«Самый верный признак истины - простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна» (Лев Толстой)
Если вы верите в укоренившееся в «христианском» мире учение о Троице, но при этом всё же являетесь искренним человеком, для которого важна библейская истина, а не «человеческие предания» и заумная мирская философия (Колоссянам 2:8), то постарайтесь рассмотреть приведённые ниже тексты Священного Писания и вопросы к ним. Возьмите в руки свою Библию и терпеливо проверьте, соответствует ли учения о Троице тому, что говорит Божье Слово. Но, самое главное, старайтесь быть честным перед Богом и перед собой!
Равны ли друг другу Отец и Сын?
1. В знаниях
Марк 13:32
1) Почему Сын, подобно ангелам, не знает того, что знает Отец, если они полностью равны?
2) Почему святой дух также не знает (сказано, что знает «только Отец»)?
Иоанна 3:32
1) У кого видел и от кого слышал Сын?
2) Если Иисус – Всемогущий Бог, то почему он зависит от чьих-то знаний?
3) Почему Сын не может свидетельствовать, если сначала не увидит и не услышит от Отца?
4) Можно ли сделать вывод, что Сыну нужно было сначала что-то узнать, т.е. научится?
Иоанна 8:26-29,38. Сравните Иоанна 15:15
1) Сын говорит, что все свои знания он получил от Отца («услышал от Него», «научил Отец», «видел у Отца»). Если Сын и есть Бог, то, как понять, что он должен был чему-то учиться?
2) Согласны ли вы с тем, что Сын мог чего-то не знать, но Отец ему это объяснял?
3) Почему в Библии нигде и никогда не говорится, что Отец должен был чему-то научиться у Сына, или, что Сын что-то объяснял Отцу, но всегда и исключительно Отец учит Сына и объясняет ему?
Иоанна 5:20
1) То, что Отец показывает Сыну и будет показывать в будущем, означает ли, что Сын ранее не видел того, что уже видел и имел Отец?
2) Почему Сын не показывает Отцу, но только Отец Сыну?
Евреям 5:8-10
«однако страданиями навык послушанию» (Синодальный перевод);
1) Почему Иисусу нужно было учиться (улучшаться) через «навык» в послушании?
2) Есть ли разница в степени его послушания между началом и концом земных испытаний?
3) Согласны ли вы, что слушаться и повиноваться можно только тому, кто стоит выше себя?
4) Послушанию Кому ещё больше научился Иисус?
5) Может ли Бог ослушаться Себя?
6) Говорит ли Бог хоть где-нибудь в Библии, что Он кому-нибудь послушен или, что Он будет проявлять какое-либо послушание по отношению к кому бы то ни было?
7) Почему Библия говорит, что Иисус через «навык», т.е. обучение, «усовершился» - стал ещё более лучшим? (стих 9). В Иисусе произошли изменения. Означает ли это, что Иисус до своего прихода на землю не обладал определёнными навыками, которые приобрёл лишь через испытания?
8) Согласны ли вы, что такое улучшение даже повлияло на будущее небесное положение Божьего Сына, т.к. только после этого Бог посчитал возможным назначить его Первосвященником по чину Мелхиседека! (стихи 9,10).
9) Нужно ли Всемогущему Богу чему-либо учится, как будто Он чего-то не знает? Нужно ли Всемогущему Богу улучшаться или усовершенствоваться, как будто Он не является Всемогущим и Совершенным? (Сравни Иов 21:22; Псалом 91:6; 118:96; 138:6,17; 146:5; Исаия 40:13,14,28; 55:8,9; Римлянам 11:33-36).
10) Как совместить это изменение в Иисусе с тем, что говорится в Малахии 3:6 и Иакова 1:17?
Откровение 1:1
1) Как понимать «дал ему Бог»?
2) Имел ли Сын эту информацию до этого момента? Значит ли это, что ранее не знал, а потом узнал?
3) Почему используется такая схема передачи откровения: Бог даёт Иисусу, Иисус даёт его ангелу, тот передаёт его Иоанну, а Иоанн – другим христианам?
2. Во власти
Матфея 27:46
1) Как объяснить это поведение Иисуса в свете учения о Троице?
2) Почему Иисусу была крайне нужна поддержка Бога? Значит ли это, что Иисус нуждался в дополнительной силе и укреплении?
3) Если Сын являлся одновременно и Всемогущим Богом, то почему он не имел Божьего могущества для поддержки себя?
4) Каким образом Отец оставил Сына? Троица разделилась?
Матфея 20:20-23
1) Почему Иисус заверяет, что решение по этому вопросу в будущем, когда Сын вновь будет на небе, имеет право вынести не он, а только его Отец?
Иоанна 3:35; 13:3; 17:1,2
1) Что значит, что Отец дал Сыну власть?
2) Значит ли это, что до того Сын не имел этой власти?
3) Почему Сын сам не взял власть, но всегда указывается, что её ему даёт Отец?
4) Какова разница между дающим и тем, кому её дают?
Иоанна 17:22
1) Как понять, что славу Сын получает от Отца?
2) Как понять, что ученики в свою очередь славу получают от Сына?
3) Если Сын равен с Отцом, то тогда и ученики должны быть равными с Сыном. Или нет?
Иоанна 5:19
1) Почему Иисус указывает на свою подчинённость?
2) Почему Иисус описывает такую последовательность:
а) Отец делает.
б) Сын видит это.
в) Увидев, только тогда делает.
3) Почему во всех случаях инициатива принадлежит Отцу, если ипостаси Троицы равны между собой?
Иоанна 6:37,44,65
1) Как понять слова Иисуса, что человек сможет придти к нему только, если позволит Отец?
2) Почему Сын не может привлечь к себе человека сам?
Иоанна 17:4
1) Как понимать, что Бог поручил Сыну исполнить дело?
2) Знаете ли вы хоть один случай в Библии, где бы Сын поручил исполнить что-либо Отцу?
Иоанна 17:24
1) Почему сын просит Отца, чтобы его ученики тоже были с ним на небе? Почему решение этого вопроса зависит в первую очередь от Отца, а не от Сына?
2) Если бы возвратившийся на небо Иисус был Богом, разве он не имел бы подобной же власти?
1 Коринфянам 15:24-28
1) Почему Сын передаст царство Отцу? (стих 24).
2) Почему ему надлежит царствовать «доколе», т.е. ограниченный временной промежуток? (стих 25).
3) Почему Сын не сам покорит всё под свои ноги, а Отец всё сделает для него? (стих 27).
4) Почему Сын покорится Отцу? Почему не Отец покорится Сыну? Следует ли подразумевать под этим подчинённое, более низкое положение Сына? (стих 28).
Иоанна 5:19,30,36
1) Почему Сын не может творить сам от себя?
2) Почему Отец творит и делает всё по Своей инициативе, но Сын «ничего не может»? Чем объясняется такая разница?
3) Как понять, что Сын «ищет не своей воли, но воли пославшего его Отца»?
4) Что значит, что Отец дал Сыну совершить дела, а не сам Сын решил их совершить?
Иоанна 18:11
1) Что подразумевается под чашей, данной Иисусу Отцом?
2) Объясните, какой настрой Сына отражён в этих словах?
3) Как учение о Троице может объяснить, почему Сын не может самостоятельно выбрать для себя «чашу», но безоговорочно принимает то, что ему предопределил Отец?
Луки 22:42,43
1) В чьей только власти было решить, где окажется символическая чаша (стих 42)?
2) Почему у Иисуса и у Отца различается воля? Если Сын АБСОЛЮТНО равен Отцу, АБСОЛЮТНО идентичен, можно ли прочитать это место так: «Впрочем, не Мояволя, но Моя да будет»?
3) Объясните, как сотворённый ангел мог укреплять Извечного Бога, если Иисус и был Богом? (стих 43).
4) Чем именно ангел укреплял Иисуса?
5) Что ангел мог бы сказать Богу такого, чего бы Он не знал?
Луки 23:46
1) От кого зависело будущее воскресение Сына?
2) Как это видно из слов самого Иисуса?
Деяния 2:24
1) Если Иисус - Бог, то можно ли это место прочитать так: «Но Бог воскресил Бога»?
2) Почему не Сын «расторг узы смерти», а Бог.
3) Мог бы Сын воскресить себя сам?
4) Почему возможность для Сына не остаться в аде зависела не от него самого, а от Отца?
Деяния 10:38
1) Как вы понимаете слова Библии, поясняющие, что Иисус мог совершать чудеса по причине того, что Бог дал ему силу и дух и «потому что Бог был с ним»?
2) Почему чудодейственные возможности Иисуса имели место лишь при условии помощи свыше, от Бога?
Псалом 109:1,2
1) Почему Отец даёт Сыну приказы и распоряжения? Почему не наоборот?
Иоанна 3:16,17
1) Почему только Отец может посылать с заданием своего Сына, но никогда наоборот?
Иоанна 4:34 и 38 (Сравните)
1) В чём разница между посылающим и посланным?
2) Постарайтесь дать ясный ответ, сравнив выше приведённые тексты.
Иоанна 7:28,29; 8:42
1) Почему Сын говорит, что он пришёл не сам от себя, но от Отца?
2) Видите ли вы разницу между Посылающим Отцом и посланным Сыном?
3) Если Сын и есть Отец, то можно ли понимать эти слова так: «Я пришёл не Сам от Себя, но Я послал Себя»?
Иоанна 13:16 и 20 (Сравните)
1) (16 стих) – Почему пославший отождествляется с господином, а посланник – с рабом?
2) Что с помощью этого сравнения хотел показать Иисус?
3) (20 стих) – Учитывая это сравнение, данное Христом, ответьте: может ли посланный Иисусом быть равным пославшему его Иисусу?
4) Может ли в таком случае Иисус, посланный Богом, быть равным пославшему его Богу?
Иоанна 17:18; 20:21
1) Отец посылает Сына, Сын посылает учеников. Какой принцип главенства соблюдается в этих словах Иисуса?
(Сравните 1Коринфянам 11:3).
2) Значит ли это, что если Бог и посланный им Сын равны, то и сам Сын равен посланным им ученикам?
Иоанна 6:38
1) Если считать, что Сын и есть Отец, то почему он говорит как о нечто отдельном, о своей воле и о воле Отца?
2) Почему Иисус волю Бога ставит выше своей собственной воли, если он и есть Бог?
Иоанна 12:49,50
1) Почему именно Отец решает, о чём Сын должен говорить и чему он должен учить?
Иоанна 14:16
1) Почему Иисус, вернувшись на небо, должен был умолять Отца, чтобы тот послал святой дух?
2) Почему послать святой дух мог именно Отец?
3) Почему Сын не мог этого сделать сам?
4) Почему святой дух (если это личность) не может пойти сам?
Притчи 8:22-31
1) Как понять выражение, что Сын был «помазан», т.е. назначен или определён Богом для выполнения задания (стих 23)?
2) (стих 30) «Я была при Нём художницею» (Синодальный перевод);
Вопрос: почему Сын занимает подчинённое положение, лишь «помогая» Богу и радуясь Божьей работе?
3) Почему о Сыне не говорится, как о самом Боге, но, наоборот, сказано, что он был «рядом», «при Нём», т.е. около Бога?
Исаия 11:3
1) Как понимать, что Божий Сын «страхом Господним исполнится»?
2) Может ли Всемогущий Бог иметь страх перед самим собой?
Исаия 53:11; Иезекииль 34:23,24 и 37:24,25
1) Почему Божий Сын пророческим образом назван «рабом» Бога?
2) Почему Сын назван «рабом» Бога так же, как и Иаков называется «рабом» Бога?
3) Почему в Исаии 53:12 Сын получает от Бога «часть» наравне с другими? Почему эту «часть» он не может взять себе сам?
Иеремия 30:9
1) Почему Божий Сын в отличие от Бога назван только «царём»?
2) Как понять, что Сын будет «поставлен» Богом, а не станет им сам по себе?
Евреям 1:6,9
1) Как понимать, что Бог руководит Сыном, «вводя» его во вселенную?
2) Почему Сын не «вошёл» самостоятельно, а только с помощью Бога?
3) Почему Сын получает помазание от Бога, а не наоборот? Почему Сын не помазал себя сам (если он Бог)?
Деяния 2:36
1) Как понимать, что «Бог соделал Господом и Христом» своего Сына, а не сам Сын дал себе такое звание?
Филиппийцам 2:9-11
1) Как понять, что своё особое положение Сын получил от Бога?
2) На что указывает фраза, что это особое положение Иисуса было дано ему для прославления Отца?
Евреям 5:4-6, 10
1) Как понимать, что Иисус, по примеру Аарона, не сам себя назначил Первосвященником, а был возведён Богом? (контекст показывает, что это назначение произошло уже после воскресения Иисуса, когда тот вернулся на небеса).
Евреям 10:5
1) Почему говорится, что Сын не сам взял человеческое тело, но получил его от Отца? Не указывает ли это на старшинство Отца над Сыном?
Евреям 10:7,9
1) Чью волю должен был исполнить Сын – свою или Отца?
2) Если Сын и есть Отец, то почему же он говорит об Отце не как о себе?
Откровение 14:14-16
1) Если Сын – Всемогущий Бог, то на каком основании простой ангел отдаёт ему приказ?
Святой дух
Даниил 7:9-15; Деяния 7:55,56 и т.д.
1) Кого можно увидеть в этих видениях?
2) Почему во всех видениях Бог показывает Себя, стоящим (или сидящим) отдельно от Сына?
3) Почему в видениях, открывающих небесную славу Бога, никогда не показывается святой дух (если он тоже личность и тоже Бог), а только Отец и только Сын?
1 Тимофею 5:21
1) Почему Павел упоминает Бога, Иисуса и ангелов, но ничего не говорит о святом духе?
Тимофею 6:13
1) Почему Павел вновь говорит отдельно о Боге, и отдельно об Иисусе Христе?
2) Почему Павел не упоминает святой дух, если он есть личность и Бог?
2 Иоанна 9; Откровение 5:13; 7:10; 21:22; 22:3
1) Почему упоминаются только две личности, но вновь отсутствует святой дух?
Матфея 12:31,32
1) Почему хула на Дух не простится, а на Сына простится (даже в будущем, когда Иисус будет на небе)?
2) Можно ли сказать, что у них разные точки зрения на прощение и разная реакция на оскорбление?
Иоанна 16:7. Сравните Иоанна 3:34
1) Почему Сын говорит о святом духе, что тот не может придти сам?
2) Почему Сын посылает святой дух, а не сам дух может придти?
Иоанна 16:13
1) Как вы понимаете слова Иисуса, что дух будет говорить «не от себя, но что услышит»? От кого дух должен был услышать, чтобы потом
наставить христиан?
2) Почему дух не может сказать сам, если он является личностью и Богом?
Бытие 41:8. Сравните Числа 27:18; Иезекииль 36:27
1) Как понять, что в Иосифе был Дух Божий?
2) Может ли личность Бога быть в человеке?
Исход 15:10. Сравните Иоанна 20:22
1) Может ли Бог дуть личностью?
Судей 6:34
1) Как понять, что святой дух может объять человека?
Исход 31:3. Сравните Ис.11:2; Деяния 6:3,5,10; 11:24; 13:52; 1Коринфянам 3:16; 6:19
1) Может ли человек исполниться Богом?
2) Почему Божий дух перечисляется в одном ряду с мудростью, разумением, ведением, искусством и прочими качествами и свойствами? Или их тоже нужно считать личностями?
Матфея 10:20
1) Как понимать эти слова?
2) Станем ли мы думать, что Бог может буквально вселиться в человека?
1Коринфянам 6:17
1) Что значит, что христианин становится одним духом с Господом?
2) Следует ли заключить, что христианин становится святым духом, самим Богом?
3) Какое значение выражения «дух» вы используете в этом тексте?
Луки 11:11-13
1) Почему святой дар святого духа Иисус обсуждает на примерах хлеба, камня и животных?
Исход 31:18. Сравните Иезекииль 8:1-3, Матфея 12:28 и Луки 11:20
1) Почему святой дух называется «рукой» или «перстом (пальцем) Божьим»?
2Коринфянам 3:3
1) Почему Божий дух противопоставляется чернилам?
2) Можно ли личность сравнивать с не личностью?
3) Что значит, что Бог пишет святым духом?
2Коринфянам 6:6
1) Почему святой дух упоминается среди других качеств?
Числа 11:17,25
1) Что значит, что Бог «взял от Духа»?
2) Означает ли это, что личность смогла разделиться на несколько частей?
1Иоанна 4:13
1) Как понять, что Бог даёт от Духа своего?
2) Возможно ли раздавать Бога по частям?
Иов 27:3 и 32:8
1) Может ли Божья личность быть «в ноздрях» человека?
2) Почему святой дух сравнивается с дыханием?
Притчи 1:23; Исаия 44:3; Деяния 2:33; Римлянам 5:5; Титу 3:5,6
1) Может ли Божья личность излиться (вылиться)?
Исаия 42:1. Сравните Луки 1:35, 24:49
1) Можно ли положить Божью личность на человека?
Исаия 44:3
1) Почему святой дух Бога ставится в один ряд с благословением? Благословение тоже следует считать личностью?
Иезекииль 36:26,27. Сравните Римлянам 8:11
1) Можно ли вложить внутрь человека Бога?
1Коринфянам 12:13
1) Как можно напиться Божьей личностью?
Матфея 3:11; Деяния 1:5; 1Коринфянам 12:13
1) Возможно ли крестить человека Богом?
2) Почему дух Бога стоит в одни ряду с водой и огнём?
Деяния 10:38
1) Может ли Бог быть средством помазания?
Луки 1:35 и 24:49. Сравните Деяния 1:8; 10:38
1) Почему святой дух сравнивается с силой Всевышнего?
Иоанна 6:63
1) Почему Божий дух Иисус описывает как свои слова?
Деяния 8:17-20
1) Может ли Бог передаваться через возложение рук?
Можете ли вы показать в Библии фразу «Бог святой дух»?
Все разумные личности имеют свои имена. Отец так же имеет имя – Иегова, Сына зовут Слово или Иисус Христос. Ангелы, люди – все они имеют свои имена. Если святой дух – это личность, то почему он не имеет имени?
Почему в посланиях апостола Павла все приветствия содержат слова о «благодати и мире», которые посылают Бог Отец и Господь Иисус Христос, но никогда не упоминается святой дух? Почему, в отличие от Бога и Сына, святой дух не посылает такие приветствия и благословения, если он тоже личность и Бог?
И это далеко не все вопросы. Но и этих достаточно, чтобы погрузиться в долгие размышления: "на самом ли деле Библия доказывает догмат троицы?"