Кино на грани исчезновения
У вас сколько стереотипов по поводу того, как начиналось кино? Или вообще таких нет? К примеру, у меня и мысли не возникало, что в конце девятнадцатого века могли быть цветные фильмы. А ведь были. Известная картина, снятая на студии Эдисона (того самого, с лампочкой) ”Танец Аннабел Мур” – цветная! Вот вам и всё, а мы тут ругались на тех, кто ”Семнадцать мгновений весны” раскрашивал…
По поводу режиссёров у меня тоже был весьма постыдный стереотип – что в начале двадцатого века режиссурой занимались исключительно мужчины. Однако нет, не все. Были и весьма именитые женщины (по крайней мере, одна). Это Лоис Вебер (честно, когда мне попались картины с её именем, я подумала, что это мужчина *фейспалм*). Лоис Вебер считают чуть не самой влиятельной женщиной американского кинематографа. В основном, конечно, чёрно-белого и немого.
Вот знаете, оказывается, в те далёкие времена люди понимали простые сюжеты. Кто за кем гонится и почему. Стоило же немного усложнить сюжет, и могли возникнуть проблемы. Например, в фильме ”Уединённая вилла”, где давались параллельно три сюжета, зрители уже не понимали бы ничего. Если бы не телефон. По которому жена объясняла мужу, что к ним залезли грабители.
Да, поначалу кино радовало людей, удивляло, пугало даже. Почитайте статью М. Горького ”Царство теней” (его считают первым кинокритиком, кстати). Поймёте, как люди того времени относились к этому молодому искусству. Но в какой-то момент, где-то в двадцатых годах, плюс- минус несколько лет, кино переживало кризис. И могло бы вообще схлопнуться, в результате чего мы бы лишились многих шедевров, которые хочется пересматриваться. И как раз в эту эпоху начала работу Лоис Вебер.
Женщина она была не из робких. И режиссёр. И сценарист. И актриса. Уж ей-то не пришлось переживать по поводу того, что придётся играть неинтересные роли. Сама написала, сама сняла, сама снялась (вместо того, чтобы рыдать в уголке, что ей всё не те роли попадаются). Мало того, что она это делала, так ещё и стала известной. Настолько известной, что её считают самой влиятельной женщиной американского кино (кажется, я это уже писала).
Лоис обогатила кино… спецэффектами вряд ли назовёшь, но мне это больше нравится, чем слово ”трюки”. Трюки у меня чётко ассоциируются с дублёрами и актёрами, которые лихачат на свой страх и риск. Иногда и голову (о чём, правда, не жалеют. Ибо выписавшись из больницы, с радостью бегут наступать на те же грабли). О некоторых спецэффектах я поговорю позже, когда затрону фильм ”Саспенс”. Так что немного терпения, и всё будет.
А пока, возвращаясь к Лоис Вебер, хочу сказать, что для своего времени она была слишком уж подвинутая. Режиссёр, к примеру, считала, что будущее за кино со звуком. Можете представить себе? Профи того времени на полном серьёзе утверждали, что звук в кино - это профанация! Ну…. в чём-то их понять можно, когда нет возможности что-то сказать, остаётся научиться виртуозно это выражать взглядом, жестами и действиями. Зато какое раздолье его отсутствие для сценаристов было … кхм, ладно, проехали.
Кроме того, Лоис пыталась первой снимать обнажённую натуру. Вы думаете, что американцы смотрели это всё, затаив дыхание и требовали продолжение банкета? Ничего подобного. Америка тех лет была очень пуританской страной (видимо, Британия всех своих пуритан сбагрила в Америку, чтобы не мешали жить). И вот те, для кого респектабельность была важнее всего на свете, просто затравили режиссёра. В итоге Вебер пошла в другую компанию сценаристом.
”Саспенс”
Наверное, вам не нужно объяснять, что такое саспенс, да? Но, на всякий случай, поясню. Это слово переводят как ”тревожное ожидание”. Считается, что саспенс изрядно «приправляет» литературу и кино. Мастером саспенса был Хичкок. Но зародился саспенс всё-таки раньше. Вот, например, вполне возможно, что термин пошёл от названия фильма Лоис Вебер - ”Саспенс”. Этот фильм есть в свободном доступе, его можно посмотреть. И увидеть, каким же было кино в те времена. А не зацикливаться только на Чарли Чаплине (я не имею ничего против Чаплина, и даже его уважаю, но всегда можно расширить кругозор ;) ).
Фильм по сюжету напоминает ”Уединённую виллу”, снятую Гриффитом незадолго до этого. Кто-то полагает, что она этим кино вдохновилась. Ну… что я могу сказать, фильмы-погони, которые процветали в то время, тоже похожи, как братья. Спорить с этим не буду, но и столь категорично утверждать такое о кинолентах, которые пока ещё сложными сюжетами и персонажами не балуют, глупо. Сам смысл сюжета в том, что жена, которую играет сама Лоис (так что можете на неё заодно и посмотреть),остаётся одна. И в этот момент в дом проникает бродяга. Жена звонит мужу, объясняет ситуацию и тот рвётся домой, сбив по дороге кого-то, к счастью, не насмерть.
И весь фильм как раз завязан на том ожидании – успеет ли приехать муж, не достанется ли ему самому от бродяги, спасётся ли жена или нет. То кажется, что всё обойдётся, то – нет. В этом и заключен смысл саспенса.
Если будете смотреть фильм, то обратите внимание на то, как показывают бродягу. Сверху. Как будто вы смотрите на него глазами жены, выглянувшей в окно. Этот любопытный ракурс был введён впервые (если, конечно, не откопают ещё какой-нибудь потерянный фильм, в котором данный прием был раньше). Или, например, тот момент, когда на экране показывают одновременно три сюжетные линии. Разговаривающих по телефону мужа с женой, и бродягу, который вламывается на кухню.
Не знаю, додумывался ли кто-нибудь до Вебер писать титры, поясняющие смысл фильма? У неё они точно есть. Если раньше зрители не могли даже понять, что голова, которую показывают отдельно - это не отдельная от туловища голова, то что уж говорить о чём-то более сложном? И вот специально, чтобы таких вопросов не возникало, Вебер и подписывает, что происходит. Теперь никто не может пожаловаться, что всё непонятно.
Да, она молодец. Ведь Вебер внесла свой вклад в будущее кино, которое для нас стало привычным.