Пионер автомобильных частей на военной службе на заре механизации армий вообще и Русской Императорской, в частности, был родом из Донских казаков, а упокоился в Париже.
Точка восхождения
В православной дворянской семье сотника Донского казачьего атамана Денисова 7-го полка Ивана Петровича Секретёва, служившего в то время в Одессе, 25 февраля 1877 года родился сын Пётр. Год спустя у Петра появилась сестра Катерина, а ещё через год, в 1879-м, отец стал атаманом станицы Милютинской Донского округа Области Войска Донского. Там и прошло детство казачка Пети и его сестрёнки Кати. Начальное военное образование Пётр Секретёв получил в Донском кадетском Императора Александра III корпусе. Затем с отличием, по 1-му разряду окончил Николаевское инженерное училище. 12 августа 1896 года выпущен подпоручиком и направлен в Брест-Литовск в 19-й сапёрный батальон. Спустя ровно четыре года день в день произведён в поручики. В августе 1903 года переведён в Варшаву в 9-й сапёрный батальон. В октябре 1904-го произведён в штабс-капитаны.
Оставив на время службу, поступил в Варшавский политехнический институт, однако углубить знания помешала начавшейся Русско-японская война, на которой Секретёв пробыл с апреля по ноябрь 1905 года. Вернувшись и вновь выйдя в запас, 11 октября 1908 года закончил Киевский политехнический институт, после чего тут же был зачислен
во 2-й Закаспийский железнодорожный батальон, расквартированный в Самарканде. Прибыв на новое место службы и немного освоившись,
18 февраля 1909 года произведён в капитаны.
В Средней Азии задержался на полтора года. А 2 августа 1910-го Высочайшим приказом переведён в столицу с назначением командующим Учебной автомобильной роты в Санкт-Петербурге.
В обязанности капитана Секретёва фактически вошли организация и руководство автомобильным делом всей Русской Императорской армии. Требовалось не просто быть подкованным во всех технических вопросах, но и передать свой опыт и накопленные знания осваивающим новое направление в оснащении армии. Учебная авторота стала первым в стране учебным, испытательным и исследовательским центром механизации. Автодело в России только зарождалось. Приходилось скрупулёзно изучать и перенимать опыт европейских и американских предшественников. Так, 5 августа 1910 года Секретёв принял участие в испытаниях грузовых автомобилей для французской армии. Лучшим всегда были испытания дорогой, вернее, бездорожьем. Лишь они давали наглядную картину фактической надёжности узлов и агрегатов. Хотя и «стендовые» всегда имели место быть.
Точка взлёта
23 ноября 1910 года командир Учебной автомобильной роты проинспектировал первое промышленное производство автомобилей в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в городе Риге с целью выявления возможности закупки автомобилей «Руссо-Балт» для нужд армии.
10 апреля 1911 года Пётр Секретёв за отличие был произведён в подполковники. А 20 мая Высочайшим указом Государь утвердил эмблему автомобильных войск России, разработанную Петром Ивановичем. В июне был проведён первый в Российской Империи испытательный пробег легковых автомобилей по маршруту Гатчина—Царское Село—Красное Село. А с 4-го по 21 июля, под наблюдением «Комиссии по сравнительным испытаниям грузовых и санитарных автомобилей Военного ведомства», председателем которой был Секретёв — первый испытательный автопробег военных грузовиков по маршруту Санкт-Петербург—Тосно—Чудово—Великий Новгород—Крестцы—Валдай—Вышний Волочёк—Торжок—Тверь—Клин—Москва и обратно в Санкт-Петербург.
В конце 1911-го — начале 1912-го годов Секретёвым впервые в России было организовано практическое применение автомобильного транспорта в условиях проведения силами войск Кавказского и Туркестанского военных округов секретной военно-экспедиционной операции в Персии.
К декабрю 1911 года в северо-западную Персию было командировано четыре мобильных русских экспедиционных отряда: в Тавриз, Казвин, Ардебиле и Хое. Местное население восприняло появление иностранных войск крайне враждебно и всячески препятствовало их снабжению и продвижению вглубь страны. Для охраны, подвоза вооружения и обеспечения войск продовольствием и понадобились грузовики Секретёва.
Своеобразным отчётом о деятельности автобата в ходе операции стала написанная Секретёвым и опубликованная в журнале Военного министерства «Военный сборник» аналитическая статья «Работа военных автомобилей в Персии, между Джульфой и Тавризом».
За отличие Секретёв был произведён в полковники со старшинством
от 14 апреля 1913 года.
В рамках «Большой военной программы по усилению состава армии» летом 1913 года Секретёв с коллегами разрабатывает программу организации в армии автомобильных формирований. Катализатором стали события на Балканах — скоротечные Первая и Вторая Балканские войны, в которых добровольцы из России приняли самое действенное участие как на стороне сербов, так и на стороне болгар. На Балканы направились не только умеющие держать в руках оружие, но и технические специалисты — шофёры и лётчики, а также военные корреспонденты различных российских изданий.
На базе полученной информации, накануне Первой мировой войны под руководством начальника Военных сообщений Киевского военного округа Генерального штаба генерал-майора (с 22 марта 1915 года генерал-лейтенант) Фёдора Сергеевича Рорберга (или фон Рерберга,
1860 — после 1933 года следы эмигрировавшего в Болгарию генерала затерялись) были разработаны и поступили в войска «Строевой устав для автомобильных частей (часть 1-я). Наставление для автомобильной службы (часть 2-я)». В войсках их «окрестили» «Устав генерала Рорберга». В подготовке данного документа Секретёв принимал самое деятельное участие. Кстати, «Устав генерала Рорберга» применялся и в РККА вплоть до 1924 года. Также до начала боевых действий при участии Секретёва и специалистов из руководимой им Военной автомобильной школы были разработаны правила и требования применения санитарного автомобильного транспорта в боевых условиях.
В августе 1914 года Секретёв назначен председателем комиссии по закупке автомобилей для фронта. 9 сентября он прибыл в Лондон, где заключил контракты на поставку более 1500 различных автомобилей для Русской армии. А 10 ноября под городом Лодзь впервые в мировой военной практике в бою против германских сил были успешно применены бронированные автомашины 1-й пулемётной автомобильной роты, которая была сформирована при непосредственном участии Секретёва.
15 января 1915 года Секретёв был назначен начальником первой в России Военной автомобильной школы. А 22 марта Высочайшим указом за особые отличия ему присвоено звание генерал-майора.
Неоднократно бывая на передовой и наблюдая за действиями технических служб армии, им была выявлена крайняя ненадёжность технических узлов армейских автомобилей. И 10 октября на имя военного министра генерала от кавалерии, генерал-адъютанта Владимира Александровича Сухомлинова (1848—1926) он подал рекомендательную записку «Об организации починочного автомобильного завода» с предложением создавать при автомобильных частях передвижных авторемонтных производств.
Точка падения
Карьера завершилась стремительно. И не по собственной воле. У занимавшего не слишком высокий пост в военной иерархии, но распоряжавшегося колоссальными Государевыми средствами всегда найдутся завистники. Тысячи грузовых и легковых автомобилей и броневиков для Русской Императорской армии закупались непосредственно за подписью Секретёва, что в среде злопыхателей породило слухи о его коррумпированности и растрате казённых средств. Объектом нападок был не Пётр Иванович, а министр Сухомлинов, но тот был высоко. И пьедестал надо было подточить. Преследуя цель сместить военного министра, на Секретёва завели уголовное дело, но Николай II, выслушав донесения и рекомендации отставить от дел Секретёва, приказал расследование прекратить, слухов, порочащих генерала, не распускать, заявив, что ему полностью доверяет. Это доверие дорого стоило.
В дни Февральской революции 1917 года Начальник автомобильных частей Русской армии. Секретёв отказался предоставить командующему Петроградским военным округом генералу Сергею Семёновичу Хабалову (1858—1924) броневики для подавления антиправительственных выступлений. После чего у Петра Ивановича, входившего в руководство Военной комиссии Государственной Думы, произошёл конфликт с членом Петросовета Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Водивший знакомство с Григорием Распутиным генерал-майор был арестован и доставлен в Петропавловскую крепость.
Возможно, этот исторический факт так бы и остался незамеченным, но арестом своего главного командира руководил будущий «великий пролетарский поэт», а в то время ратник 2-го разряда Владимир Владимирович Маяковский, служивший в Военной автомобильной школе чертёжником, которого туда пристроил во избежание ареста Максим Горький. Чуть ранее, 31 января, Маяковский получил из рук Секретёва серебряную медаль «За усердие». Переусердствовал. 3 марта Маяковский, возглавив отряд из 7-и солдат, арестовал командира Учебной автомобильной школы генерал-майора Секретёва.
Его поместили в камеру №54 Трубецкого бастиона Петропавловской крепости, где продержали без предъявления обвинения и даже допросов с 3-го марта по 31-е октября. Приказом по армии и флоту о военных чинах сухопутного ведомства задним числом от 31 марта 1917 года он был уволен со службы без выслуги и пенсиона.
***
После освобождения покинул бурлящий Петроград, перебрался на Дон, вступил в ВСЮР, даже был назначен командовать кавалерийской дивизией, но в командование так и не вступил. Осенью 1919-го эмигрировал во Францию. Работал в автомобильной промышленности. Состоял инспектором для связи с иностранными организациями на заводе «Панар и Левассер». Создал в Париже русскую автомеханическую школу и технические курсы. Преподавал на Высших военно-научные курсах генерал-лейтенанта Николая Николаевича Головина (1875—1944) в Париже. Председатель Союза технических войск. Основал «Казачий Дом» с приёмным покоем, общежитием и библиотекой. Инициировал создание там же в 1930-м русских Высших военно-инженерных курсов, которые работали по программе Николаевской Инженерной академии. Преподавал на курсах, которые прекратили существование с кончиной их руководителя. Скончался от острого приступа грудной жабы (стенокардии). В день его похорон, 30 декабря 1935 года, состоялась защита дипломных работ последней группы.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!