Взлет и падение
Marvel заработали много денег и признание читателей на протяжении бума комиксов в начале 90-х. Запустив успешную серию комиксов «2099», события которой происходили в будущем («Spider-MAN 2099», и тому подобные). И творчески смелый, хоть и неудачный импринт «Razorline», выпускавший комиксы о супергероях. Созданные писателем и кинорежиссёром Клайвом Баркером. Тем не менее в середине десятилетия в индустрии наступил спад. И в декабре 1996 Marvel воспользовались главой 11 Кодекса о банкротстве США.
Самый большой удар Marvel потерпела в начале 1992 года. Когда семь самых успешных, обладающих наградами, художников — Тодд МакФарлейн (известный за его работу над Человеком-Пауком). Джим Ли («Люди Икс»), Роб Лайфелд («Сила Икс»), Марк Сильвестри («Росомаха»), Эрик Ларсен («Удивительный Человек-Паук»). Джим Валентино («Стражи Галактики») и Уильям Портасио — оставили компанию для основания своей собственной успешной компании «Image Comics».
В конце 1994 года Marvel Comics приобрела компанию-распространителя комиксов «Heroes World Distribution». Для использования в качестве собственного распространителя комиксов. В то время остальные крупные издательства заключали индивидуальные договоры с другими компаниями. И в результате волнового эффекта остался только один, главный дистрибьютор в Северной Америке, «Diamond Comic Distributors, Inc». В начале 1997 года, когда попытка Marvel с «Heroes World» провалилась. «Diamond» предложил уникальную сделку для Marvel — отдать компании секцию под каталог комиксов «Previews».
Девяностые годы были примечательны использованием различных оригинальных приёмов по повышению продаж комиксов. Вроде разных по стилю обложек, обложки, комиксов с купальниками . В 1991 году Marvel начали продавать «Marvel Universe Cards» — коллекционные карточки. Производимые компанией, специализирующейся на производстве карт — «SkyBox International». Это были коллекционные карточки, описывающие персонажей и события Вселенной Marvel.
Другая частая практика Marvel этого периода — это кроссоверы с вовлечением всей вселенной. Которые внесли хаос в её целостную картину. В 1996 году был выпущен кроссовер «Onslaught Saga». В котором были задействованы почти все комиксы. Который позволил Marvel перезапустить несколько ведущих персонажей вселенной. Таких, как Мстители и Фантастическая четвёрка, и во вселенной Возрождения Героев, в которой перебежчикам Marvel (а ныне звёздам «Image Comics») Джиму Ли и Робу Лайфелду. Было дано разрешение перезапустить комиксы с нуля. Однако вскоре после запуска продажи быстро опустились ниже ожидаемого уровня.
Marvel закрыла эксперимент после года работы над ним. Вскоре персонажи вернулись к своему прежнему облику (Вселенная Marvel или Земля 616). В 1998 году компания запустила серию «Marvel Knights». Берущую начало во вселенной Marvel; ведомая будущим главным редактором Джо Кесадой. Она наполнилась сильными и смелыми историями с появлениями таких персонажей, как Нелюди, Чёрная пантера и Сорвиголова.
В 1991 году Рональд Перлман, чья компания «MacAndrews and Forbes» приобрела материнскую компанию Marvel Comics, «Marvel Entertainment Group» (MEG). В 1986 году выпустил акции компании на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Гарантированным размещением которых занялись Меррил Линч и «First Boston Corporation». Используя быстрый рост рынка ценных бумаг, Перлман выпустил серию бросовых облигаций. Которые он использовал для приобретения детских развлекательных компаний. Обеспеченных акциями «MEG». В 1997 году компании «Toy Biz» (как следует из названия, компания заведовала играми, куклами по мотивам комиксов Marvel). И «MEG» решили покончить с банкротством, образовав новую корпорацию, «Marvel Enterprises». Вместе с деловым партнёром Ави Арадом, издателем Биллом Джемезом. А так же главным редактором Бобом Харрасом Перлман помог вернуть к жизни Marvel.
С приходом нового тысячелетия Marvel Comics избежала банкротства и начала пытаться разнообразить свои предложения. В 2001 году Marvel отказалась от «Comics Code Authority» и основала свою собственную систему рейтингов «Marvel Rating System» для комиксов. Первый комикс этого тысячелетия, который не был отмечен Code, был «X-Force» №199 (октябрь 2001).
Marvel также запустила новые импринты: «MAX» (линия комиксов, предназначенная для более взрослых читателей) и «Marvel Age» (наоборот, предназначенная для более юных читателей). Также компания создала отдельную серию для альтернативной вселенной. «Ultimate Marvel», позволившую компании перезапустить истории основных персонажей. Чтобы улучшить и адаптировать персоналии для представления новому поколению.
К 2010 году, в то время как Marvel оставалась основным издателем комиксов. Несмотря на значительный спад в индустрии комиксов в сравнении с предыдущими десятилетиями. Некоторые персонажи были изменены, чтобы стать франшизой. Самые кассовые из которых: серия фильмов Люди Икс, стартовавшая в 2000 году. И трилогия Человек-Паук, стартовавшая в 2002 году.
В 2006 году, 1-го ноября, вышел эпизод мыльной оперы «Направляющий свет», носящий название «Она Чудо». Описывающий персонажа Харли Дэвидсон Купер как супергероиню Направляющий Свет. История персонажа продолжилась в восьмистраничном продолжении, «Новый Свет». А затем появлялся ещё в нескольких комиксах Marvel, вышедших с 1-го ноября по 8. Также в том году Marvel создала вики на своём сайте.
В конце 2007 года компания начала инициативу в сети, анонсировав «Marvel Digital Comics Unlimited», цифровой архив, насчитывающий более 2 500 комиксов, доступных для просмотра. Для ежемесячной или ежегодной подписки.
В 2009 году Marvel Comics закрыла Политику Открытого Представления. В контексте которой принимала от художников образчики комиксов. Которые не были заказаны, аргументируя это тем, что большой объём рассмотрения этих образцов мешает профессиональной деятельности. В том же году компания отметила 70-летие, празднуя своё начало как «Timely Comics». В честь чего был выпущен одно-серийный комикс «Marvel Mystery Comics» «70th Anniversary Special» №1. И другие вариации специальных выпусков.
31 августа 2009 года, после десятилетия переговоров между компаниями, The Walt Disney Company заключила сделку о приобретении «Marvel Entertainment» за 4 миллиарда долларов. При этом акционеры Marvel получили 30 долларов и 0,745 акции Disney за каждую акцию Marvel, что они имели. Сделка была выгодна обеим компаниям: Disney с годами становится всё труднее создавать и продвигать новых персонажей. А Marvel не хватало инвестиций для продвижения существующих.
Весной 2013 года вся команда Marvel, включая высший менеджерский состав компании, переехала с Манхэттена. Где в последние четыре года обитала под крышей Raleigh Studios, в северный пригород Лос-Анджелеса.