Найти тему
Антон Пальчиков

Стратегия наращивания цифрового капитала как фактор повышения конкурентоспособности региона в условиях глобализации

ВВЕДЕНИЕ

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно увеличивает, наращивает свой вес в качестве одного из ключевых инструментов ведения бизнеса. Электронная коммерция или цифровая экономика в целом, безусловно, имеют большое будущее. Данное положение связано с тем, что электронные рынки, площадки в современной действительности являются наиболее продуктивными при создании, сбыте продукции (в том числе и новосозданной) или услуги на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему миру.

Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь, использование возможностей Internet, привело к настоящей революции в области организации и ведения бизнеса, коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между различными фирмами и их партнерами, так и внутренней структуры самих бизнес единиц (т.е. внутренние коммуникации также претерпели изменения). Данное положение способствует не только появлению принципиально новых направлений ведения бизнеса, но и изменению уже существующих.

Особенно следует отметить рост значимости цифровой экономики в период распространения COVID-19. На фоне развития пандемии корона вируса во всем мире начало 2020 года характеризовалось и до сих пор характеризуется повсеместным сокращением «токсичных» offline-контактов, собраний, встреч и прочих взаимодействий с переносом их на пространство Интернета, и использования различных цифровых платформ видеоконференций. Для цифровых компаний и дистанционных сервисов данное положение выступает в качестве отличного времени для расширения возможностей. Пандемия выступает в качестве некоторого драйвера переноса межличностных и деловых взаимодействий, коммуникаций на цифровые платформы.

Так, в рамках данной работы буду рассмотрены: значимость данных, зафиксированных на компьютерных (электронных) носителях, которые выступают в качестве нового фактора производства в условиях цифровой экономики. Этот фактор обладает всеми признаками капитала, в виду чего назван «Цифровой капитал».

Также постараемся доказать, что развитие цифрового капитала является важным конкурентным преимуществом как на уровне бизнес единиц, так и на уровне регионов и страны в целом. Предложим стратегические пути развития практической реализации наращивания цифрового капитала в масштабах региона, страны. Один из этих путей основан на создании общего информационного пространства для бизнес-игроков региона, другой базируется на концепции развития внутренней конкуренции как фактора повышения конкурентоспособности региона.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется глобальным влиянием цифровых технологий на хозяйственную жизнь общества. Данный этап активно освещается в официальных и научных трудах под названием «Цифровая экономика», «Новая экономика», «Электронная коммерция» и т.д. В ее условиях традиционные средства уже не способны обеспечить высокий уровень результативности и эффективности деятельности, а также конкурентоспособности хозяйственных единиц. Поэтому приобретает все большую актуальность проблема поиска новых средств, методов достижения конкурентных преимуществ, которые способны отвечать вызовам современности.

Прежде всего необходимо провести исследование в части тенденции развития цифровой экономики в мире и Российской Федерации, в частности.

На сегодняшний день в мире и в Российской Федерации в частности приобретает все большую популярность цифровая экономика, электронная коммерция, наращивает с каждым днем свой вес. Так, по состоянию на 2019 год оборот финансовых средств в сфере прямых продаж (продаж от продавца к покупателю, без посредников) составляет более 1,3 трлн долларов, между компаниями 15 трлн долларов. Данных значений удалось достичь благодаря интенсивному развитию цифровой экономики.

Так, приступим к исследованию тенденции развития цифровой экономики в мире. Достаточно продолжительное время по объему лидерские позиции в данной сфере удерживали США, однако, начиная с конца 2015 года они начали уступать свои позиции Китаю. По состоянию на 16 апреля 2020 года Китай не уступает свои позиции другим странам, напротив, только наращивает данные показатели. В рамках борьбы со всемирной пандемией Китай особое внимание уделяет занятости, которую повышает путем развития цифровой экономики. Использование различных Интернет-платформ способствует развитию гибких форм занятости и появлению новых профессий. Так, благодаря такой платформе, как Alipay (крупнейшая платежная система, которая входит в состав Alibaba) с момента вспышки эпидемии уже было трудоустроено более 1,64 млн человек. Таких показателей удалось достичь благодаря запуска более 250 тысяч мини-приложений, которые способствовали появлению более 750 млн рабочих мест для сотрудников в части разработки и управления программным продуктом.
Также, стоит отметить, что в данной стране имеется практика перехода общественных медицинских учреждений на удаленную работу: более 191 учреждение по состоянию на 17 апреля 2020 года осуществляют онлайн-приемы по определению коронавирусной инфекции.

Стоит отметить, что в Китае ведутся работы по совершенствованию цифрового юаня, что позволит в дальнейшем полноценно перевести юань в цифровую плоскость и вытеснить доллар с рынка электронных платежей. Пока данный работы осуществляются лишь клиентам «белого списка» Сельсхоз Банка Китая в 4 районах.

По данным на 2016 год Россия занимала девятую строчку рейтинга стран с развитыми рынками электронной торговли, т.е. развитием цифровой экономики, а в конце 2019 года Российская Федерация переместилась на 8 строку, опередив Канаду. Данные по первой десятке стран представлены в таблице 1.

Таблица 1

Рейтинг стран по объему рынка электронной торговли в млрд долл. в 2019 году
Рейтинг стран по объему рынка электронной торговли в млрд долл. в 2019 году

Далее, перейдем к исследованию тенденций развития цифровой экономики в Российской Федерации.

В настоящее время у большинства российский граждан есть возможность выхода в сеть Интернет в домашних условиях (показатель Интернет-проникновения в 2015 году составил более 70,4%). В виду сложной ситуации, которая происходит в мире в настоящий момент времени, а именно развитие пандемии, на период 2020 года (март-апрель) в Российской Федерации процент Интернет проникновения повысился и составляет уже 84% (по статистический данным и оценкам Digital), т.е. количество интернет-пользователей составляет более 118 млн. человек. Среди наиболее значимых положений глобального отчета Digital стоит отметить, что:

1. В начале апреля 2020 года наблюдается увеличение на 298 млн новых пользователей Интернета.

2. В середине марта 2020 года увеличилось на 321 млн человек, которые используют социальные сети.

3. В середине апреля 2020 года увеличилось число обладателей смартфонов, планшетов и т.д. (на 124 млн. больше, чем в начале января 2020 года).

Согласно общероссийскому исследованию отечественного рынка высоких технологий «Экономика Рунета 2015-2016» на июль 2016 года более 86 млн россиян (69% населения страны) пользовались Интернетом хотя бы один раз в течение месяца. Среди лиц старше 18 лет суточной аудиторией Интернета является 57% населения, недельной — 64%, а месячной — 68%. По состоянию на начало 2020 года (а именно февраль-апрель) данный показатель увеличился чуть ли в десять раз. Данная ситуация связана с тем, что в начале февраля большая часть компаний самостоятельно, с целью заботы о здоровье своих сотрудников и минимизации их живых контактов (минимизации распространения короновирусной инфекции), перевели большую часть своих трудовых ресурсов на удаленную работу. На данный момент практически 85% компаний перешли на удаленную работу, которая осуществляется путем выхода сотрудника в сети Интернета и общения путем различных приложений и интернет-платформ в режиме реального времени при не живом контакте с другими сотрудниками компании или партерами по бизнесу.

Показатели распределения пользователей Интернета по возрастным группам по состоянию на начало 2020 года следующие:

а) Лица возрастной категории «от 16 до 29 лет» – их охват составляет 97%, 3% - не пользуются интернетом (сельские поселения и области, в которых не развит данный сегмент, в виду отсутствия возможности проведения кабеля телефонии и сетевого кабеля);

б) Лица возрастной категории «от 30 до 54 лет», то есть самой молодой и платежеспособной аудитории – 82%;

в) Лица возрастной категории «от 60 лет и более» - 69%.

На рисунке 1 представлена динамика показателей по электронной торговли в Российской Федерации по данным Ассоциации.

Рис.1 Объем рынка электронной торговли Российской Федерации в млрд.
Рис.1 Объем рынка электронной торговли Российской Федерации в млрд.

Доля Интернет-торговли:

1. В Москве составляет 30,9%.

2. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 10,6%.

Данное положение связано с высокой плотностью населения в этих субъектах.

По оценке InSales по состоянию на 2014 году в сфере Интернет-торговли Российской Федерации было задействовано около 43 тысяч реально осуществляющих свою деятельность Интернет-магазинов, при этом всего их существует около 100 тысяч (без учета веб-витрин в социальных сетях). Как считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации М.Фатеев –«Электронная торговля в современных реалиях может статья спасательным кругом для многих предпринимателей в ближайшем будущем». На фоне роста пандемии Интернет-торговля набирает свои обороты, причем, не в арифметической, а в геометрической прогрессии.

На рисунке 2. представлено распределение по товарным категориям Интернет-торговли РФ в 2017 году.

Так, традиционно выделяются три основные группы:

1. Бытовая техника и электроника.

2. Одежда и обувь.

Обширная категория «прочее», в которую входят аксессуары, подарки, зоотовары, товары для ремонта, канцелярия и офисные принадлежности, украшения и книги.

Рис.2 Распределение Интернет-торговли в Российской Федерации в 2017 г. по товарным категориям в % выражении
Рис.2 Распределение Интернет-торговли в Российской Федерации в 2017 г. по товарным категориям в % выражении

По данным агентства Data Insight в десятку крупных интернет-площадок вошла впервые российская онлайн-аптека – apteka.ru. По состоянию на конец 2019 года она заняла 9 место, при этом ранее она занимала позиции ниже 13 места.

По данным Data Insight, торговая площадка «Беру» также стала новичком среди лидеров российского онлайн-рейтинга: она взлетела в рейтинге с 52-го на 9-е место за год.

Таким образом, цифровая экономика динамично развивается по всему миру, включая и Российскую Федерацию, которая в настоящее время входит в первую десятку стран по объему рынка электронной торговли в денежном выражении. Среди основных драйверов роста рынка выделяют информатизацию и психологические факторы, такие как доверие покупателей к Интернет-магазинам, онлайн платежам и т.д.

В программе «Цифровая экономика Российской Федерации», которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632-р, данные в цифровой форме выделены в качестве ключевого фактора производства, который отличен от традиционных факторов, таких как: земля, труд, капитал, а также предпринимательская способность.

Для начала разберемся в определении термина «производство» и его факторов. Анализ различных вариантов определений, которые представлены в учебных и словарных изданиях, а также в научных статьях, позволил выделить следующие значимые для целей нашего исследования черты производства как фундаментального понятия экономической теории.

Рис.3. Черты производства как фундаментального понятия экономической теории
Рис.3. Черты производства как фундаментального понятия экономической теории

Стоит также отметить, что производство в рыночной экономике организовано как часть коммерческой деятельности, целью которой является получение прибыли субъектом хозяйствования. Это подразумевает третье свойство производства как экономического процесса создания различных выгод от ресурсов - ориентация на прибыль. Существование производства, которое не приносит никакой прибыли, не может быть осуществлено в долгосрочной перспективе, то есть в этом нет необходимости, учитывая самодостаточность бизнес-единиц.

Итак, производство - это создание экономического продукта с расчетом получения некоторый прибыли от его продажи, а производственные факторы - это ресурсы, которые потребляются при реализации этого производства.

Факторы производства, как и создаваемые на их основе блага, характеризуются ограниченностью количества, вследствие чего они приобретают не только потребительскую ценность для процесса производства, но и рыночную стоимость. Их использование связано с затратами на их приобретение и содержание, а их стоимость постепенно переносится на стоимость создаваемого продукта, или капитализируется в нем. Факторы производства способны создавать добавленную стоимость, которая обеспечивает покрытие затрат на оплату труда и амортизацию, а в конечном итоге, и достижение основной цели существования коммерческих организаций – получение прибыли.

Данные в цифровой форме действительно являются фактором производства, так как соответствуют критериям, которые предъявляются современной экономической наукой к сущностям такого рода. Наиболее значимыми из свойств, отражающих то общее, что есть у цифровых данных с другими общепризнанными факторами производства, являются:

1. Ограниченность доступа.

2. Наличие потребительской ценности и рыночной стоимости.

3. Необходимость осуществления затрат на приобретение и использование.

4. Способность переносить свою стоимость на вновь создаваемый продукт.

5. Способность создавать добавленную стоимость.

Возникает вопрос – «Почему в современной действительности мы рассматриваем цифровые данные в качестве отдельного (причем, одного из ключевых) фактора производства, а не в качестве, например, как составной части такого фактора, как труд или традиционный капитал?» Постараемся разобраться в данном вопросе.

Прежде всего разберемся, что из себя представляют цифровые знания. Цифровые знания - это зафиксированная на цифровом носителе или циркулирующую в цифровых сетях информация, которая, до того, как быть опредмеченной, была чьим-то знанием. В терминологии, которая используется Н.В.Тихомировой, С.Н.Мальченко, это:

1. Экзознания - знания, «передаваемые от человека к человеку в процессе информационного обмена».

2. Противоположнотью выступают эндознания – знания, находящиеся в памяти человека.

Для данного исследования правомерно применить выводы, которые были получены Н.В.Тихомировой, С.Н. Мальченко в отношении знаний, цифровых данных. Вывод заключается в том, что эндознание всегда может стать экзознанием, а экзознание, в свою очередь, может быть зафиксировано на цифровом носителе.

Н.В.Тихомировой, С.Н. Мальченко предложен достаточно широкий набор характеристик знания как фактор производства, однако, авторы делают противоречивые выводы о том, выделается ли знание в качестве отдельного фактора, или же как составная часть других факторов производства:

1. О производности фактора производства, как капитал, от знания как некоего «первичного» фактора, об увеличении интеллектуальной компоненты труда в результате усиления роли знаний в производственном процессе (не выставляя знание наравне с трудом и капиталом, а рассматривать его в качестве условия существования классических факторов производства).

2. О необходимости признания знания равным другим факторам производства и ключевым среди них.

Отдельным фактором производства следует считать только объективированные знания, передаваемые на внешний носитель информации, и на такой носитель информации, к которому имеют доступ все заинтересованные участники экономического процесса. Сегодня такими носителями являются различные типы компьютерной памяти, доступ к которой осуществляется через компьютерные сети. Соответственно, цифровые данные, представленные на компьютерных носителях и доступные главным образом через компьютерные сети, использование которых создает добавленную стоимость, должны рассматриваться как фактор производства.

Знания, хранящиеся в памяти работников предприятий и используемые ими в процессе производства, действительно выступают в качестве необходимого условия труда или создания капитала, а не в качестве отдельного фактора производства.

Следует признать правомерным вывод о том, что «знания в полном объеме отвечают свойствам и признакам капитала как экономической единицы». Тем более, свойствам и признакам капитала как экономической категории отвечают цифровые данные. Основываясь на этом свойстве цифровых данных как фактора производства, будем называть их цифровым капиталом.

Цифровой капитал как фактор производства имеет свои особенности, которые отличают его от традиционных факторов (земля, труд, капитал). Наиболее поразительной и значимой из этих особенностей является то, что другие факторы расходуются в процессе производства, а цифровой капитал, наоборот, накапливается в виде информационных ресурсов, тем самым увеличивая его ценность и будущее использование. Однако это не означает, что цифровой капитал никогда не обесценивается: как и традиционный капитал, он подвержен моральному устареванию.

В англоязычных научных трудах и исследованиях процесс изменения экономики под действием цифровизации всех бизнес процессов и, в основном, изменения касаются финансового рынка называется Initial Coin Offering- ICO. Он включает в себя выпуск цифровых токенов или монет, которые аккумулируют в рамках системы блокчейна. Проблема таких цифровых монет в рамках ICO направлена ​​на реализацию определенных проектов или на привлечение средств для подъема бизнес индустрии. Как правило, такой ICO является выпуск цифровых токенов в обмен на уже существующую криптовалюту или традиционные деньги (например, доллар или евро). И именно влияние токенов на капитал выступает ключевым элементом наибольшего количества дискуссий в современной действительности.

ICO сопровождается подготовкой документации, которая обозначена как официальный документ (дословный перевод с английского - технический документ) и содержит необходимую пользователю информацию по конкретному вопросу цифровых знаков, условий и целей.

В современной действительности многие государства ужесточают свои подходы к ICO. Например, в Соединенных штатах ICO осуществляется под действие закона о ценных бумагах. В результате, чтобы провести ICO в этом государстве, необходимо зарегистрироваться в Комиссии по ценным бумагам и биржам (Комиссия по ценным бумагам и биржам США – называемая SEC). Это довольно длительный и дорогостоящий процесс, в виду чего молодые компании не могут пройти все этапы и осуществить все процедуры по регистрации из-за сложности данного процесса. Стоит отметить, что в законодательстве США есть ряд исключений, которые могут значительно упростить проведение ICO. Чтобы контролировать операции с цифровыми активами, SEC даже создала специальное кибер-подразделение в 2017 году, которое функционирует по сей день. Оно контролирует транзакции ICO и инициирует разбирательства в случае обнаружения мошеннических схем. Кроме того, отдел выявляет нарушения при осуществлении транзакций на основе блокчейна, хакерских атак, мошеннических операций в интернете и через применение социальных сетей.

Европейские страны также стараются предпринять различные меры по регулированию данного процесса. Так, органы по ценным бумагам и рынкам (ESMA) разработали положения о возможных рисках, которые могут возникнуть при выпуске ICO.

Таким образом, внедрение новых технологий может сопровождаться возникновением рисков, поскольку в этом случае полноценная правовая база еще не разработана, и мошенники с большей вероятностью воспользуются возможностью получить дополнительные выгоды за счет использования современных средств, программных продуктов, технологической и технической базы. Адаптация законодательной базы к современным реалиям должна, с одной стороны, снижать возникновение рисков, а с другой, проводить сохранность всех преимуществ примения инновационных технологий.

Сегодня цифровой капитал выходит на первый план в качестве ключевого фактора производства на разных уровнях экономики: как на уровне отдельных предприятий, так и на региональном уровне. На региональном уровне степень развития цифровых технологий становится серьезным конкурентным преимуществом.

Цифровой капитал обладает потенциалом, позволяющим ему выступать в качестве движущей силы для развития региональной конкурентоспособности обоими этими способами.

Снижение затрат может происходить в двух случаях: во-первых, уменьшение постоянных затрат на единицу продукции, объем которых за период не зависит от объема производства, вследствие увеличения количества проданных товаров или услуг, например, когда товарооборот ускоряется или количество клиентов резко возрастает, и, во-вторых, происходит снижение удельных переменных затрат, объем которых прямо пропорционален объему производства, вследствие снижения себестоимости сырье, плата за труд основных рабочих, производство электроэнергии и топлива и др. д.

Цифровой капитал позволяет сократить размер постоянных затрат, привлечь новых покупателей и повысить скорость товарооборота следующими способами:

1. Предоставление эффективных каналов сбыта (т.е. функционирование онлайн-магазинов, социальных сетей, клиентской базы и т.д.). С течением времени и сменой поколений появляется все больше покупателей, владеющих компьютерными технологиями, которым гораздо проще выбрать товар на сайте, чем перейти в настоящий «офлайновый» магазин. В то же время уровень доверия к онлайн-продажам в обществе растет. При этом, постоянные расходы, связанные с содержанием такого «автономного» магазина, например, налог на недвижимость или арендные платежи, исчезают с предприятия. Примером наиболее успешной реализации интернет-магазина в России является интернет-магазин Ozon.ru, у которого есть собственный веб-сайт, собственная служба доставки и пункты доставки заказов по всей стране.

2. Упрощение процедуры катомизации, т.е. предложения продукта адаптированного под нужны целевого сегмента (в том числе массовая настройка - для нужд конкретного покупателя). Используя цифровые технологии, гораздо проще исследовать потребности как текущих, так и потенциальных клиентов с помощью онлайн-опросов или онлайн-анкет. Выбор существующего продукта по параметрам на сайтах - это только верхушка айсберга, что позволяет полноценно подходить к потребителю и его потребностям. В будущем развитие информационных технологий должно обеспечить производство по требованию, такое как печать по требованию, успешно используемое, например, Lambert Academic Publishing (LAP) в Германии.

Кроме того, с развитием цифровых технологий значительно расширяются возможности поиска поставщиков с наиболее выгодными условиями доставки и самыми низкими ценами. Это, опять же, является следствием появления эффективных каналов распределения, принадлежащих поставщикам, и помогает снизить переменные затраты.

При всем при этом, возникает вопрос –«Как цифровой капитал может повысить цену продукта или, другими словами, обеспечить платежеспособный спрос на уровне цен выше, чем без его использования?» Ответ прост. Чтобы постоянный клиент был готов заплатить высокую цену, необходимо поддерживать высокий уровень удовлетворенности обычной покупкой, чтобы обеспечить лояльность клиентов. Готовность нового покупателя приобретать товары по цене выше, чем у конкурентов, определяется его ожиданиями от предполагаемой покупки.

Покупки онлайн сокращают время покупок в автономном режиме. Выбор товара с помощью выбора по параметрам на сайте интернет-магазина происходит быстрее, чем поиск того же товара на полках или в каталогах. Таким образом, цифровой капитал не улучшает продукт, приобретаемый конечным пользователем, но, тем не менее, он помогает удовлетворить потребности покупателя в большей степени, чем традиционные средства. Благодаря этому это становится фактором формирования лояльности потребителей, благодаря которому клиент готов платить за товар или услугу по более высокой цене.

Расширение цифрового капитала в регионе может пойти по пути создания общего цифрового пространства, доступного для всех территориальных игроков (например, общих торговых площадок) с одной стороны, и по пути развития внутренней конкуренции предприятий, использующих это. фактор производства с другой.

В первом случае развитие конкурентоспособности будет основано на модели конкуренции как сотрудничества региональных предприятий. Во втором случае внутренняя конкурентоспособность компаний, основанная на развитии цифрового капитала, станет фактором повышения конкурентоспособности региона.

Основными мероприятиями по практической реализации стратегии увеличения цифрового капитала в регионе на начальном этапе могут быть такие мероприятия, которые проводятся с государственной поддержкой:

1) предоставление субсидий компаниям региона на цели, которые связанные с увеличением цифрового капитала;

2) создание цифрового капитала, который может быть доступен хозяйствующим субъектам региона и который становится движущей силой производства.

Перспективы дальнейшего развития цифрового капитала связывают с широкими возможностями оптимизации затратной системы управления корпорациями, внедрением новаторский технологий, которые повышают эффективность осуществляемой деятельности, создают удобные идентификационные технологии с высокой степенью конфиденциальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях глобализации и развития сети Интернет, которая окутывает практически весь земной шар, у цифровой экономики большие перспективы. Ведение бизнеса с помощью Интернета обладает значительными преимуществами:

1) снижение транзакционных и рекламных издержек;

2) расширение торгового пространства;

3) расширение возможностей аутсорсинга;

4) возможность автоматизации торгово-технологических процессов;

5) более широкие возможности для маркетинговых исследований;

6) более низкие затраты на создание традиционного торгового предприятия, и другие.

Благоприятно это сказывается и на покупателях: они получают больший контроль поиска и выбора среди большого объема предложенных товаров, а также удобство дистанционного совершения сделок (особенно актуально в условия распространения пандемии в мире).

Аудитория покупателей в Интернете достаточно велика, и продолжает расти большими темпами, так же как количество Интернет-магазинов и электронных торговых площадок и ассортимент представленных в них товаров.

Цифровые данные, представленные на компьютерных носителях и в компьютерных сетях, становятся ключевым производственным фактором в цифровой экономике. Их эффективное использование в хозяйственной деятельности предприятий является важным конкурентным преимуществом не только для отдельных бизнес-единиц, но и в региональном масштабе.

«Цифровизация» оказала следующее влияние на деятельность бизнес-структур и бизнес-среду:

1) о методах организации и ведения бизнеса, его маркетинговых стратегиях;

2) обеспечить бизнес ресурсами;

3) производственные и транзакционные издержки (организационные, управленческие, коммуникационные, затраты на получение, обработку и хранение информации), которые в цифровой сфере резко сокращаются или даже исчезают;

4) сетевой эффект и эффект масштаба, которые становятся глобальными.

Благодаря цифровым технологиям компании могут не только снизить свои расходы, но и повысить потребительскую ценность своего продукта, обеспечивая доступность платежеспособного спроса по более высокой цене. Рост цифрового капитала в регионе может идти в двух основных направлениях: это создание общего цифрового пространства и развитие внутренней конкуренции, и государство должно проявить инициативу на начальном этапе этого процесса.