Если я произнесу словосочетание "советская архитектура", что вам придёт на ум? Наверняка, высотки со стерильно спартанским дизайном, километры районов с угрюмыми панельками, жадно копирующие друг друга, да и массивные памятники деятелей несбывшейся мечты (коммунизма). Я полностью с вами буду согласен. Но и в те времена архитекторы старались разбавлять серо-тоскливые городские фасады необычными, чем-то даже яркими идеями, которые не сходились с концепциями архитектурных эталонов вождей тех лет.
Этим лучиком света обычно являлись объекты транспортного назначения, то есть станции метро, иногда вокзалы. Однако самыми причудливыми и безумными, по моему мнению, значатся герои этой статьи - автобусные остановки.
Автобусная остановка служит простой цели — возможность понять, где останавливается автобус и обеспечить удобство и хоть какое-то укрытие от непогоды ожидающим пассажирам. Казалось бы, в Советском Союзе должны были создать единый стандартный проект остановок - простой, дешевый и функциональный. Но, во многих случаях, это не так, и на автобусные остановки потрачено немало времени, усилий и воображения. Разнообразие форм и дизайна безгранично — бетонные блоки, купола, колонны, башни, строения в форме треугольников и арок, некоторые даже имеют форму птицы, юрты или шляпы. На тех остановках, которые не могли похвастаться смелостью в архитектуре, их создатели привлекали внимание фресками и мозаичными панно. Оформления этих построек отличались в зависимости от региона и отражали местную культуру, историю или представляли отрасли народного хозяйства.
Все представленные ниже фотографии были сделаны великолепным канадским фотографом Кристофером Хервигом
Кристофер в течение 12 лет проехал более 30 000 километров по дорогам стран СНГ, чтобы найти и запечатлеть неожиданные сокровища социалистического искусства.
В 2014 году Хервиг собрал средства на Кикстартере на выпуск фотоколлекции советских автобусных остановок.
К сожалению, после развала Советского Союза большинство из автобусных остановок сильно обветшало. Многим и дела до них нет, но некоторые местные общества признали автобусные остановки памятниками архитектуры, достойными сохранения, что не может радовать. Остановки можно встретить в достаточно неожиданных местах — иногда посреди пустыни или в степи, иногда вне поля зрения от ближайшего населенного пункта.
Теперь, путешествуя по нашей необъятной или по бывшим республикам СССР, вы станете чаще обращать внимания на эти удивительные постройки.