Найти тему
CHIPS journal

Почему книжные герои должны быть разнообразными

Оглавление
© Лиза Стрельцова
© Лиза Стрельцова

А вы читаете детям книги, разрушающие стереотипы?

Мы часто говорим о важности репрезентации. Ребенок многое узнает о мире из книг и мультфильмов, а потому, если там представлены однотипные герои, то и образ мира получается однобоким. Лиза Селин Дэвис написала на Romper большую и очень важную колонку о том, почему детям важно читать не только книги, в которых девочки ведут себя как мальчики, но и наоборот. Перевели ее с сокращениями.

В списке книг на лето, который задали моим дочерям 8 и 10 лет, есть очень много невероятно важных и прекрасных книг. Они интересные и рассказывают детям о влиянии систематического расизма, параллельно описывая жизни, трудности и триумфы женщин и девочек. Мы предвкушаем чтение этих историй. Однако мне хотелось бы, чтобы в школьную программу и список для чтения добавили кое-что еще: книги о разных мальчиках.

Я не имею ввиду книги об авантюрных или хулиганистых мальчиках, как Перси Джексон или Робинзон Крузо. Таких историй очень много, и их всегда было много. Я говорю о книгах — и фильмах, и других произведениях — в которых рассказывают о мальчиках, что пошли наперекор строгим гендерным нормам.

Растущее число книжек-картинок на эту тему пытается заполнить эту бездну, но где же произведения для ребят постарше, героями которых станут «феминные мальчики»? Где книги о мальчиках-подростках, которым нравится розовое, блестки, единороги, платья, доброта, эмпатия, эмоциональная близость и другие «девчачьи» вещи и навыки, гендерная принадлежность которых, как мы теперь знаем, зависит только от нашего решения?

Необходимость такой репрезентации стала очевидна в течение последней пары лет, когда я работала над книгой о психологии и истории томбоев — девочек, которые не принимают традиционные гендерные нормы и роли, или которые одеваются и ведут себя «как мальчики». На протяжении последних сорока лет или около того, просветители, активисты и законодатели концентрировались на том, чтобы помочь девочкам преодолеть культурные ограничения (которых очень много).

Благодаря феминисткам семидесятых и принятию новых законов, образование и спорт для мальчиков и для девочек стали финансировать одинаково. Благодаря усилиям, направленным на то, чтобы привлечь девочек в науку и математику, они достигли больших успехов в области STEM, нередко превосходя мальчиков в этих областях.

Поскольку у мальчиков всегда было много свободы в этих областях, многие предполагают, что они, в общем-то, и так довольно свободны.

Но это не так. Просто их ограничения выглядят иначе. Согласно отчету негосударственной организации Plan International, которая занимается правами детей и гендерным равенством, треть американских мальчиков ощущают необходимость соблюдать традиционные стандарты маскулинности.

Некоторые из них позитивные — например, физическая сила или лидерские качества, но ведь часто мальчиков заставляют выбирать насилие, подавлять эмоции и принижать девочек (или рассматривать их как сексуальные объекты). Подавляющее большинство мальчиков слышало, как другие обижались, когда им говорили, что они ведут себя «как девочки» — плакали или каким-то другим образом демонстрировали уязвимость.

Мальчики впитывают эти нормы в очень раннем возрасте, они связаны с их когнитивным развитием и с их восприятием гендера. Постепенно они учатся тому, что то, что считается «женским» — менее ценно.

Пару веков назад дети обоих полов могли носить платья и длинные волосы, а их внешний вид не подчеркивал их биологический пол. Но с наступлением двадцатого века, по мере развития разных теорий насчет гомосексуальности, люди начали верить, что воспитание, а не природа, делает мальчиков геями. Чтобы избежать такой участи, родители начали одевать мальчиков как маленьких мужчин и давать им игрушки, которые соответствовали их гендерной роли. Убеждение в том, что мальчики не должны быть женственными, сильно подпитывается гомофобией.

Проблема в том, что «женственным» принято считать очень много хороших вещей: доброту, эмпатию, заботу, интерес в поддержании отношений и умение это делать. Одно психологическое исследование за другим обнаруживает, что мальчики чувствуют себя невероятно ограниченными «естественными» или приемлемыми формами маскулинности. Но мы часто путаем то, что конструируется и одобряется обществом, с тем, что обусловлено биологически. До тех пор, пока у нас не будет равенства в том, как мы воспитываем детей и как мы к ним относимся, мы никогда не узнаем, где социальное, а где — природное.

Но что мы знаем наверняка, что в наших силах изменить эти стереотипы. Мы давно уже разобрались в том, какие образы надо показывать девочкам, чтобы помочь им освободиться из-под гнета стереотипов. Томбои были героинями множества произведений 19 века. Но во многих этих книгах лучший друг томбоя считается «неженкой» — не существует позитивной версии томбоя для мужчин. Девочки, которые ведут себя как мальчики — это нормально. Но мальчики, которые ведут себя как девочки? Ни в коем случае!

Тем временем девочкам предлагают читать много книг с протагонистами-мальчиками, тогда как даже школьные библиотекари иногда предполагают, что мальчики не станут — и не должны — интересоваться книгами о девочках, бунтарках или нет.

Сейчас непростое время для родителей. Многие из нас разочарованы или недовольны состоянием наших школ. Но это можно также воспринимать как возможность. Когда наши дети учатся дистанционно и находятся в стороне от сложных социальных ситуаций, некоторые гендерные стереотипы начинают ослабевать. Мы можем использовать это время, чтобы показать нашим мальчикам образы, отличные от тех, которые они видят на детской площадке или в школьных коридорах. А еще у нас могут быть книги про женственных мальчиков, сюжет которых не крутится вокруг их непохожести на остальных. У этих мальчиков тоже могут быть разные приключения, с лаком для ногтей, милотой и кучей розового цвета.

Почитать еще:


«Было сложно морально, больно, непривычно, часто тоскливо»: история...
6 ошибок, которые мешают поступить в хороший зарубежный вуз

Подборка подкастов ЧИПСОВОСТИ: