Данная статья является второй частью одной большой подборки самых интересных отечественных игр за последнее время. Поэтому, без лишних предисловий, предлагаю вспомнить, что ещё интересного предлагали нам русские разработчики за всю небольшую историю этой индустрии.
Дальнобойщики 2
Дальнобойщики 2 - это вторая игра из трилогии симуляторов водителя большегрузных автомобилей на дальние расстояния (или говоря проще - дальнобойщика). Почему я выбрал вторую часть? На мой взгляд, игра является идеальным сиквелом. В ней были доработаны все механики первой части, был добавлен ряд новых функций и, что самое важное, сохранена атмосфера оригинала. Игра разрабатывалась "1-С Софт-Клаб", известной компанией, которая в данный момент отошла от разработки собственных проектов из-за нескольких провалов, и сосредоточилась на издательстве и локализации известных проектов для российского рынка.
Мы начинаем игру с населенного пункта "Южный". Нас посадят в ЗиЛ-135540 и дадут практически полную свободу действий. Весь геймплей заключается в том, что нам необходимо брать заказы и перевозить грузы из пункта А в пункт Б, при это соревнуясь с конкурентами за право первым доставить груз. Так что, игра больше похоже на гонки и экономический симулятор в одном флаконе. Это не является полноценным симулятором дальнобойщика, как тот же Euro Track Simulator, из-за соревновательного момента, который постоянно подгоняет игрока. Мы можем подкупать других водителей, подкупать сотрудников ДПС, разбираться с мафией, нанимать других водителей в свой штаб, покупать и модифицировать транспорт, а также, конечно, следить за состоянием своего автомобиля. Ряд интересных особенностей, национальный колорит и узнаваемые локации сделали игру классикой отечественного игропрома и запомнились многим российским геймерам.
Если говорить о технических аспектах, то игра конечно уже крайне сильно устарела. Есть большое количество багов и явных недоработок, но в то же время и свои фишки. Можно выбрать уровень интенсивности движения транспорта, длину суток, погоду, а также управление транспортом сделано довольно реалистично и даже в некоторой степени сложно, что заставляет постоянно держать всё под контролем и даёт крайне интересный опыт.
Блицкриг 2
Эта стратегия в реальном времени, разработанная российской компанией Nival и выпущенная компанией 1С в 2005 году - продолжение известной серии игр "Блицкриг". Игра демонстрирует все основные фронты Второй мировой войны от Европы и Северной Африки до тихоокеанских островов. Игроку предлагаются три кампании за СССР, Германию и США.
Дается определенное количество юнитов, с помощью которых нужно выполнить основное задание. За выполнение дополнительных заданий игроку даётся подкрепление. В каждой из кампаний свой уникальный набор миссий, а каждая из сторон конфликта имеет особенные юниты. Игровой процесс не имеет каких-то уникальных механик, но сложность игры довольно высока. Противник также может разрабатывать свою тактику и можно отметить, что ИИ ведёт себя довольно логично и местами похож на настоящего игрока.
Графика выполнена на довольно неплохом уровне для того времени, а локации крайне проработаны. Особенности ландшафта могут быть, как и преимуществом, так и недостатком. Модели довольно проработаны. Играется всё стабильно, багов и недоработок достаточно мало. Также можно отметить, что к игре и по сей день выходят модификации, которые сильно улучшают игровой процесс, а также доводят до ума в техническом плане.
Silent Storm
Российская пошаговая тактическая ролевая игра, действие которой проходит в Европе в период Второй мировой войны. Разработана всё той же студией Nival и также изданная студией 1C. Под управление игроку дается отряд из нескольких элитных солдат, руководя которой необходимо выполнять задания на стороне Союзников или Оси.
Действие игры, сюжет которой представляет собой фантастическую версию Второй мировой войны, происходит в 1943 году на территории Европы. Тайная террористическая организация "Молот Тора" хочет завоевать мировое господство. Они разрабатывают секретное оружие — орбитальное лучевое орудие. Выведя это оружие на орбиту, организация смогла бы диктовать свою волю ведущим странам мира.
Игрок руководит диверсионной группой, состоящей из шести персонажей — элитных солдат, воюющих на стороне Оси или Союзников. По сюжету группе предстоит выполнить ряд миссий для того чтобы остановить террористов. После выполнения вступительного задания игроку предоставляется доступ к базе, где находятся кабинет начальника, госпиталь, арсенал и ангар. С этого момента игрок сможет набрать группу, все персонажи разделены на 6 классов: медик, снайпер, разведчик, гренадёр, солдат, инженер. У каждой специальности есть свои преимущества и недостатки. Персонажи имею свою историю и могут быть прокачены по мере продвижения в игре в арсенал будут поступать новые образцы вооружения, что также может сильно разнообразить геймплей. Физика в игре выполнена на высоком уровне – ландшафт изменяется и разрушается, тела адекватно реагируют на попадание. Также тут действительно умный ИИ который умеет обхитрить игрока в самых разных ситуациях. В целом, игра получилась действительно качественным клоном Jagged Alliances и имеет малое количество проблем, что даже удивительно.
Punch Club
Игра, разработанная Питерской студией Lazy Bear Games состоящей из 3 человек, оказалась крайне прорывной для студии и позволило ей стать одним из лучших инди-проектов в истории отечественного игростроя. Весь бюджет игры был собран с помощью пожертвований простых людей, заинтересованных в проекте, что позволило игре выйти в свет. Позже издательство tinyBuild взяло студию под своё крыло и занялось распространением игры.
Игра представляет из себя довольно простой спортивный симулятор, рассказывающий об истории одного начинающего боксёра. История довольно проста, но имеет несколько интересных сюжетных поворотов, а также тонну отсылок к поп-культуре, а также различным фильмам о боксе. Геймплей выполнен максимально просто. Нам нужно регулировать несколько своих параметров, таких как энергия, голод и настроение. Всё это можно повышать за счёт активностей или предметов. Затем необходимо прокачивать свои навыки, которые напрямую влияют на параметры героя. Можно выбрать один из нескольких путей развития и драться со своим подходом, что также даёт ряд уникальных приёмов и баффов. Бои же проходят в автоматическом режиме, игрок лишь может подобрать набор приёмов, который будет использоваться и подвести своего бойца в идеальной форме к поединку.
Игра выполнена в стилистике старых 16-битных проектов. Графика пиксельная, но довольно стильная, как в принципе и саундтрек. Игра также портирована на множество устройств и даже доступна на мобилках. Всё это сделало игру довольно своеобразным и интересным проектом на довольно необычную тематику и дало старт карьере новой российской студии, за счёт высоких оценок от критиков и игроков.
Graveyard Keeper
Второе творение всё той же студии Lazy Bear Games, которое точно также было издано с помощью tinyBuild. Новая игра была сделана с максимальным упором на ролевую составляющую.
По сюжету, мы просыпаемся на средневековом кладбище после того, как в настоящем времени нас сбивает автомобиль в ходе несчастного случая. Таинственный призрак, который также является нашим помощником, сообщает, что теперь мы являемся новым заведующим кладбища и должны следить за своей территорией и выполнять ряд простых поручений. Всё это ещё приправлено довольно большим количеством чёрного юмора, а также многочисленными отсылками к поп-культуре. Игровой процесс очень сильно напоминает ещё один известный инди-проект Stardew Valley, являющийся симулятором фермера, так как игрок может сам заниматься разнообразными активностями и, например, варить пиво или разводить пчёл. Основной частью игры является грамотное управление своими ресурсами, главным из которых является время. За небольшой отведённый нам отрезок времени необходимо успеть сделать все свои дела и при это уследить за голодом и энергией главного героя.
Игра выполнена всё в том же графическом стиле, где всё максимально пиксельное. Саундтрек также стилизован, но сделан более грамотно и включает в себя довольно большое количество композиций. Игра также портирована на множество устройств, в том числе смартфоны. Из явных минусов можно выделить чересчур большую игровую карту, большое количество гринда, а также довольно высокую сложность, связанную с быстрой сменой дня и ночи. Всё это говорит о том, что проект вышел довольно сырым и как будто недоработанным.
Ил-2 Штурмовик
Российский авиасимулятор, выпущенный уже известной студией 1С в 2001 году и моделирующий боевые действия, происходившие в небе в периоды с 1938 по 1946 годы.
Игра разделена на восемь крупных кампаний:
- 1941 г. Львов
- 1941 г. Смоленск
- 1941 г. Москва
- 1942 г. Сталинград
- 1943 г. Кубань
- 1943 г. Курск
- 1944 г. Крым
- 1945 г. Берлин
Каждая кампания содержит специфический набор сценариев и миссий, зависящих как от выбранного типа самолёта, так и от стороны, которая выбрана игроком. Существует несколько типов кампаний, но можно выделить 3 типа — истребитель, штурмовик, бомбардировщик. В Ил-2 применена система дополнений, ранее нигде не использовавшаяся. Все дополнения можно условно разделить на «полноценные дополнения», кроме всего прочего, обновляющие и ядро игры до последней на момент выхода дополнения версии, и те, которые по сути являются подборками новых кампаний, карт, самолётов и скинов.
"Ил-2 Штурмовик" в своё время была исключительной игрой. Это была самая высокотехнологичная игра в своём жанре и одним из самых реалистичных военных симуляторов в истории. Об этом говорят крайне высокие оценки от критиков и игроков, включение в списки лучших игр в истории, а также ряд выигранных наград. Стоит отметить, что управление здесь крайне сложное и требует большого внимания. Также проект может похвастаться приятной графикой, великолепными трехмерными моделями военной техники.
Heroes of Might & Magic V
Достойное продолжение великой серии, выполненное российскими разработчиками из всё той же студии Nival, которая уже упоминалась выше. В большинстве своем игра повторяет геймплей культовой третьей части, однако все теперь происходит в 3D и использует ряд нововведений, из не такой успешной 4-ой части. При этом, несмотря на геймплейную схожесть с прошлыми частями серии, сюжет пятых героев разворачивается в полностью новой вселенной с редкими упоминаниями оригинальных персонажей. Новые персонажи получились довольно интересными, так как имеет свой характер и особенности.
Геймплей доведён до ума. Теперь режим сражений - это целая шахматная партия. У каждой фракции свои сильные и слабые стороны, а также юниты обзавелись своими особенностями. Также герои теперь получили больше вариантов для развития, что ещё сильнее делало игровой процесс разнообразным. Игра сильно выросла в техническом плане, и картинка выглядела вполне современной, что делает проект по факту осовремениванием той самой 3-ей части с добавлением небольшого количества новых механик и более внятной боевой системой.
Игра была встречена крайне тепло, а разработчики впоследствии выпустили два аддона, которые не только расширили сюжетную составляющую Героев, но и привнесли в нее две новые фракции. Таким образом, Heroes of Might & Magic V и по сей день считается лучшей частью в серии, после легендарной Тройки.
Breathedge
Breathege - симулятор выживания в космосе с большим количеством юмора. Игра является дебютом для небольшой студии RedRuins Softworks. Многие называют игру клоном Subnautica в космосе, из-за того, что основная концепция крайне похожа - герою нужно путешествовать по локациям строить свою базу и искать различные ресурсы, которые необходимы для создания различных предметов и для продвижения по сюжету.
Игра довольно короткая и почти всё время занимает беготня за кислородом. Главным же аспектом игры является большое количество юмора, который используется крайне уместно и местами является сатирой на всю современную игровую индустрию. Сразу становится заметен ироничный подход к серьёзным аспектам выживания в космосе, так, например, жвачка будет использоваться в качестве герметика, а главным напарником героя станет курица...
Игра технически выполнена крайне качественно и использует движок Unreal Engine. Это позволило сделать картинку очень приятной и стабильной. Музыка в игре крайне расслабляющая и довольно интересно встроена в происходящее. Но, к сожалению, проект всё ещё в раннем доступе и неизвестно, что будет с ним дальше.
The Light Remake
На мой взгляд, это лучшая игра Сергея Носкова. Если кто-то не знаком с его творчеством, то я крайне рекомендую ознакомиться со всеми его немногочисленными проектами. Это всегда очень экспериментальный и необычный опыт. В его играх нет какого-то конкретного сюжета, геймплей максимально прост, а местами даже топорный, так как заключается в решении простых головоломок и простому изучению локаций, но всё это с лихвой окупается очень крутой атмосферой и дизайном локаций. Можно сказать, что это своего рода квест. Сергей часто прибегает к повествованию через окружение и рассказывает маленькие истории с помощью просто передвижения по локациям и выбора одного из вариантов развития событий.
Всё так и дышит концептуализмом и двойственностью. Происходящее крайне запутано и непонятно, так что информацию приходится собирать по небольшим крупицам. Поэтому игрой это довольно сложно назвать. Это скорее высказывание, сделанное с помощью максимального тесного взаимодействия с "читателем". Игра даёт пищу для размышлений, а также поднимает довольно актуальные темы для современной России. Так что, рекомендую игру тем, кто хочет насладиться качественной атмосферой и звуковым сопровождением, а также много поразмышлять. Если вы хотите просто расслабиться и насладиться увлекательным игровым процессом, то это точно не про эту игру. Из серьёзных минусов, можно отметить явные технические проблемы, что довольно очевидно, так как игра создана одним человеком.
Do Not Feed The Monkeys
Игра представляет из себя крайне необычный опыт, как это обычно и бывает у новосибирской студии Alawar Entertainment, Inc., которую мы уже разбирали в прошлой статье. Вы берёте на себя роль человека, состоящего в Клубе Изучения Приматов, а ваша главная цель - это следить за людьми по камерам, записывать зацепки и просто наслаждаться показанными маленькими историями. История крайне вариативна, как это часто бывает у проектов данной студии. Мы можем, как и не вмешиваться в наблюдаемые события, так и по-разному влиять на происходящее. Всё это повлияет на одну из множества концовок.
Помимо слежки за "приматами", вы должны не забывать о таких потребностях как сон и еда. Ещё нужно раз в несколько дней платить хозяйке за проживание в квартире, и на всё это требуются деньги, поэтому мы вынуждены ходить на работу и тратить своё драгоценное время. А то, как грамотно вы составляете своё расписание, влияет на многое, так что, крайне важно думать наперёд. Основной геймплей - слежка за монитором компьютера, а также создание логических связей между найденными уликами в тетрадке.
Я могу сказать, что данный плод сотрудничества новосибирской и испанской студии получился крайне необычным. Это очень своеобразный инди-проект, который даёт нам самим разобраться во всём происходящем и попытаться разгадать тайну неизвестной организации. Игровой процесс, конечно, довольно своеобразен, так что советовать игру каждому я не могу. Нужно быть готовым к тому, что вам нужно сидеть несколько часов за монитором и наблюдать за другим монитором, что довольно комично и наталкивает на определённые мысли о том, что этим хотели рассказать разработчики.
ТЕТРИС
Ну и в качестве упоминаний, я бы хотел вспомнить о ключевой игре для всей отечественной индустрии. Конечно же, я говорю о ТЕТРИСЕ. Эта простая головоломка в своё время взорвала голову практически всем жителям нашей планеты и стала по-настоящему культовой в мировом масштабе. Она уже была множество раз переосмыслена, улучшена, и портирована на все возможные технические устройства и тем самым прославила советстких программистов, а в частности Алексея Пажитнова. Так что, я думаю, в конце этой большой подборки стоит отдать дань уважения создателям Тетриса, без которого, может быть, мы и не увидели все эти замечательные проекты от наших соотечественников.