В наши дни столица, как и любой другой крупный мегаполис мира, может похвастаться множеством зданий, насчитывающих по нескольку десятков этажей. Но, так было не всегда. До середины двадцатых годов XX века Москва состояла в основном из трех-пяти этажных построек. На их фоне любое здание большей этажности выглядело настоящим небоскребом. Тем не менее, слава первого небоскреба Москвы досталась дому МОССЕЛЬПРОМа 1925 года постройки, расположенного по адресу Калашный пер., 2/10.
Первый блин комом
Даже в наше время, если смотреть со стороны кинотеатра «Художественный» дом МОССЕЛЬПРОМа среди остальных построек Калашного переулка выделяется своей высотой в девять этажей с угловой башней добавляющей строению внушительности. При этом интересно отметить, что, как и полагается известному на весь город дому, с его строительством оказалась связана целая увлекательная история. Когда-то на рубеже XIX и XX веков на месте данного строения располагалась стоянка извозчиков и популярный трактир, в котором кучера экипажей любили пропустить по рюмке чая. Однако к неудовольствию трудящихся частного извоза участок был куплен купцом А.И. Титовым, решившим построить на данном месте доходный дом для сдачи квартир внаем. При этом мужчиной заказчик строительства был амбициозным, поэтому поручил архитектору Н.Д. Струкову построить семиэтажный небоскреб с угловой башней аж в девять этажей и часами. Трактир снесли, извозчиков разогнали и работа закипела. Однако, как оказалось позднее, в расчеты архитектора закралась роковая ошибка и 22 марта 1913 года стена практически готового строения с грохотом обрушилось. Власти города были в гневе. Заказчику строительства вменили «огромный» штраф в 100 рублей, а архитектора отправили за решетку на полтора месяца. При этом надо отметить, что ряд других зданий возводимых Н.Д. Струковым постигла та же печальная участь обрушения.
Не удивительно, что расстроенный А.И. Титов к зданию охладел и восстанавливать его не стал. Спустя четыре года наступило революционное лихолетье, и о недострое забыли на долгие десять лет. Вспомнили о незавершенном доме лишь в 1923 году, во время восстановления города после Гражданской войны. Здание передали Моссельторгу – богатой по тем временам организации, занимавшейся переработкой и продажей сельскохозяйственной, позднее преобразованной в Моссельпром - торговую контору бакалейной и иной продукции москвичам. Здание было успешно достроено в 1925 году. На нижних этажах разместились склады, на верхних администрация, а крылья здания были отданы под квартиры рабочих кондитерской фабрики. При этом за высоту и эффектное расположение дома Моссельпрома, москвичи прозвали его первым московским небоскребом.
Реклама двигатель прогресса
Но не только историей своего возведения и этажностью прославился дом Моссельпрома. Руководители данной организации первыми в городе решили организовать наглядную массовую рекламу, как самого Моссельпрома, также производимой им продукции, а также входящих в объединение пищевых и иных предприятий. Стены здания были расписаны броскими лозунгами, а также изображениями продукции, которая продавалась данной конторой: конфет, пачек папирос, шоколада, пива, водки и воды в бутылках. Мало того, для написания рекламных стихов и лозунгов был привлечен популярный поэт Владимир Маяковский, создавший главный слоган торговой компании: «Нигде кроме как в Моссельпроме!». Поэту также принадлежит немало рекламных стихов, написанных для Моссельпрома за приличный гонорар.
В.В. Маяковский
Приведем два типичных рекламных стихотворных произведения пера Владимира Маяковского:
«Чёрта ли с пищей возиться дома,
если дешевле у «Моссельпрома»»
Или
«Печенье не черствеет!
Питательнее, -
выгоднее булки!
Продает Моссельпром.
Отделения в любом переулке.»
Причем сам поэт не стыдился данных рекламных стихов. По его словам к данной работе он подходил со всей ответственностью и серьезностью, о чем писал в автобиографии «Я сам». Впоследствии Моссельпром первым в стране выпустил рекламный мультфильм в 1923 году, а также начал вкладывать в коробки конфет карманные календари с собственной рекламой. Оптовая торговля велась Моссельпромом до 1937 года.