На работу в Печоро-Илычский заповедник я приехал из города после окончания университета. Умения жить в лесу у меня не было, этому, к сожалению, не учат в университетах, так что приходилось учиться на свои ошибках и перенимать опыт старших товарищей. Так, до определённого момента я без опаски ходил по льду, полагая, что на лыжах под лёд не провалишься. А осторожничать начал после одного случая.
Мы втроем возвращались с учёта через истоки реки Печоры. По реке вела хорошо нахоженная лыжня, по которой инспектора охраны ходили для контроля территории. Мы, естественно, воспользовались ею. По такой старой, уже подмороженной лыжне намного безопаснее и легче ходить, чем пробивать для себя новую. Было нас, как я уже сказал, трое – двое молодых сотрудника и опытный работник заповедника. В одном месте он вдруг нам сказал: «Хотите посмотреть, какие опасные места могут быть на реке?». Учиться всегда полезно, поэтому мы охотно согласились. Наш старший товарищ сошёл с лыжни и, пройдя несколько десятков метров целиной, подошёл к месту, где в снегу было хорошо заметно понижение. Он подошёл довольно близко к этой ложбинке и несильно ударил палкой. Буквально мгновенно кусок льда диаметром примерно 80 сантиметром рухнул вниз и, подхваченный стремительным течением воды, исчез подо льдом. Жутко было смотреть в эту вдруг образовавшуюся чёрную дыру во льду с бурлящей водой. Но не это было самым страшным, а то, что лыжи нашего старшего товарища (а лыжи были камусные и катятся только вперёд) почти наполовину нависли над этой чёрной водой. Наш товарищ осторожно приподнял лыжу и сделал небольшой шаг назад. Из-под лыжи тут же оторвался небольшой кусок льда, который в мгновение исчез. Медленный шаг назад другой ногой – ещё кусок отрывается, т.е. опоры почти не было. Ещё и ещё небольшие шажки назад, наконец, лыжи встали на крепкий лёд. Мы перевели дыхание и смогли осознать, какой смертельной опасности, только что избежал наш старший товарищ. Хорошо хотя бы то, что концы лыж не зацепил поток воды, который мог ударить по ним и даже сдёрнуть человека со льда. Ниже по течению не было видно ни одной промоины, куда в случае невероятного везения могло бы выбросить человека. Если бы даже удалось удержаться в полынье, успев поставить поперёк неё крепкую палку, то вытащить утопающего вместе с двухметровыми лыжами, нам вряд ли бы удалось. Во всех известных нам случаях благополучного исхода, когда на лыжах проваливались под лёд, это происходило на реках с тихим течением, но и там приходилось с большим трудом сбрасывать лыжи с ног, потом выловить их из воды.
Был и трагический случай, когда искали пропавшего охотника, а нашли только его шапку на льду у полыньи. Уже осознавая, что погибает, он бросил свою шапку на лёд, что бы обозначить место своей гибели и чтоб не тратили силы на его поиски.
Прошло много лет после того случая, но когда вспоминаю его, то перед глазами отчетливо встаёт белый снег на льду и большая чёрная дыра в нём с бурлящей водой, и снова, как тогда, холодок по спине. После этого случая так смело, как прежде, я по льду не бродил.
Ваши отзывы, комментарии, лайки, подписка очень ободрят автора и придадут ему новые силы для написания интересных статей.