Найти тему
PRO историю

Лоис Вебер, режиссер, которая обогнала свою эпоху, и её фильм ”Саспенс” (”Тревожное ожидание”)

Оглавление

Кино на грани исчезновения

У вас сколько стереотипов по поводу того, как начиналось кино? Или вообще таких нет? К примеру, у меня и мысли не возникало, что в конце девятнадцатого века могли быть цветные фильмы. А ведь были. Известная картина, снятая на студии Эдисона (того самого, с лампочкой) ”Танец Аннабел Мур” – цветная! Вот вам и всё, а мы тут ругались на тех, кто ”Семнадцать мгновений весны” раскрашивал…

По поводу режиссёров у меня тоже был весьма постыдный стереотип – что в начале двадцатого века режиссурой занимались исключительно мужчины. Однако нет, не все. Были и весьма именитые женщины (по крайней мере, одна). Это Лоис Вебер (честно, когда мне попались картины с её именем, я подумала, что это мужчина *фейспалм*). Лоис Вебер считают чуть не самой влиятельной женщиной американского кинематографа. В основном, конечно, чёрно-белого и немого.

Вот знаете, оказывается, в те далёкие времена люди понимали простые сюжеты. Кто за кем гонится и почему. Стоило же немного усложнить сюжет, и могли возникнуть проблемы. Например, в фильме ”Уединённая вилла”, где давались параллельно три сюжета, зрители уже не понимали бы ничего. Если бы не телефон. По которому жена объясняла мужу, что к ним залезли грабители.

Да, поначалу кино радовало людей, удивляло, пугало даже. Почитайте статью М. Горького ”Царство теней” (его считают первым кинокритиком, кстати). Поймёте, как люди того времени относились к этому молодому искусству. Но в какой-то момент, где-то в двадцатых годах, плюс- минус несколько лет, кино переживало кризис. И могло бы вообще схлопнуться, в результате чего мы бы лишились многих шедевров, которые хочется пересматриваться. И как раз в эту эпоху начала работу Лоис Вебер.

Женщина она была не из робких. И режиссёр. И сценарист. И актриса. Уж ей-то не пришлось переживать по поводу того, что придётся играть неинтересные роли. Сама написала, сама сняла, сама снялась (вместо того, чтобы рыдать в уголке, что ей всё не те роли попадаются). Мало того, что она это делала, так ещё и стала известной. Настолько известной, что её считают самой влиятельной женщиной американского кино (кажется, я это уже писала).

Кадр из фильма "Саспенс", 1913 г.
Кадр из фильма "Саспенс", 1913 г.

Лоис обогатила кино… спецэффектами вряд ли назовёшь, но мне это больше нравится, чем слово ”трюки”. Трюки у меня чётко ассоциируются с дублёрами и актёрами, которые лихачат на свой страх и риск. Иногда и голову (о чём, правда, не жалеют. Ибо выписавшись из больницы, с радостью бегут наступать на те же грабли). О некоторых спецэффектах я поговорю позже, когда затрону фильм ”Саспенс”. Так что немного терпения, и всё будет.

А пока, возвращаясь к Лоис Вебер, хочу сказать, что для своего времени она была слишком уж подвинутая. Режиссёр, к примеру, считала, что будущее за кино со звуком. Можете представить себе? Профи того времени на полном серьёзе утверждали, что звук в кино - это профанация! Ну…. в чём-то их понять можно, когда нет возможности что-то сказать, остаётся научиться виртуозно это выражать взглядом, жестами и действиями. Зато какое раздолье его отсутствие для сценаристов было … кхм, ладно, проехали.

Кроме того, Лоис пыталась первой снимать обнажённую натуру. Вы думаете, что американцы смотрели это всё, затаив дыхание и требовали продолжение банкета? Ничего подобного. Америка тех лет была очень пуританской страной (видимо, Британия всех своих пуритан сбагрила в Америку, чтобы не мешали жить). И вот те, для кого респектабельность была важнее всего на свете, просто затравили режиссёра. В итоге Вебер пошла в другую компанию сценаристом.

”Саспенс”

Наверное, вам не нужно объяснять, что такое саспенс, да? Но, на всякий случай, поясню. Это слово переводят как ”тревожное ожидание”. Считается, что саспенс изрядно «приправляет» литературу и кино. Мастером саспенса был Хичкок. Но зародился саспенс всё-таки раньше. Вот, например, вполне возможно, что термин пошёл от названия фильма Лоис Вебер - ”Саспенс”. Этот фильм есть в свободном доступе, его можно посмотреть. И увидеть, каким же было кино в те времена. А не зацикливаться только на Чарли Чаплине (я не имею ничего против Чаплина, и даже его уважаю, но всегда можно расширить кругозор ;) ).

Фильм по сюжету напоминает ”Уединённую виллу”, снятую Гриффитом незадолго до этого. Кто-то полагает, что она этим кино вдохновилась. Ну… что я могу сказать, фильмы-погони, которые процветали в то время, тоже похожи, как братья. Спорить с этим не буду, но и столь категорично утверждать такое о кинолентах, которые пока ещё сложными сюжетами и персонажами не балуют, глупо. Сам смысл сюжета в том, что жена, которую играет сама Лоис (так что можете на неё заодно и посмотреть),остаётся одна. И в этот момент в дом проникает бродяга. Жена звонит мужу, объясняет ситуацию и тот рвётся домой, сбив по дороге кого-то, к счастью, не насмерть.

И весь фильм как раз завязан на том ожидании – успеет ли приехать муж, не достанется ли ему самому от бродяги, спасётся ли жена или нет. То кажется, что всё обойдётся, то – нет. В этом и заключен смысл саспенса.

Если будете смотреть фильм, то обратите внимание на то, как показывают бродягу. Сверху. Как будто вы смотрите на него глазами жены, выглянувшей в окно. Этот любопытный ракурс был введён впервые (если, конечно, не откопают ещё какой-нибудь потерянный фильм, в котором данный прием был раньше). Или, например, тот момент, когда на экране показывают одновременно три сюжетные линии. Разговаривающих по телефону мужа с женой, и бродягу, который вламывается на кухню.

Кадр из фильма "Саспенс", 1913 г.
Кадр из фильма "Саспенс", 1913 г.

Не знаю, додумывался ли кто-нибудь до Вебер писать титры, поясняющие смысл фильма? У неё они точно есть. Если раньше зрители не могли даже понять, что голова, которую показывают отдельно - это не отдельная от туловища голова, то что уж говорить о чём-то более сложном? И вот специально, чтобы таких вопросов не возникало, Вебер и подписывает, что происходит. Теперь никто не может пожаловаться, что всё непонятно.

Да, она молодец. Ведь Вебер внесла свой вклад в будущее кино, которое для нас стало привычным.