Минск, возможно, согласится в итоге на диалог при посредничестве ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), но перед этим ему необходимо крепко закрутить гайки внутри Белоруссии и подавить протесты. Когда на улицы белорусских городов вернется страх и Лукашенко сочтет, что он уже полностью контролирует ситуацию в стране, он посмотрит благосклонным взором на идеи, высказанные президентом Франции Макроном. Тем более что и раньше Лукашенко неоднократно имел дело с западными посредниками.
Минску, конечно, удастся продемонстрировать умеренный прогресс, из которого толком ничего не выйдет. Ведь дважды - в 2008 и 2013 годах - подобные игры Лукашенко удавались, и он безнаказанно водил за нос наивных западных партнеров , так что, как говорится, прощай до трех раз.
Политические убийства
У Белоруссии также есть опыт обсуждения с ОБСЕ. В 1998 году в Минске начала работу консультативно-наблюдательная миссия ОБСЕ. Предположения были схожими: помочь демократизировать Белоруссию через диалог между властями и оппозицией. Проходили встречи, при посредничестве ОБСЕ даже велся диалог белорусских чиновников и представителей оппозиции. Обязательства подписаны.
Проблема в том, что ни одно из этих обязательств не было выполнено властями, и менее чем через год после начала работы миссии в Белоруссии состоялось первое похищение. Лидер оппозиции генерал Юрий Захаренко пропал. Сегодня мы знаем, что генерал Захаренко был убит белорусским «эскадроном смерти», состоящим из сотрудников силовых ведомств. В ее организации подозревается Виктор Шейман, человек из ближайшего окружения президента Лукашенко.
Потом было еще больше похищений и жертв. Как видно, осуществление диалога вовсе не обязательно сковывает руки режиму. Хочется верить, что те, кто более 20 лет спустя думают продолжить дальнейшие переговоры с Лукашенко о демократизации, сделали выводы из этой истории.