Вокруг вселенной Звездных Войн всегда ходило немало слухов, кривотолков и фанатских теорий. Например, якобы, Лукас хотел в новой трилогии сделать главным ситхом Джа-Джа Бинкса, который, умело притворяясь безобидным дурачком, тайно манипулировал Палпатином- по совместительству, темным лордом ситхов Дартом Сидиусом и будущим императором (кстати, они ведь с одной планеты). Но впоследствии эта идея была заброшена ввиду своей крайней упоротости. Правда это или же чья-то смешная шутка- доподлинно неизвестно.
Одна из таких теорий- то, что Лукас в качестве прототипа своей Галактической Империи взял Советский Союз. Есть и другие варианты прототипа- Третий Рейх, Британская Империя, и даже сами США. Кроме того, в сети можно найти интересное интервью- собственные признания Джорджа Лукаса, в которых он в открытую говорил, что образ Империи он в основном взял с родной Америки, ведущей тогда непопулярную в американском же обществе войну в Индокитае, а повстанцев- с вьетнамских партизан и вся оригинальная трилогия- глубоко иносказательное отражение весьма непростой и неоднозначной политики Соединенных Штатов той эпохи.
Но именно "советская" теория наиболее острая, распространенная и живучая среди подобных слухов, особенно в России. Я об этом слышал с детства- от политически подкованных знакомых, посмотревших фильм еще в начале 90-х, и разглядевших в нем что-то на данную тему, из документальных телепередач о противостоянии СССР и США, так называемой "холодной войне", как зарубежных так и отечественных, а с появлением интернета- и в многочисленных сообществах и статьях на данную тему. Жизнеспособности этой версии придает такой немаловажный факт- президент США Рональд Рейган, сам когда-то бывший актер, поднявшийся на вершину американской политической системы, понял кинокартины Лукаса по-своему, и грамотно включил их образы в свою антисоветскую пропагандистскую программу, обозвав СССР "империей зла", назвав американскую программу военного космоса (так называемая "Стратегическая оборонная инициатива") "Программой Звездных Войн", а всякие поддерживаемые Америкой по всему миру отщепенцы, воюющие с просоветскими режимами, в американских СМИ независимо от своей порядочности или отсутствия таковой, отныне назывались исключительно "повстанцами" и "борцами за свободу".
Но, здесь нелишним будет вспомнить, что первый фильм из серии ЗВ был снят в 1977 году, а задуман и того раньше, а Рейган стал президентом уже в 1981-м, а про "империю зла" и "программу Звездных Войн" заголосил только в 83-м. Могло ли первое широко известное творчество Лукаса стать прямым, направленным элементом американской пропаганды, созданной именно под рейгановскую политику, которая сменила "разрядку" 70-х на новое обострение конфронтации двух систем? ( да-да, помните все эти фееричные кино-помои родом из 80-х, вроде "Рэмбо-2 и 3" "Рокки-2" или "Красный Рассвет", совершенно очевидно снятые ТОЛЬКО ради пропаганды? Я про них. Скорее всего, нет. Первый фильм ЗВ, ныне известный как "Новая Надежда"), еще не мог стать очередным инструментом антисоветской пропаганды чисто по времени выхода. Но это не точно.
Разбираясь в данном вопросе, необходимо помнить, что Звездные Войны- это весьма протяженное во времени творческое явление, претерпевшее за сорок с лишним лет немалую трансформацию, и его можно условно разделить на следующие периоды:
1.Конец 70-х, съемки первого фильма, который тогда носил простое и краткое название "Star Wars", и подавался как самостоятельное произведение, у него еще не было статуса первого эпизода киносаги из нескольких фильмов, да и не могло быть- Лукас двигался в направлении весьма рискованного эксперимента на стыке жанров и стилей, и он совсем не был уверен в успехе- не самая подходящая ситуация для наполеоновских планов. И действительно, вдумчиво посмотрев то, что сейчас называется "Эпизод 4: Новая надежда", а тогда, в конце 70-х, просто "Звездные Войны", понимаешь, что это, в общем, была вполне цельная, самостоятельная история без явных намеков на продолжение. С тех пор, кстати, оригинал заметно изменили- кроме другого названия и статуса эпизода, в нем появились новые сцены с новомодной компьютерной графикой, толстяка Джаббу вполне человеческой наружности заменили на ныне всем знакомого огромного нарисованного зеленого слизня, Хан Соло, который таки пристрелил наемника Гридо из-под стола просто по принципу "кто успел тот и съел, нечего пушкой размахивать", теперь уворачивается от нарисованного выстрела Гридо и палит в ответ. И это все не считая более мелких правок и прочего "улучшайзинга". И чтобы понять, что Лукас имел ввиду, лучше посмотреть оригинальную, нередактированную версию первого фильма.
2. 80-е, съемки "Империя наносит ответный удар" и "Возвращение Джедая". Воодушевленный успехами первого фильма, Лукас как следует напрягся, он выжимает из своих (и не только) творческих способностей все возможное и выдает миру прекрасные образцы высокого технофентези, ставшие ориентиром для многих фантастов своего времени. Они, кстати, тогда тоже еще не обзавелись номерным статусом и просто считались отдельными фильмами-продолжениями, с общим сюжетом, как бы сейчас сказали, сиквелами. Увы, найти оригинальные фотки постеров без номеров так и не удалось, только арты.
3. Конец 80-х и 90-е- Лукас считает историю ЗВ завершенной и в основном занят продвижением своей вселенной в массовой культуре- сотрудничает с производителями тематической сувенирной продукции, писателями, и даже игровыми студиями. Основание игрового подразделения Lucasarts, эта бурная деятельность, не связанная собственно с киносъемками породит то, что потом назовут "Расширенной вселенной Звездных Войн"- приключения как полюбившихся зрителям героев так и новых, придуманных сторонними творцами, за кадрами кинофильмов. Именно тогда появляется трилогия Трауна, и Сказание о джедаях, ставшее опорой для сюжета игры "SW KotOR".
4. Конец 90-х- 2015-й. Благодаря продукции Расширенной Вселенной, среди которой оказалось немало годных вещей (хотя, упоротой фигни там тоже немало) популярность уже было слегка подзабытой трилогии взлетела вновь, и Лукас снимает еще три эпизода-предыстории. Они оказались... спорными с точки зрения содержания и соответствия нюансам старой трилогии. Очень спорными. Но они уж точно на три головы обогнали "старичков" по зрелищности, динамике и спецэффектам. На волне новых эпизодов снимается неплохой сериал "Воины Клонов", выходит несколько гениальных и куча посредственных игр, мегатонны "мерча", куча новой разной степени читабельности литературы.
5. 2015-й- настоящее время- по не совсем ясной причине Лукас продал все права на вселенную Звездных Войн компании-киногиганту "The Walt Disney Company", она же просто "Дисней", которая в основном специализируется на мультипликационной развлекательной продукции для детей и подростков, но с недавних пор решила осваивать серьезные темы... Лучше бы они и дальше клепали неплохие мультики и не лезли в то, в чем не имеют серьезного опыта. К глубокому сожалению, вместо хороших, годных фильмов, они стали выдавать один отвратительный кусок шлака за другим. Все три фильма новейшей трилогии и большая часть "вбоквелов"- сторонних историй по вселенной- это ярчайший пример, который запомнят в веках и занесут в учебники- того, как ни в коем случае нельзя снимать кино. Создается ощущение, что Дисней выкупила вселенную ЗВ лишь с одной исключительной целью- безвозвратно ее угробить, чтобы какие-то там Люки и Оби-Ваны не конкурировали в мозгах детишек с собственно родными диснеевскими творениями вроде всяких Шреков и прочих Русалочек, с чем ушастая компания и преуспешно справилась. Но это не точно.
Такая вот не слишком веселая история о взлете и падении великой киносаги. И хоть у нас и есть интервью Лукаса, где он говорил, откуда брал образы, но слова- это слова, за ними не всегда скрывается правда, и рассказать об этом уже на закате творческой карьеры- совсем не то, что вначале (да, меня это тоже касается, я блогер-любитель а не пророк:)) и лучше своими силами попробовать раскрыть образы и намеки из этих фильмов.
Пытаясь в этом разобраться, я постараюсь подойти к вопросу не с высоты сегодняшнего, уже разветвленного и не раз трансформированного канона, а позиции только оригинальной кино-трилогии и более ничего, такой, какой она была тогда, когда фильмов-предысторий, тонны книг, комиксов и прочего еще не было даже в проекте.
Нас интересует именно первый и второй период- фильмы, сейчас известные, как Новая Надежда, Империя Наносит ответный удар и Возвращение джедая- приквелы не берем, поскольку они сняты уже в контексте совсем другой эпохи. Жанр фильмов по тем временам необычен- это смесь вестерна и самурайского эпоса в космическом окружении и все это сдобрено изрядной долей ядреного фэнтези.
Итак, нам надо разобраться, какие образы в фильме имеют отсылку к реальному миру и на кого они указывают больше- на СССР, США, или вообще другие страны а то и вовсе ни на кого конкретно. В принципе, как и в любой фантастике, почти все образы из фильмов взяты из реальности и подвергнуты той или иной степени вуализации, и очень мало что взято из чистого творческого процесса. Попробуем с самых заметных элементов и по нисходящей...
1. Космические корабли.
Прежде всего нас интересуют военные космолеты- с пушками, ракетами, броней, офицерами на борту, приписанные к военным формированиям. Во вселенной ЗВ как таковой их много- более сотни, но в оригинальной кинотрилогии- мало, едва десяток наберется. Начнем, пожалуй, с самого выдающегося их представителя- Имперского Звездного Разрушителя. Громадный серый корабль строгих угловатых очертаний, со множеством всевозможных надстроек, усаженный сонмом мощных орудий, с огромным экипажем и вместительным ангаром с боевыми летательными аппаратами. Среди советских (да и любых других) кораблей конца 70-х найти хоть что-то столь же впечатляющее и устрашающее мне не удалось, а вот среди американских кораблей- легко- да это же тяжелый авианосец класса "Нимиц", один в один, просто адаптированный художником для трехмерной космической среды.
Ведь фактически, ИЗР- это именно авианосец, к тому же десантный- чем не гордый символ американской военной мощи? В то же время, основная ударная сила повстанцев- это небольшие скоростные корветы и самоходные (причем в межзвездных масштабах) малые летательные аппараты, причем куда больше и тяжелее имперских и не столь маневренные, зато способные преодолевать большие расстояния и не нуждающиеся в носителях- ближайшим аналогом напрашиваются советские малые ракетные корабли- мелкие и не внушительные на вид, но весьма быстрые и зубастые посудины,
а малые корабли сверхбольшой дальности- прямой аналог советской же ракетоносной морской авиации, призванной бороться не в последнюю очередь именно с авианосцами, и состоящей в основном из тяжелых дальних бомбардировщиков Ту-16, Ту-22М и средних Су-24.
Впрочем, возможно я ошибаюсь. Вспомним, однако, чем Люк Скайуокер уничтожил Звезду Смерти- самонаводящейся торпедой в режиме ручного управления.
Если задача авианесущих левиафанов Империи- проецировать военную силу на сектор и охранять его от враждебных Империи элементов вроде пиратов или тех же повстанцев, то задача флота повстанцев- быстро прилететь, выполнить задачу и столь же быстро свалить, пока не прилетел "большой папочка"- все укладывается в известные схемы предназначения американских и советских военно-морских сил.
Корабли в последующих эпизодах сохраняют ту же позицию- костяк имперского флота-ИЗР с супер-флагманом во главе, у повстанцев- все тот же рой мелких и средних кораблей с редкими крейсерами морского народа мон-каламари, часть из которых даже способны нести внутри себя небольшие ангары для малых кораблей. При том, если имперским кораблям свойственны серый окрас, симметричность, угловатость, монументальность, брутальность, то корабли повстанцев более склонны к округлым и хаотичным обтекаемым формам.
Малые летательные аппараты- Тай-файтер (СИД) и Иксвинг (Крестокрыл).
Тай-файтер с первого взгляда трудно ассоциировать с чем-то земным. Очень легкая, компактная, маневренная, скоростная машина, при том очень высокотехнологичная и неплохо вооруженная но с крайне слабой защитой. Первое что приходит в голову чисто внешне- это советские корабли "Восход", только с солнечными батареями. Но у "Восходов" не было солнечных батарей и такого огромного иллюминатора с перемычками тоже. Второй вариант- легкий и маневренный универсальный вертолет UH-60, кабина у Тай-файтера вполне себе вертолетная, (пилот даже вниз может посмотреть, сквозь остекление себе под ноги, что для самолетов-истребителей немыслимо, а на вертолетах практикуется довольно часто). Панели по бокам- своеобразный эквивалент пилонов и лопастей одновременно. Третий вариант, похожий скорее по сути чем по форме- американский F-104-Starfighter, летающая молния, очень быстрый и относительно небольшой легкий истребитель. Да и названия похожие- TIE-fighter и Starfighter. В общем, такой вот крайне странный гибрид капсульного КК, боевого вертолета и скоростного истребителя. Тай-файтер имеет интересную особенность- он предназначен для базирования на Звездных Разрушителях, причем весьма интересным способом- при помощи магнитного луча он подвешивается на высоко расположенные консоли, тем самым освобождая много пространства внизу. Способность садиться на ровную наземную площадку этот аппарат получил уже много позже- в Расширенной вселенной и мультсериале "Повстанцы".
Фантазия у Джорджа и Ко варила как надо, особенно с учетом того, что образцом для космических боевых сцен послужили архивные съемки воздушных сражений Второй Мировой, и это при том, что придуманные космические корабли Лукаса совсем не похожи на истребители из этих самых сражений- взята только сама динамика. Было ли удачным решением- брать для космических аппаратов схему боя самолетов Второй Мировой- вопрос. На мой взгляд, категорически нет. Но это уже другая история...
Иксвинг, он же "крестокрыл", он же Инком-Т-65- тут все не менее сложно. Это тяжелый торпедоносец с четырьмя пушками, обладает в меру высокой скоростью, посредственной маневренностью, неплохой защитой, относительно простой приборной панелью, способен не зависеть от носителей и совершать дальние гиперпрыжки. В отличии от Тай-файтера, предназначенного для корабельного базирования, способен садиться и взлетать на необорудованных площадках. Довольно большой относительно своего основного соперника. Напоминает любой ударный самолет с изменяемой геометрией крыла своего времени- F-111, Су-24, МиГ-23К.
Зачем только раздвижные крылья в космосе, где нет воздушного сопротивления- неясно. Круто но бессмысленно, как впрочем, и те самые огромные панели по бокам у тай-файтера. Увы, это серьезная беда фантастики того времени- сделать так, лишь бы было красиво, а подумать о том, как все это может (или что еще важнее, не может) работать- дело не царское. И Звездные Войны- наиболее яркий образец этого спорного подхода.
Я хотел вставить сюда полные изображения оригинальных кокпитов тай-файтера и крестокрыла из 4-го эпизода, для сравнения, но, увы, в фильмах оригинальной трилогии они демонстрируются только фрагментарно, без общего плана "из глаз пилота", а то, что есть в более новых фильмах, мультсериалах и играх- уже совсем не то, что было в ОТ- там есть куча таких наворотов и вариаций относительно оригинала, которые в 4-6 фильмах совершенно отсутствуют.
Новые малые летательные аппараты в двух следующих фильмах (Империя наносит ответный удар и Возвращение джедая) сохраняют тот же паритет- у имперцев это легкие быстрые машины боковыми панелями, корабельного базирования, у повстанцев- тяжелые или средние хорошо вооруженные универсалы. И опять, имперцы смотрятся проще и строже, но вместе с тем несколько более технологично и в целом продвинуто, чем повстанцы.
Вывод. Крупные корабли Империи- практически прямая калька с американского ВМФ, основа которого- авианосные ударные группы, в то время как корабли повстанцев- это небольшие рои зубастой мелочи вроде советской связки малых ракетных кораблей и дальних самолетов морской авиации. В малых летательных аппаратах подобная же связь возможно, имеет место, но, там она совсем не так очевидна, как в ситуации с большими кораблями.
Из формально невоенных кораблей интерес вызывает легендарный "Сокол Тысячелетия", хотя, судя по его техническому состоянию, имя "Тысячелетний сокол" ему все-таки подходит больше. Есть разные версии создания такого странного корабля, наиболее распространенная легенда- образ списан с гамбургера. Над этой "версией" остается только поржать- на булочку с котлетой эта летающая развалина похожа только круглой формой и более ничем. А вот что обращает на себя внимание- оформление остекления кабины, очень похожее на такое же у имперских тай-файтеров. Боковое расположение кабины напоминает таковое у больших карьерных самосвалов. Из этого можно сделать вывод, что исходная модель Сокола и тай-файтеры от одной конструкторской фирмы, а то и с одного завода. Конечно, Расширенная вселенная распорядилась этими сведениями по-своему, превратив эту модель в мощный буксир для транспортировки грузовых барж, но само по себе сходство любопытно. Я, впервые посмотрев фильм "Новая Надежда", сначала вообще решил, что этот корабль- уникальный "самопал" и от носа до кормы собран из сваренных друг с другом частей других кораблей поменьше.
Что такое Звезда Смерти- думаю, понятно- аллюзия на земное ядерное оружие, способное уничтожить планету. Не в прямом гротескном смысле, как продемонстрировал Лукас, но тем не менее. А оно было у обоих сторон, а еще у Франции, Британии и тд. Стреляет станция зеленым лучом, как и все остальные имперские корабельные орудия. Эта опасная штучка размером с небольшую луну нам тут вряд-ли поможет. Хотя, одна зацепка есть- двуствольное бластерное орудие в кубической бронированной башне, которыми была уставлена Звезда Смерти- очень похожа на аналогичные орудия на некоторых американских крейсерах того времени. При этом, сама идея атаки бомбардировщиком на бреющем по сверхзащищенной цели была почерпнута Лукасом из фильма "Разрушители плотин", фильм о реальной атаке британской авиации на немецкую плотину во время Второй Мировой. Хотя у Германии ядерного оружия не было- немцы не успели его создать. Ситх ногу сломит, одним словом).
2. Армии.
Противостоящие друг другу вооруженные формирования.
Прежде всего необходимо помнить, что Империя (а до нее Республика)- это единое галактическое государство, а повстанцы- это ее же часть, только не согласная с текущей политикой официальных властей в лице императора и его секторальных губернаторов (моффов), и добивающаяся своих целей вооруженным путем. Иначе говоря, это гражданский конфликт в пределах одного государства. Повстанцы- это внутриимперская фракция, а не другая страна со своей армией. Причем это не какие-нибудь банальные пираты или террористы, это фракция революционеров, желающих свергнуть императора и захватить власть в свои руки. Кстати, это важно, Империя не могла быть социалистическим государством. И как показало развитие вселенной ЗВ, и не была таковым. Почему? Да именно потому что империя, причем во главе с императором- единоличным монархом-абсолютистом, в то время как СССР был решительным противником монархии, советские политики публично обзывали развитые капиталистические страны "империалистами" и на Западе все прекрасно это знали даже больше чем хотели:). Уже одно это не позволяет прямо и в лоб выставить оригинальную трилогию ЗВ, просто как иносказательное противостояние США и СССР во времена Холодной Войны, кого кем бы Лукас не изобразил. При всех возможных вариантах, это куда более сложная история. Ну и чисто внешне:
Имперцы- само воплощение строгости, муштры, дисциплины, единообразия. Форма всех родов войск одинаково непохожа как на американскую, так и на советскую, а вот на немецкую времен Третьего Рейха- очень даже, особенно у офицеров космофлота. Шлемы штурмовиков похожи на шлемы американских танкистов 30-х годов прошлого века, основное стрелковое оружие имперцев- бластер Е-11- минимально декорированный английский ПП Стерлинг. Кстати, имперцев в фильмах играют британские актеры... и не только их. Алек Гинесс, сыгравший Бена (Оби-Вана) Кеноби- тоже британский актер. Просто совпадение, или тонкий ход режиссера, намекающий на то, что Оби-Ван не такой святой, как его изобразили и раньше сам служил Империи, пока не вошел в разногласия с императором и даже собственным учеником? Но, это уже чисто предположительные размышления "в порядке общего бреда"... Служат в имперской армии и космофлоте только люди, все остальные галактические расы- максимум на подхвате, а то и вовсе подвергаются дискриминации, в то время как повстанцы принимали к себе всех кого могли, не смотря на расу и происхождение- интернационалисты, однако:). Впрочем, в фильмах оригинальной трилогии эта часть имперской политики почти не отражена, и получила развитие лишь в Расширенной вселенной.
А теперь сравните этот высокотехнологичный строгач с развеселым повстанческим балаганищем:
У повстанцев нет единой униформы- все знают друг друга в лицо, субординация больше завязана на авторитет конкретных личностей, чем на их формальные звания. Ходят в гражданском, или в боевых костюмах без военной символики соответствующим их специальности- летчики- в летных гермокомбинезонах, корабельные экипажи- в летных костюмах попроще, десантные группы- в камо для работы на земле и тд. Гвардейцы охраны принцессы Леи Органы носили гражданские костюмы, принятые во вселенной ЗВ в среде космолетчиков, но при этом- еще и просторные каски, как у американских артиллеристов и связистов времен Второй Мировой. (Хан Соло тоже ходил в подобном наряде, только без каски). С оружием та же штука- стволов много, всяких и разных, все- декорированное для кино реальное земное оружие разных лет. Особенно повеселил у повстанцев (в том числе Хана Соло) Маузер с коротким стволом и зачем-то оптическим прицелом (как им целиться-то из пистолета с расстояния вытянутой руки, это же не коллиматор?), и декорированный пистолет Марголина у принцессы Леи.
При этом, доставляет еще один немаловажный момент. Внутри кораблей или баз у имперцев все стильное, ровное, гладкое, красивое, футуристичное, вылизанное до блеска чуть ли не языками, единообразное, у них безустанно снуют роботы-уборщики, все ходят по струнке, логистика и всевозможные службы работают отлажено как часы, все выбриты, стрижены, с иголочки- шик, блеск, комфорт, высокие технологии на каждом шагу. И этим войска Империи напоминают именно американскую армию, которая всегда рекламировала себя именно в таком свете.
А что у повстанцев? А ничего хорошего. Они постоянно вынуждены обустраиваться где-то в удаленных изжопных дырах в нечеловеческих условиях, лишь бы их только не нашли быстро и не накрыли ударом с орбиты. Пользуются тем что есть, тем что нет не пользуются- форма номер 8- что сперли то и носим, никакого порядка в одежде и амуниции, все на личное усмотрение, оружие, техника и оборудование представляют собой фееричный зоопарк из не однажды чиненного, полуизношенного старья, собранного с бору по сосенке, базы представляют собой жалкое и неряшливое зрелище, корабли тесные и весьма примитивно оборудованные, большая часть технологий- стащены у официальных структур Империи, или предоставлены тайными доброжелателями. Зато романтики- полный вагон... При этом повстанцы имеют развитую шпионскую сеть, которая позволяет им быть на шаг впереди неповоротливой имперской военной машины, и даже весьма ловко спионерить не абы что, а данные по строению Звезды Смерти- страшного разрушителя планет, карающей длани императора... о которой как бы и знать никто не должен был:)
Вспомните, не так ли американская пропаганда изображала советскую армию? Как дикую бородатую орду в ушанках по уши в снегу, но при этом со всесильными спецслужбами, способными прослушать или хакнуть кого угодно где угодно... Сравните какой-нибудь советский пункт базирования авиации ПВО в Амдерме и повстанческую базу на планете Хот или базу повстанцев на Явине-4 и тайные базы Вьетконга во время Вьетнамской войны- как говорится, найдите 10 отличий).
Цвета и символы- так же имеют большое значение.
У Империи преобладают холодные цвета- серый, черный, белый, темно-синий. Красный- ("советский" цвет) изредка встречается, но где-то на заднем плане, в сколь-нибудь серьезных количествах и выразительных формах не наблюдается, единственное исключение- это световой меч Дарта Вейдера. Одного человека, пусть и далеко не последнего. Это единственный заметный красный элемент в распоряжении Империи. Еще, пожалуй, императорская охрана- странные типы в красных плащах, напоминающие британских королевских гвардейцев- такой же бесполезный выпендреж, поскольку умеющему выжигать неугодных молниями императору охрана нужна лишь в качестве мебели. Кстати, молнии императора синие, хотя Лукас, если бы это имело антисоветское символическое значение, вполне мог попросить мастера по спецэффектам сделать их красными. Но, тем не менее, они синие. Значит, это имеет какой-то иной смысл. Символ Империи- серебряное колесо на черном фоне, символизирующее Галактику. При этом выстрелы из ручного оружия у имперцев красные, а из корабельного- зеленые. Интересно, почему?
А что у повстанцев? Хе, а у этих чудиков революция в разгаре- красная символика наляпана везде где только можно- на одежде, на кораблях, даже символ Восстания- остроконечный округлый герб- тоже красный. Хотя, во время первого фильма оригинальной трилогии этот знак скорее всего еще не был символом Восстания, а просто индивидуальным обозначением летной эскадрильи. Скорее всего, сначала у повстанцев не было какого-то определенного символа, и это логично- одно его наличие может послужить раскрытию членов организации. В общем, Лукас изобразил революционеров вполне канонично- разудалой вольницей с Маузерами под красными знаменами. Шутка. Почти. Кстати, все без исключения выстрелы у повстанцев- от бластеров до корабельных орудий- тоже красные. Поневоле задумаешься- может меч у Дарта красный, потому что он и сам бывший "красный"? Ну, в смысле, республиканец. Память о доимперских временах?.. Опять же, размышления "из общего бреда". Впрочем, повстанцы, несмотря на обилие красной символики, тоже не были коммунистами или социалистами- такая сторона конфликта, вполне актуальная на момент съемок и в реале, как борьба двух экономических систем, в ОТ вообще никак не затронута. И наверное, это даже хорошо. В те времена и без ЗВ такой политической фигни хватало на каждом шагу. Кстати, если я не ошибаюсь, во всей оригинальной трилогии ни разу не прозвучало слово "демократия". Максимум- свобода. В то время как в предысториях 1-3 "демократия"- чуть ли не любимое ругательство)
Вывод: враждующие стороны скорее изображены совершенно обратно "советской" теории- под имперской армией скорее всего имелась или американская времен Вьетнамской войны, или британская времен империи, а под раздолбаями-повстанцами- не то русские революционеры времен Ленина, (которые, кстати, в 18-м году, при тотальной нехватке всего, умудрились выбить из Советской России хорошо вооруженных и оснащенных интервентов, в том числе и англичан с американцами- чем не пример?) не то въетнамцы из понятно каких событий. Впрочем, учитывая, что во Вьетнаме были наши военные советники- а не один ли хрен?
Но это не точно и имеет право на опровержение при должном наборе аргументов.
Имена.
Имена у всех, и у имперцев, и у повстанцев- примерно одинаковые- английские (в крайнем случае европейские), иногда чуть искаженные, иногда выдуманные, как например, у Чубакки. И это несмотря на присказку о том, что у нас тут все не у нас, а где-то в далекой-предалекой галактике... впрочем, это обьяснимо- Лукас не стал нагружать сюжет чересчур оригинальными именами в стиле Лавкрафта, дабы облегчить восприятие фильма родному зрителю. Люк Скайуокер- это анаграмма фамилии режиссера- ЛУКаС. Хан Соло- это вовсе не имя а прозвище, так как контрабандист не станет светить свои настоящие мультипаспортные данные:). И перевести это прозвище можно как "одинокий ствол", если читать "хан" или "хэн" как английское "gun". Кстати, отличное прозвище для такого хлыща))). Боба Фетт- тоже кликуха. Толстый Робби, или как-то так. Хотя, не помню уже, звучало ли его имя в фильмах или его так назвали уже в Расширенной Вселенной? Одно время меня смущал Таркин- фамилия звучит вполне по-русски, но, оказалось, такие фамилии с окончанием "ин" нередко встречаются у британцев и ирландцев (а как мы знаем, имперцев играли британские актеры). А следовательно, и у американцев тоже. И у меня нет ни одного знакомого человека с такой фамилией. Уж если бы Лукас хотел сделать намек на русских, то дал бы этому персонажу более подходящую фамилию, например, Брежнев, или Фцщхв:) в общем, тут идут мимо оба варианта. Тем более, как уже было сказано, государство в фильме одно, и имена у имперцев с повстанцами и не должны сильно различаться.
Рассматривать главных персонажей отдельно большого смысла не вижу- это вполне понятные архетипичные личности, которые (учитывая принцип а не конкретику), могут встретиться в любом государстве и при любом общественном строе. Юноша, которому выпадают жестокие испытания и которому предстоит стать героем, старый мудрый воин-учитель, жесткий, черствый чиновник, готовый на все чтобы выслужиться, дева в беде, "благородный разбойник", могущественный злой колдун, бестолковый спутник, путающийся под ногами- все это мы видели не однажды, но в Звездных Воинах эти, казалось бы, затертые до дыр образы заиграли совсем другими красками...
Кстати, про Дарта Вейдера. А вы помните, что за всю оригинальную трилогию ни разу не прозвучало слово "ситх"?
Да, тогда в легенду вселенной Звездных Войн еще не вошло Правило Двух, и даже слово Дарт было вовсе не титулом ситха, а просто именем одного конкретного персонажа в черном плаще и с сиплым дыханием, а император- тот и вовсе не имел конкретного имени- он был бесконечно загадочен и пугающе крут.
Имя "Анакин Скайуокер" было дано Вейдеру Лукасом уже во время съемок 5 эпизода, после выработки "гениальной" идеи о родственности друг другу героя и злодея. (очень спорное решение, на мой взгляд). По-сути, он был просто падшим джедаем на службе у императора. Особо доверенным слугой со способностями Силы. Судя по его отношениям с моффом Таркином, Дарт даже не имел конкретной должности и его боялись и уважали только за близость к императору.
Собственно, он мог быть таким не один. (и эта позиция, между прочим, была отражена в РВ в виде т.н. "рук императора"- личных агентов, обладающих даром Силы). И еще вопрос- а почему император- это не просто наследственный высший чиновник с короной на голове, а... гм... могучий темный маг, прекрасно разбирающийся в джедайских тонкостях?
Самый логичный ответ- вспоминаем краткий рассказ Оби-Вана Кеноби Люку о войне, на которой погибли джедаи, и делаем вывод- император- зачинщик бунта и виновник уничтожения почти всех светлых джедаев, главный среди падших во тьму джедаев, основатель Империи. То есть, по оригинальному замыслу первых трех фильмов, никаких ситхов в помине не было, (это уже более позднее порождение РВ) были только джедаи, один из которых однажды ссучился на войне (и скорее всего это тоже была гражданская война) и увлек одних джедаев за собой во тьму, как Дарта-Анакина, а большинство других и вовсе на тот свет... Собственно, в фильмах-предысториях почти так и оказалось, но там этот момент обыграли несколько более изощренно и что уж там говорить, более нудно. Согласитесь, если бы император в предысториях сам был одним из джедаев, а то и главным джедаем- это было бы не менее интересным решением. Но, на это место был создан другой персонаж- Граф Дуку. Которого за ненадобностью убрали в третьем эпизоде. А в принципе, Дуку и Сидиуса можно было бы смело объединить в одного персонажа безо всякого вреда для сюжета.
Кстати, о джедаях. Есть версия, (еще один кривотолк о ЗВ) что это слово "джедай"произошло от аббревиатуры JA- джи-ай, что-то вроде американского ополчения резервистов. Однако, это тоже чушь. Джедаи- это калька с японского Дзидаи- эпохи хаоса и гражданской войны в японской истории, (а у нас тут в ЗВ гражданская война- основа сюжета) а Кеноби- это искаженное "синоби"- один из синонимов слова "ниндзя", и это железно подтверждается тем, что Оби-Ван, как персонаж- это своего рода старый космический Затоичи- монах-самурай, отменно владеющий мечом и обладающий сверхъестественными способностями, а не какой-то там непонятный резервист с ружжом:)
Итог всех этих изысканий ясен- версия о том, что Джордж Лукас взял в качестве прототипа Галактической Империи СССР, как минимум, неверна, а как максимум, за прототип Империи им были взяты родные Соединенные Штаты Америки. Отсюда появляется вопрос- а почему вообще появилась "советская" версия? Скорее всего, из-за банального недостатка информации по теме от самого ее создателя. А за раздувание слухов об этом благодарите Рональда Рейгана, который взял этот фильм на вооружение, и мастерски перевернул в нем позиции с ног на голову в свою пользу. А у нас эту теорию подхватили по не мене очевидной причине- люди, воспитанные в советских традициях, не могли представить себе, что американский режиссер пусть даже иносказательно, с помощью красивой сказки, захочет выставить свою страну в не самом лучшем свете. Но, со временем оказалось, что это более чем возможно, и Лукас тут едва ли уникален. И если он и наврал в интервью про прототипы Империи и повстанцев, то совсем немного, а возможно и не наврал ничего. Но это не точно. Да, вот такой я параноик:)
Впрочем, рано расслабляться- галактика в опасности, как никогда! Еще недавно великая вселенная Звездных Войн теперь брошена к кривым ножкам величайшего ситха всех времен- Дарта Мауса, от которого можно ожидать сюрпризов похлеще чем от Рейгана. И это как раз точно. Так что, запасаемся попкорном наперевес с валидолом- то ли еще будет...