Необычный памятник встретился нам в центре города Апшеронск в Краснодарском крае
Это мемориал посвящённый пятидесятилетию Апшеронской узкоколейной железной дороги с одной стороны и памяти Великой Отечественной с другой.
Мемориал двухсторонний в прямом смысле.
Первый участок Апшеронской узкоколейной железной дороги был открыт в 1927 году.
Горная линия от Черниговской до Шпалореза, полностью была открыта в 1940-х годах.
На горной линии самым дальним населённым пунктом, южным опорным центром лесозаготовок в 1940-е годы стал посёлок Отдалённый.
В наши дни узкоколейная дорога по прежнему существует, хотя и в разделённом на несколько независимых сегментов виде.
С апреля 2018 года, в дополнение к грузовым и пассажирским перевозкам, по всему действующему участку железной дороги начали ходить туристические поезда «Шпалорез-Экспресс».
Памятник работникам Апшеронской УЖД представляет собой стилизованную под вагон прямоугольную вертикальную стелу, установленную на две двухосные вагонные тележки.
На обеих сторонах с использованием полос металла изображены, соответственно, трудовые и боевые сцены из жизни апшеронских железнодорожников.
Таблички:
С технической стороны самое интересное в монументе - это настоящие вагонные тележки.
Предположительно, использованы тележки от узкоколейного универсального крытого вагона.
Мне не удалось найти русскоязычного названия этого типа тележек.
А на английском они называются - Diamond frame bogie, coil springs and journal boxes.
То есть, тележки типа "Даймонд", собранные из плоских металлических листов, с амортизацией цилиндрическими пружинами и с подшипниками скольжения в буксах.
В наши дни подобные тележки практически полностью выведены из эксплуатации и заменены на тележки с литой или сварной рамой и подшипниками качения.
Колея Апшеронской узкоколейной железной дороги - 750 мм (у обычной ж/д - 1524 мм).
При подготовке этого рассказа я наткнулся на очень любопытный документальный фильм "Выход из Матрицы", опубликованный в марте 2020 года и посвящённый современной жизни этой необычной транспортной системы.
А вы сами видели эту дорогу в самом Апшеронске или её заброшенный участок на пути к плато Лаго-Наки?