А вот как вы считаете: кризис у мальчиков и кризис у девочек протекает примерно одинаково? Или принципиально по-разному?
Основными проявлениями кризиса являются:
- Капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется.
- Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости.
- Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи. Общение сопровождается частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику: сопротивляться или подчиниться.
- Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).
- Отказ от привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции – был ребенок, стал ученик.
- Формирование самооценки происходит через одобрение/осуждение окружающих. Ребенок часто спрашивает мнение старших о результатах труда – просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды.
Вот он, кризис семилетия, во всей своей красе! Но мы с вами сильные, мы и его переживем! Мне кажется, что с этим кризисом легче, чем с трехлетним.