поклонники и даже (довольно бездарное) кино сняли, кончился пиар — кончились поклонники.
Да и сам «новоизобретённый жанр» проверку временем не прошел: для постапокалипсиса слишком «гуманно», для любовного романа — слишком сурово, такой себе неудачливый «жанровый бастард».
К слову — вынужден отметить, что перед нами тот редкий случай, когда перевод сделал книгу лучше... Немного.
По крайней мере в случае с «Голодными играми» попытка читать в оригинале увенчалась полнейшим провалом ввиду полнейшей нечитабельности опуса, а вот русский перевод уже кое-как доковылял до уровня «почитать в сельском сортире, используя прочитанные страницы по их прямому назначению».
3 место. «Гарри Поттер».
И это (вот без шуток) уникальный случай, когда произведение стало бездарно написанным благодаря «альтернативно одарённым» переводчикам.
Когда цикл издавал «Росмэн» это ещё можно было как-то читать (хотя где-то к пятой-шестой части и они поменяли переводчика, от чего качество перевода резко деградировало вместе с испаряющимся словарным запасом), современные же издания читать невозможно в принципе.
Но даже тот перевод настолько ужасен, что великолепная книга превращается в «чтиво на разик», да и то лишь из-за необычности мира (хотя и тут с какой стороны посмотреть, мир «поттерианы» во многом перекликается с «Дозорами» Лукьяненко, и первые книги вышли практически одновременно).
Если вы чувствуете себя способным читать в оригинале — книга однозначно выпадает из списка, в ином случае — наш пациент.
2 место. 50 оттенков дна серого
Представьте себе, но если протащить сюжет фильма «18+» под соусом артхаусной книги — мы увидим именно то, что и ожидалось: распиаренную третьесортную эротику.
Разница лишь в пиаре, который выделил эту книженцию из общего потока любовных романчиков, над которыми не стебался только если очень ленивый человек. И не по разу.
Так как мы уже подбираемся к первому месту — не могу не заметить, что в данном случае этот образчик литературного таланта начали заслуженно поливать помоями сразу после первого вау-импульса, но раскрученные пиар-машина и маховик «мнения критиков» до поры глушили матерные вопли тех, кто увидел это «вживую», будь то на бумаге или на экране.
Золотой призёр. «Код да Винчи» Дэна Брауна
В этой книге «прекрасно» всё. Поразительно тупой сюжет, околонулевой словарный запас автора (и уж поверьте, я проверял — переводчик его просто замечательно передал), «диванная» конспирология и логические задачки дошкольного уровня.
Тем не менее — автор всё же «приоткрыл дверь» поджанру детектива, где впервые убийство — не главное событие, «вокруг которого крутится земля», а только лишь фон для основных событий. Проблема в том, что приоткрыл он её на редкость бездарно, и «выехал» только на инновационности.
Лучше не получилось только если у Дарьи Донцовой, поэтому жанр до сих пор в моде, а про Дэна Брауна все успешно (и поделом) «забыли». Потому что это лучше не вспоминать вовсе, особенно как основоположника поджанра.
Подводя итоги
Вот такой вот «разгромный ТОП» получается. Тем не менее — не стоит думать, что все бестселлеры плохи: скоро вас ожидает «топ» тех же бестселлеров того же XXI века, но уже «на все времена». Можете подписаться и немного подождать, а можете не подписаться и не увидеть вовсе.
***
Вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу». А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть эти статьи
—>Мои впечатления от романа-бестселлера «Риф» Алексея Поляринова.
—>Как правильно посоветовать книгу другу?
—>10 причин перечитать НФ советской эпохи.
Если же вам есть что сказать или предложить идею — смелее в комментарии, особенно с последним: я пребываю в перманентном творческом кризисе.