Найти тему
Кинокружок Курилова

Достойная уважения психоделическая российская фантастика

Оглавление
Жизнь в России и без фильмов – смесь обрывков разных реальностей. Наверно, поэтому в нашем кино так мало психоделической фантастики. Сегодня без труда можно вспомнить четыре картины (если не считать хорроры) этого века, которые хоть немного приближены к тому, о чем писали Филип К. Дик и его последователи.

«Я остаюсь». Символичное кино с Андреем Краско

Дебютная картина (2007 год) режиссера Карена Оганесяна и последняя роль Андрея Краско. Забавно, что фильм планировали назвать просто «Кома» (позже это название все-таки пошло в дело).

Кадр из к/ф «Я остаюсь».
Кадр из к/ф «Я остаюсь».

История банальная, да еще и упертая в религиозную концепцию загробного мира, что снижает фантастическую значимость. Лежащий в коме ранее стопроцентный материалист доктор Тырса оказывается в компании нескольких человек в безлюдной гористой местности.

Специально обученный герой
Федора Бондарчука ведет эту группу к пункту, после которого уже точно поездка в одни конец, когда сердце остановилось, или мозг мертв. Грубо говоря, это такое чистилище со свежим горным воздухом и даже озерами, где можно рыбачить.

Маленький мотель в чистилище. Кадр из к/ф «Я остаюсь».
Маленький мотель в чистилище. Кадр из к/ф «Я остаюсь».

Доктор Тырса порой оживает и решает проблемы своей дочери, влюбившейся в проходимца, а потом снова коматозит. В итоге кино становится экзистенциальной притчей о приоритетах в семейной жизни (и прощанием Андрея Краско), к фантастике его можно отнести условно.

«Кома». Нарисованный мир Сарика Адреасяна

Архитектор (Риналь Мухаметов) просыпается в сюрном мире с висящими в небе островами, беспорядочно сваленными памятниками архитектуры из разных стран, самолетами, пароходами и самым разным хламом. Некоторые вещи застряли одна в другой, как будто затерты в графическом редакторе или недогрузились в 3D-игре.

Пока это самая сильная российская постэйпок-панкуха. Постер к/ф «Кома».
Пока это самая сильная российская постэйпок-панкуха. Постер к/ф «Кома».

Здесь обитает припанкованное постапокалиптическое племя, ведущее войну с черными чудищами «жнецами». Тут у каждого свои сверхсилы. Есть и у архитектора: способность построить в нелепом мире чудо-город – защищенную от угроз Утопию, в которой можно жить вечно...

Фильм «Кома» можно считать успехом продюсера Сарика Адреасяна и режиссера-дебютанта Никиты Аргунова после работ «Мафия: игра на выживания»и «Защитники». Их кино наиболее близко к эстетике Филипа Дика или Харуки Мураками. Но тут и слабость: диковские ходы давно обыграны к куче западных фильмов – от «Ванильного неба» до «Начала».

Весьма солидный фильм при смешном бюджете в 4,5 млн долларов. Кадр из к/ф «Кома».
Весьма солидный фильм при смешном бюджете в 4,5 млн долларов. Кадр из к/ф «Кома».

Без клише не обойтись, «Кома» выглядит вторичной, сюжет во многом предсказуем. Авторы, впрочем, из факта комы интриги не делают, как было в фильме «Исходный код» (фильм Дункана Джонса пересматривать не хочется, а «Кому» можно и глянуть второй раз), сразу вынося ее в название, а пытаются быть оригинальными в деталях.

Постер к/ф «Кома».
Постер к/ф «Кома».

Временами это удается. Есть забавные находки в отношениях людей и «жнецов», здоровый элемент детектива, а ближе к финалу начинается вполне добротный боевик с забавными поворотами.

«Вакантна жизнь шеф-повара», если своя надоела

Фильм «Вакантна жизнь шеф-повара» (2015) – не очень сложная, дешевая, довольно предсказуемая и местами действительно напоминающая работы по Филипу К. Дику фантастика на уровне экзистенциальной притчи. Обыгрывает ситуации, в которых люди заворожены чужими жизнями, а в своих видят себя случайными персонажами.

Попытки разобраться в происходящем еще сильнее все запутывают. Кадр из к/ф «Вакантна жизнь шеф-повара».
Попытки разобраться в происходящем еще сильнее все запутывают. Кадр из к/ф «Вакантна жизнь шеф-повара».

Хорошие диалоги. Утомляют предсказуемые диалоги, рифмующие любовь-морковь. Тут ребята находят неожиданные фразы, акценты и интонации. Петр Федоров в своей тарелке (не надо сильно напрягаться, как в случае с фильмом «А Зори здесь тихие...»).

Инфернальные роли
Виктора Вержбицкого порядком утомили, но деликатно, рога сильно не торчат. Для меня стало неожиданностью, как авторы фильма безысходный и утопичный депрессняк крутили-крутили и в результате выкрутили в сторону позитива и гуманизма.

Кадр из трейлера к/ф «Вакантна жизнь шеф-повара».
Кадр из трейлера к/ф «Вакантна жизнь шеф-повара».

Забавно, что позитив возникает без победы над «системой». Помните, как в фильме «Области тьмы» (Limitless, 2011) герой сначала боролся с зависимостью от фантастических таблеток и вскрывал прочную систему их распространения, а потом расслабился и начал получать удовольствие?

«Разбуди меня». Про сон на работе

Женя (Ирина Вербицкая), сотрудница паспортного контроля в аэропорту, видит вещие гиперреалистичные сны. В аэропорту ведет расследование наркоконтроль (наркотрафик крышует кто-то из пограничников).

Ирина Вербицкая в фильме режиссера-француза похожа сразу на нескольких французских актрис. Кадр из к/ф «Разбуди меня».
Ирина Вербицкая в фильме режиссера-француза похожа сразу на нескольких французских актрис. Кадр из к/ф «Разбуди меня».

Женя знакомится со следователем Стасом, пытается применить сны в расследовании, изменить исход криминальных разборок, который уже видела. В результате девушке нелегко отличить сон от реальности.

Дебют
Гийома Проценко «Разбуди меня» был хорошо принят на фестивале «Кинотавр-2016» и получил одобрительную прессу и неплохой прокат, хотя это непростая «авторская» работа. В скромном по деньгам, но изящном фильме всего много: мелодрама, производственная драма, нуар, фантастика. Или даже мистика, пойди разбери.

Кадр из к/ф «Разбуди меня».
Кадр из к/ф «Разбуди меня».

Психоделика тут, наверно, только предлог порассуждать о чем-то большем. Но главное, что она есть.
Классная российская кинофантастика, начавшаяся с короткометражек
Умная и красивая фантастика про любовь и роботов (часть 1)