Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Камень Его Величества Государя

Так получилось, что настоящим символом Урала стал малахит. Однако мода – вещь капризная, и в разное время огромным спросом пользовались и другие уральские камни: яшма, амазонит, переливт... О некоторых из них я уже писал на своём канале, ссылки на эти публикации вы можете отыскать в конце статьи, а вот о родоните, который многие специалисты считают вторым по значению поделочным камнем уральских гор после малахита, нам предстоит поговорить сегодня. И, конечно же, посетить самое известное его месторождение.

В старину этот камень насыщенного розового, почти малинового цвета называли рубиновым шпатом, а с конца XVIII века за ним закрепилось название орлец. По легенде, впервые этот камень нашли в орлином гнезде: своим цветом он привлёк внимание хищной птицы, которая приняла его за кусок свежего мяса. В 1837 году немецкий минералог Густав Розе определил, что основу орлеца составляет силикат марганца, или родонит. Так за камнем закрепилось его нынешнее название. Это слово происходит от греческого "ῥόδον", что переводится как "роза".

Текстура, которую образуют в родоните разноцветные прожилки, уникальна для каждого отдельно взятого образца. Фотография из открытых источников
Текстура, которую образуют в родоните разноцветные прожилки, уникальна для каждого отдельно взятого образца. Фотография из открытых источников

Первое в России месторождение этого удивительного камня было открыто в конце XVIII века под деревней Седельниково неподалеку от Екатеринбурга. В архивных документах горного ведомства сохранилась соответствующая запись, благодаря которой мы знаем даже имя своеобразного "первооткрывателя" уральского родонита:

"По объявлению Арамильской волости деревни Сидельниковской крестьянином Никитой Партиным заявлен шпат или орлец малинового цвета с чёрными железистыми прожилками и пятнами изредка желтыми".

Долгое время месторождение под Седельниковым, будучи единственным в стране, считалось уникальным. Об этом говорит хотя бы тот факт, что с момента своего открытия и вплоть до революционных событий 1917 года месторождение являлось личной собственностью императорской фамилии, а разрабатывалось непосредственно силами специалистов Екатеринбургской гранильной фабрики.

За несколько десятков лет на месте бывшего рудника уже успел вырасти дремучий лес
За несколько десятков лет на месте бывшего рудника уже успел вырасти дремучий лес

Уральские камнерезы быстро оценили новый поделочный камень. Мало того, что родонит обладает удивительно насыщенным, ярким и нежным цветом – он ещё и легко обрабатывается. Залегает родонит весьма крупными пластами, что позволяет изготавливать из него габаритные декоративные изделия: чаши, вазы, столешницы, письменные приборы. Правда, как во время добычи камня, так и во время последующей его обработки необходима предельная аккуратность, чтобы массив родонита случайно не раскололся по прожилкам. Именно поэтому даже когда в практику горных работ вошло использование взрывчатки, родонит продолжали добывать буквально вручную.

Иконостас южного киота Храма-на-Крови, выполненный из уральского родонита. Фотография из открытых источников
Иконостас южного киота Храма-на-Крови, выполненный из уральского родонита. Фотография из открытых источников

В XIX веке месторождение под Малым Седельниковым дало десятки тонн высококачественного камня. Разрабатывали его тремя открытыми карьерами, получившими названия в соответствии со своим размером: Большая Орлецовая копь, Малая Орлецовая копь и Орлецовая яма. До наших дней сохранились многочисленные изделия из уральского родонита, добытого в те годы. К примеру, из него были изготовлены два обелиска, в своё время украшавшие парадную лестницу Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, а позднее переделанные в канделябры высотой 280 см. В Эрмитаже и поныне хранится овальная ваза из родонита, выставлявшаяся на Всероссийской выставке в Петербурге в 1870 году. В 1888 году из огромной глыбы родонита весом более 45 тонн был изготовлен саркофаг императрицы Марии Александровны, жены императора Александра II. Примечательно, что огромная глыба была добыта двадцатью годами ранее и лежала нетронутой, ожидая подходящего "заказа". Позднее уральский родонит широко использовался при декорировании внутренних интерьеров храма Спаса-на-Крови, воздвигнутого на месте смертельного ранения императора Александра II. Последняя глыба-рекордсмен весом 25 тонн была добыта на месторождении накануне Первой мировой войны, в 1913 году.

Перевозка глыбы родонита на Екатеринбургскую гранильную фабрику в начале XX века. По материалам сайта "Рудники Урала" (https://uralmines.ru/bolshaya-orletsovaya-kop)
Перевозка глыбы родонита на Екатеринбургскую гранильную фабрику в начале XX века. По материалам сайта "Рудники Урала" (https://uralmines.ru/bolshaya-orletsovaya-kop)

После 1917 года разработка месторождения надолго остановилась. К этому времени Большая Орлецовая копь представлял собой огромную яму размером примерно 70 на 35 метров и глубиной более 20 метров. Работы возобновились лишь в 30-х годах, но велись нерегулярно, по мере появления спроса на сырье. Так, в начале 30-х годов под руководством знаменитого уральского горщика Григория Китаева здесь были добыты несколько глыб родонита, из которых изготовили памятник-надгробие французскому коммунисту, революционеру и писателю Анри Барбюсу. В середине 1930-х годов была заготовлена крупная партия родонита для облицовки колонн станции метро "Маяковская" в Москве, а чуть позже – ещё одна, для украшения одного из залов Большого Кремлевского дворца.

Большая Орлецовая копь в начале XX века. По материалам сайта "Рудники Урала" (https://uralmines.ru/bolshaya-orletsovaya-kop)
Большая Орлецовая копь в начале XX века. По материалам сайта "Рудники Урала" (https://uralmines.ru/bolshaya-orletsovaya-kop)

В военные годы стране было уже не до камнерезного искусства. Промышленности нужен был марганец, который использовали, в частности, при производстве броневой стали. Месторождение в Малом Седельникове неоднократно обследовали на пригодность местной породы для производства марганцевого флюса, но дальше исследований дело так и не пошло: к счастью, в СССР существовали и другие месторождения марганца, разведанные запасы которых исчислялись миллионами тонн. Главным богатством Большой Орлецовой копи по-прежнему оставался поделочный родонит.

В 1970 году за добычу орлеца здесь взялись всерьез. Запасы месторождения были оценены в 320 тонн высококачественного родонита. Для их отработки на дне карьера были заложены две штольни и шахта глубиной около 40 метров с двумя горизонтами. Всего за десять лет копь, дававшая стране поделочный родонит на протяжении полутора веков, была полностью выработана. К 1981 году промышленные работы под Седельниковым прекратились, добыча оставшихся под землёй нескольких десятков тонн родонита была признана нерентабельной.

Вот всё, что осталось от Большой Орлецовой копи в наши дни
Вот всё, что осталось от Большой Орлецовой копи в наши дни

Параллельно велись работы на разведанном в начале 1950-х годов Кургановском месторождении родонита, расположенном неподалеку. Оно активно отрабатывалось с 1976 по 1994 годы. За 18 лет эксплуатации это месторождение дало камня больше, чем Малоседельниковское месторождение за весь XIX век, став крупнейшим в России. В середине 1980-х годов Кургановское месторождение ежегодно выдавало от 50 до 80 тонн высококачественного родонита. Как ни странно, отыскать сведения о его местонахождении в Интернете в наши дни очень сложно. По имеющимся привязкам лично мне найти хоть какие-то следы былых работ не удалось – то ли месторождение полностью рекультивировано, а от старых шахт и карьеров не осталось и следа, то ли искал я всё же не там...

Ряды сосен, высаженных после рекультивации месторождения
Ряды сосен, высаженных после рекультивации месторождения

По мере того, как известные месторождения истощались, разведывались и новые залежи родонита. В частности, геологи обратили внимание на сообщения начала XX века о находках родонита близ деревни Бородулино. В ходе разведочных работ в полосе между Малым Седельниковым и Бородулиным были оконтурены 18 родонитовых тел, сгруппированных в три мощные залежи. Найденные месторождения не разрабатывались промышленно и ныне считаются законсервированными. Общие запасы родонита в них оцениваются примерно в 530 тонн. Впоследствии на Среднем Урале были разведаны и другие месторождения родонита: Горнощитское, Дмитриевское, Змеиногорское, Афанасьевское, Барановское... А на Южном Урале их теперь и вовсе насчитывается более двадцати.

"Закопушки" современных хитников на территории рекультивированного рудника
"Закопушки" современных хитников на территории рекультивированного рудника

Ну а Малоседельниковское месторождение с начала 1980-х годов пришло в запустение. Его активно посещали студенты, любители камня, туристы и просто любопытствующие. По воспоминаниям очевидцев, вплоть до начала 90-х годов можно было спуститься в шахтный ствол и пройтись по старым штольням, в которых еще сохранялись рельсы для вагонеток и сами вагонетки. Неподалеку от шахты хранились ящики с кернами породы, а в отвалах можно было без труда отыскать вполне пригодный для обработки поделочный камень. Дело в том, что советские стандарты предъявляли очень высокие требования к добываемому сырью, по которым и многие образцы родонита из Эрмитажа должны были быть признаны браком. Из-за этого в отвалы отправлялись большие количества вполне кондиционного камня.

Так выглядит родонит в том виде, в котором его можно отыскать в отвалах старого рудника – он покрыт чёрной плёнкой оксида марганца
Так выглядит родонит в том виде, в котором его можно отыскать в отвалах старого рудника – он покрыт чёрной плёнкой оксида марганца

Непогашенный ствол шахты с прогнившими деревянными лестницами и ненадёжная крепь штолен представляли определенную опасность для посетителей. Когда на старой копи участились несчастные случаи, было принято решение о рекультивации месторождения. Работы поручили частной фирме "Недра". Её специалисты работали на месторождении с 1991 по 1993 год. За это время ствол шахты был засыпан, а из огромных отвалов, формировавшихся почти два века, извлекли почти 100 тонн поделочного родонита. Когда работы были завершены, борта карьера обрушили взрывами, а оставшуюся яму засыпали пустой породой. На месте бывшей копи высадили сосновый лес. Так был уничтожен один из памятников горнопромышленной истории Урала, который мог бы превратиться в популярный туристический объект наподобие Талькова камня под Сысертью или Старой Линзы в Шабровском. Мера была во многом вынужденной: среди разрухи 90-х годов едва ли отыскалась бы организация, готовая взять памятник на баланс, а без этого его наверняка ждала бы та же судьба, что ныне постигла десятки других старых уральских рудников, усилиями местных жителей потихоньку превращаются в огромные стихийные свалки...

А так выглядит камень, если оксидную плёнку с его поверхности удалить
А так выглядит камень, если оксидную плёнку с его поверхности удалить

Отыскать родонит на главном уральском месторождении можно и поныне. Многочисленные свежие "закопушки" свидетельствуют о том, что рекультивированная Большая Орлецовая копь до сих пор активно посещается современными хитниками и любителями камня. Однако, бродя по территории старого рудника, даже не пытайтесь отыскать заветный камешек розовато-малинового цвета. Дело в том, что в условиях высокой влажности поверхность родонита быстро покрывается чёрной плёнкой оксида марганца, из-за чего камень приобретает вид, практически неотличимый от пустой породы. Но достаточно процарапать эту тонкую плёнку, чтобы под ней обнаружился заветный орлец – тот самый, первый на Урале.

Если вам понравилась эта статья, возможно, вы с интересом ознакомитесь и с другими публикациями на эту тему. К примеру, не так давно я писал о том, как на Урале впервые нашли амазонский камень – амазонит, а также рассуждал, остался ли ещё малахит в недрах уральских гор. Появлялись публикации и о старых уральских рудниках – к примеру, заброшенном руднике у посёлка Медный, Шайдуровском хромитовом руднике, старых штольнях горы Каравай или широко известных горных выработках в посёлке Слюдорудник.