Болгарская фирма звукозаписи, пробившая музыкальный железный занавес для миллионов любителей рок и поп-музыки в странах соцлагеря.
Если почитать про болгарскую государственную звукозаписывающую компанию Balkanton в википедии, то её продукцию можно выставлять в качестве эталона. С 1972 года фирма работала на английском оборудовании, при этом в производстве создан полный цикл: изготовление болванок, запись мастеров, печать пластинок и обложек.
С 1982 года Балкантон перешел на цифровую запись на собственном оборудовании.
ФАКТ
К середине 80-х годов XX века фирма Балкантон вышла на пиковый производственный показатель 9 млн грампластинок и аудиокассет в год.
На самом деле балкантоновский винил звучал даже хуже "Мелодии", а уж сравнивать с восточно-германской фирмой "Amiga" не стоит вообще.
При прослушивании каждой болгарской пластинки создавалось устойчивое мнение, что звук на заводе специально ухудшали. Если компания получила собственное цифровое оборудование аж в 1982 году, то скорее всего в комплект входил и ухудшитель звука оригинальной конструкции болгарских инженеров.
Зато балканская фирма печатала "пласты" миллионами и никто в европейских соцстранах с ней сравниться не мог ни по количеству, ни по ассортименту лицензионных лонгплеев.
На Балкантоне, например, в 1986 году вышел альбом The Beatles "Love Songs" (ориг. г. изд. 1977), Rolling Stones "Made In The Shade" и почти вся классика поп и рок музыки, в том числе очень популярный в СССР альбом Suzi Quatro "If You Knew Suzi…" (1978). На самом виниле Suzi название альбома заботливо переведено на Сузи Куатро "Если вы знакомы с Сузи". Пластинка была выпущена для СССР в 1983 году отдельным тиражом.
Одной из последних грампластинок завода стал макси-сингл Владимира Высоцкого "В България" с шестью песнями. (кат. BTTтM 1026, 1991, vinyl 12", 45 RPM). В год окончательного развала соцлагеря фирма уже превратилась в ООО и называлась Balkanton Trading Ltd.
Сейчас Балкантон зарабатывает преимущественно на своём огромном каталоге народной и популярной музыки, размещая релизы на цифровых платформах. Среди меломанов балкантоновский винил практически не имеет ценности, за редким исключением, как в случае с тем же Высоцким "В България", цена которого может достигать 15-20 евро.
Вместе с тем, фирма Balkanton выполнила главную задачу по обеспечению западного культурного влияния в станах развитого социализма. За сорок лет деятельности болгарский завод выпустил сотни, если не тысячи релизов известных западных артистов. По количеству "печаток" ни одна фирма грамзаписи из соцстран не могла соперничать с балканскими коллегами. Остается только догадываться на каких правах выпускалась так называемая лицензионная продукция. Если вспомнить, что после развала СЭВ (Совет экономической взаимопомощи соцстран) Болгария стала оплотом музыкального пиратства в Европе, то на ум приходит мысль, что и государственный Балкантон придерживался правил копирайта крайне поверхностно. Хотя надписи "Всички права запазени" и "Презаписът забранен" стояли на каждом виниловом "лицензионном пятаке".
Опыт производителя звуконосителей с иностранным контентом с берегов Дуная нашел применение на территории бывшего старшего брата.
После развала СССР бывший главный звукорежиссер рок-андерграунда Андрей Тропилло на перестроечной волне создал фирму "АнТроп", которая за несколько лет выпустила почти всю англоязычную рок-классику 60-х и 70-х годов. Для соблюдения юридических тонкостей Тропилло создал отдельные счета для западных артистов, куда перечислял им роялти в рублях.
Однажды Мик Джаггер чистосердечно ляпнул: "Когда ты написал и исполнил песню, она тебе больше не принадлежит". Слово не воробей...