Найти тему

Быть м̶у̶ж̶и̶к̶о̶м̶ математиком

Очень часто я сталкиваюсь с проблемами людей в вопросах связанных с понятием "математика" и "математик". С целью показать своё видение этих понятий и написан этот текст.

Во-первых сам я имею некоторое отношение к математике: я изучаю её на факультете математике и учу ей (именно математике, а не тому что принято ей называть) в школе. Так или иначе с математикой моя жизнь связана уже чуть больше 7 лет, а до этого еще примерно столько же длилась моя подготовка к математике, как к науке.

Во-вторых я не ощущаю себя математиком, поэтому тут не будет вот этих привычных клише, когда математик восхваляет свой род деятельности и создаётся впечатление будто математика - область для сверхлюдей, а всякое их действие богоподобно.

Думаю, что комбинация этих факторов и даст мне возможность быть достаточно понятным для читателя.

0. Что такое математика?

Одноимённая книга в целом даёт понимание, что же в действительности представляет собой математика. А именно: неподготовленный человек не поймет ничего. Для целей этого текста достаточно понимать, что математика - не про посчитать сдачу или придумать план по ремонту квартиры и посчитать сколько на это уйдёт. А математика про то, чтобы из ряда доказанных формальных утверждений доказать какое-то другое формальное утверждение при помощи исключительно формальных переходов. То есть все части других наук, которые занимаются ровно этим же мы тоже отнесëм к математике.

1.Разделим сразу понятия заниматься математикой и быть математиком.

Первые изучают эту науку ради какой-то дальнейшей цели. Например для того, чтобы заработал ядерный реактор нужно заняться математикой. Математиком же будем называть человека, который хочет заниматься математикой и никакой следующей цели у него нет. Так например человек, который доказал великую теорему Ферма доказал её, чтобы ее доказать, а не чтобы потом что-то изменилось в мире.

И тут мы приходим к тому, что по этому определению математики лишены такого привычного простому человеку целеполагания. Проводя аналогию, математик ест не для того чтобы удалить голод, а для того чтобы есть.

Отсюда очень часто возникает ощущение фанатичности и поэтому для меня математика очень похожа на религию.

2. Математик - адепт своего культа. Можно считать, что математик - жрец Зевса в пантеоне естественных наук. Чаще всего математик с пренебрежением относится к изучающий остальные науки, ведь ясное дело: его бог - отец всех остальных богов. Только делает ли это жреца Юру лучше, чем жреца Женю, который поклоняется физике или чем торгаша на рынке?

3. Математика за десятком врат от остального мира.

Занятие математикой изолирует вас от всего остального мира. Существует множество заблуждений, что математика позволяет заниматься чем угодно в дальнейшем. Это верно только в том смысле, что после занятия математикой, чтобы заняться чем-то другим вам придётся заниматься этим почти с нуля, все по той же причине отсутствия целеполагания в математике. То есть занявшись другим делом математик неизбежно придет к тому, что от него требуется какая-то реальная цель, которая к тому же будет иметь какой-то эффект на остальной мир. До этого он с этим не сталкивался.

4. Математик - не почëтно.

Для меня феномен высокого статуса математиков в узких кругах сравним с высоким статусом проповедников в древности. Люди ждут, что кто-то объяснит, как им жить и что вообще вокруг происходит. Но в действительности математик, как и монах, просто человек, который отказался от мирской жизни ради некой разновидности душевной жизни.

5. Математик - человек с неадекватным поведением.

Часто у атеиста возникает ощущение, что он не понимаете священника и его действия. Точно так же простой человек найдет для себя странным поведение математика. Математику достаточно того, что его деятельность не приносит никакой общественной пользы. Его в целом и не интересует жизнь других людей, поэтому чаще всего он социопат или имеет целый букет психических расстройств. Остается только вопрос первичности. Что появилось раньше: расстройство или любовь к математике?

6. Почему заниматься математикой полезно?

Много времени потрачено на объяснение того, кто такие математики и выставления на обозрение минусов этого положения. Если вас устраивает быть математиком - нет никаких проблем, это объяснение направлено на разрушение воздушных замков, а не на переубеждение читателя. Но почему же полезно заниматься математикой? (в терминах пункта 1)

Потому что математика отвечает на вопросы, а люди которые ею занимаются получают эти ответы. Тут опять таки напрашивается аналогия с религией. Религия конечно штука сложная, но вполне чётко объясняла как надо жить, чтобы общественная жизнь не обратилась в хаос. Она давала эти ответы тем кто к ней обращался. Так же и с математикой. Трудно представить какой-то научный прогресс человечества без участие математики. Поэтому иметь здравую любовь к этой несомненно сложной науке никому не навредит.

7. Заключение

В этом тексте я хотел объяснить для читателя разницу между математиком и человеком, который занимается математикой в моём понимании. И в основном преследовал цель: объяснить, что быть математиком - заниматься ей из любви к искусству математики, то есть не требовать ничего взамен.

Думаю что для многих эта мысль позволит пересмотреть свое отношение к математике, как науке и к математикам, как людям.