Найти в Дзене

Исаакиевский собор, почему именно так назвали и почему Александр II не подал руки архитектору Монферрану.

Вид на Исаакиевский кафедральный собор
Вид на Исаакиевский кафедральный собор

Рождение Петра I выпало на день Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых. Он стал небесным покровителем будущего царя.

А в 38 лет, в 1710 году Пётр велел выстроить деревянную Исаакиевскую церковь.

Первоначально она находилась возле Адмиралтейства, и скорее исполняла функции "чертёжного амбара", восточной части которого водрузили алтарь, а над крышей возвели колокольню.

Семь лет спустя, в 1717 году, на берегу Невы, западнее Адмиралтейства, начали возводить каменную Исаакиевскую церковь. Но грунт под сооружением, стал быстро оседать, и церковь пришлось спешно разобрать.

И только в 1768, спустя полвека, Екатерина II, считавшая себя политической наследницей Петра I, начала масштабное возведение нового Исаакиевского собора, по проекту Антонио Ринальди, на новом месте. Выбрали и расчистили площадку на значительном удалении от берега Невы.

Собор строили основательно, на облицовку заказали олонецкий мрамор, который имел яркий, праздничный и богатый вид. Что по мнению современников правления Екатерины II, точно характеризовал её "золотой век". Но строительство затянулось на долгие годы, и императрице не суждено было увидеть собор во всей красе. Между тем, сменивший Екатерину II на троне, Павел I, не посчитал нужным производить дальнейшую отделку мрамором собора и приказал передать все ценные материалы передать на строительство Михайловского замка, а храм достроить в кирпиче. То что получилось, вызывало ассоциации и насмешки среди горожан.

Складывали эпиграммы.

Се памятник двух царств,

Обоим им приличен:

На мраморном низу

Воздвигнут верх кирпичный.

И только в 1809 году, Александр I, объявил конкурс на проектирование нового Исаакиевского кафедрального собора, торжественная закладка которого произошла 26 июня 1818 года.

Проект создал молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию. В 1820 году он опубликовал альбом чертежей собора, в которых допустил ряд грубых ошибок и технических просчётов.

Что вызвало резкую критику петербургских архитекторов. На основании этого был создан специальный комитет по рассмотрению претензий к "императорскому архитектору". Для исправления всех ошибок и погрешностей понадобилось время, и только через пять лет строительство вновь возобновилось.

Колонны Исаакиевского собора
Колонны Исаакиевского собора

Учитывая особенности петербургской почвы, в основания фундамента забили 10762 сваи, а спустя три года, началась изумившая и восхитившая современников установка колонн, каждая из которых весом 114 тонн и высотой 17 метров поднималась и занимала своё место при помощи специальных рычагов (кабестанов) всего за 45 минут. Ещё одной оригинальной особенностью строительства стала установка колонных портиков при полном отсутствии стен собора. Потом возвели стены, увенчанные купольным барабаном из 24 колонн, поддерживающих сам купол.

Один только процесс золочения купола, колоколен и крестов продолжался 8 лет.

Согласно древнему предсказанию архитектор Монферран должен был умереть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора.

В наружном скульптурном оформлении собора есть группа святых поклоном приветствующая появление Исаакия Долматского. Среди них находится и скульптурное изображение Монферрана с моделью собора в руках.

Скульптурная группа святых  и изображение Монферрана
Скульптурная группа святых и изображение Монферрана

Легенда гласит, что время освещения храма один из приближённых царя Александра II, обратил его внимание на то, что все святые преклонили головы перед Исаакием, и только гордый архитектор этого не сделал. Император ничего не ответил, однако, проходя мимо Монферрана, руки ему не подал и слова благодарности не сказал.

Архитектор Монферран в скульптурной группе
Архитектор Монферран в скульптурной группе

Архитектор не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии, заболел и через месяц скончался.

Монферран действительно умер через месяц после торжественного открытия собора, в возрасте 72 лет, более половины которых отдал строительству главного храма Петербурга. Уверенный в посмертной славе, он задолго до конца жизни начертал на своём гербе девиз: "Не весь умру". А в 1835 году составил совещание, в котором просил о "всемилостивейшем соизволении, дабы тело его было погребено в одном из подземных сводов церкви"(Исаакиевского собора), как это было издревле принято в Европе. Однако Александр II, решил что для архитектора,хоть и придворного это слишком высокая честь. И хотя за месяц до этого Монферрану была пожалована золотая медаль с бриллиантами и сорок тысяч рублей серебром за строительство Исаакиевского собора, гроб с телом зодчего лишь обнесли вокруг собора и затем установили в католической церкви на Невском проспекте.

Вскоре вдова зодчего увезла тело мужа на родину во Францию.