Найти в Дзене
Историческое оружиеведение

Рассказ англичанина об атаке Легкой бригады в 1854 году

Оглавление
Джеймс  Лэмб, принимавший участие в атаке Легкой бригады  25 октября 1854 года в качестве рядового 13-го Гусарского полка.
Джеймс Лэмб, принимавший участие в атаке Легкой бригады 25 октября 1854 года в качестве рядового 13-го Гусарского полка.

Небольшое введение.

На канале "Историческое оружиеведение" публиковалось несколько материалов, касающихся сражения под Балаклавой 25 октября 1854 года, которое вошло в историю благодаря знаменитой атаке британской Легкой бригады на позиции русских частей, атаке, которая позже была признана ошибочной (из-за неверно понятого приказа), и которая привела к огромным потерям в личном составе бригады (ссылка на воспоминания других британских кавалеристов об этой атаке будет дана в конце статьи).

Вниманию читателя предлагаются воспоминания Джеймса Лэмба, принимавшего участие в этой атаке в качестве рядового 13-го Гусарского полка.

Воспоминания эти были опубликованы к 25-й годовщине атаки в английском журнале "The Strand Magazine" и на русский язык не переводились.

"Даже полубоги не смогли бы".

Надо сказать, что обстоятельства и, самое главное, результаты этой атаки, до сих пор волнуют тех любителей военной истории, которые привыкли рассматривать сражения в разрезе "наши - не наши" и "кто кого", вследствие чего даже воспоминания участников этого сражения (с обеих сторон), если они расходятся с их версией боя, вызывают у них нешуточный взрыв эмоций

Впрочем, они в этом смысле не оригинальны: героизация в общем-то бессмысленной атаки началась практически сразу после того, как стало ясно, в какую лужу сели британские командиры, напутавшие с приказами и обрекшие своих солдат на гибель. Поспособствовали созданию мифа европейские журналисты, которые в тот день наблюдали за сражением и могли видеть ряды английской кавалерии, помчавшиеся на позиции русской артиллерии по долине, окруженной с обеих сторон высотами, занятыми русскими стрелками.

Уже через несколько дней английская "Times" опубликовала репортаж, в котором весьма патетически описывалось:

"мы наблюдали, как они ворвались на батарею; затем, к восторгу своему, мы увидели, что они возвращаются, пробившись сквозь колонну русской пехоты, разметав её как стог сена (никакой колонны русской пехоты в долине не было - ИО). И тут их - потерявших строй, рассеявшихся по долине - смёл фланговый залп батареи на холме. Раненые и потерявшие коней кавалеристы, бегущие к нашим позициям, красноречивее любых слов свидетельствовали об их печальной судьбе - да, они потерпели неудачу, но даже полубоги не смогли бы сделать большего… В 11:35 перед проклятыми московитскими пушками более не осталось британских солдат, кроме мёртвых и умирающих".

А спустя несколько недель было опубликовано стихотворение Альфреда Теннисона, окончательно оформившее и закрепившее рамки этого мифа в его английской, так сказать, редакции. Переполненное гиперболами, оно заканчивалось словами

"Утихло сраженье, долина дымится,
Но слава героев вовек не затмится,
Вовек не рассеется в прах" (пер. Ю. Колкера).
Лорд Кардиган во главе Легкой бригады.
Лорд Кардиган во главе Легкой бригады.

Благодаря шустрым перьям британских журналистов и с горячего согласия британских командиров, 670 кавалеристов нескольких легкокавалерийских полков округлили до 600, сделали их сыновьями английских аристократов и превратили в "рыцарей без страха и упрека", предпочетших выполнить глупый, самоубийственный, но приказ.

Кстати, параллельно создавался аналогичный миф с русской стороны, но с другими акцентами. И, надо сказать, страсти тоже кипели нешуточные: например, вспыхнула официальная полемика между офицерами, участвовавшими в этом бою и командующим русской кавалерией в этом же бою генералом Рыжовым - последний немного неосмотрительно укорил молодых русских офицеров в отсутствии смелости при отражении атаки англичан, при этом стараясь не акцентировать внимание на том, что сам он эту атаку вообще не ожидал и подготовиться к ней не успел.

"Когда я пришел в сознание".

Рядовой Джеймс Лэмб атаковал в составе 13-го Гусарского полка, который шел в первой линии бригады (в атаке участвовало от 103 до 118 человек, 14 погибли, 30 были ранены и 12 взяты в плен, полк потерял 3/4 конского состава).

Вот как он описывает эту атаку:

"Я ехал рядом с капитаном Ноланом, когда он был смертельно ранен одним из первых выстрелов из вражеских орудий. Храбрый капитан держался седла, и его лошадь скакала плечом к плечу с нами по долине".

Надо сказать, что, капитана Нолана сделали классическим "козлом отпущения": сегодня считается, что именно он, неверно поняв смысл приказа командовавшего в тот день союзниками лорда Раглана, вынудил командира Легкой бригады лорда Кардигана повести ее в атаку.

Капитан Нолан (1818 - 1854).
Капитан Нолан (1818 - 1854).
"Следующий залп русских пушек пробил большие бреши в наших рядах, и многие солдаты упали, чтобы больше не подниматься... Мы все еще продолжали идти по долине галопом, и русские батареи с правого фланга открыли по нам смертельный перекрестный огонь картечью и бомбами, вызвав хаос среди наших лошадей и людей и убив многих одновременно".

Дж. Лэмбу повезло: лошадь под ним была убита, а он сам при падении серьезно повредил ногу, но остался жив, хотя и потерял сознание.

"Когда я пришел в сознание, дым был настолько густым, что я не мог видеть, где нахожусь, и не имел ни малейшего представления о том, что случилось с бригадой. Когда я наконец определился со своим местоположением, я обнаружил, что нахожусь среди множества убитых и раненых товарищей. Эту сцену я никогда не забуду. Десятки солдат и их лошадей лежали мертвыми и умирали повсюду вокруг меня, и многие тяжело раненые не могли выбраться из-под мертвых лошадей".

Русские стрелки, находившиеся на высотах по обеим сторонам долины, продолжали вести огонь по англичанам, оставшимся в их зоне, и Лэмбу пришлось срочно прятаться:

"Я лег рядом с моей лошадью… и очень вовремя, так как я едва укрылся, как пули просвистели вокруг меня и буквально пронзили тело моей лошади и ее седло".
Дж. Лэмб, укрывшийся за лошадью.
Дж. Лэмб, укрывшийся за лошадью.

И тут Дж. Лэмбу повезло еще раз: французские кавалеристы, видя бедственное положение англичан атаковали позиции русской пехоты на высотах, и та занялась французами, забыв об англичанах.

Лэмб смог добраться до своих, по дороге оказав помощь двум своим однополчанам, эвакуировавшим тяжело раненого офицера.

Дж. Лэмб возвращается к своим.
Дж. Лэмб возвращается к своим.

Вместо эпилога.

Не смотря на тяжелое ранение в ногу, Дж. Лэмб служил в кавалерийском полку до 1873 года, получал пенсию (около 1 шиллинга в день, что приблизительно равно 29 копейкам серебра) и скончался в 1911 году.

Рассказы англичан об атаке можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!