Найти тему
Vitaly Koissin

Судьба Западноевропейской архиепископии

Афиша круглого стола «Судьба Архиепископии западноевропейских  приходов русской традиции»
Афиша круглого стола «Судьба Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции»

Зашёл в пятницу на круглый стол «Судьба Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции», который был в Музее религии в рамках конференции о русской религиозной эмиграции. Тема довольно узкая, так что участников было немного: полдюжина спикеров и полтора десятка людей в зале. Аншлага я не ожидал, но могло быть, наверное, и больше частников. Странно, что эта тема почти никого не заинтересовала в СПб Духовной академии и т.п. местах, где преподаватели и студенты в общем-то должны интересоваться церковной историей.

Первым выступал отец Георгий Митрофанов, с обычным своим пессимизмом: вот, историческая Россия уже давно погибла, Церковь Российская тоже погибла, и теперь пришёл черед Архиепископии.

Ему многие возражали. Я в коротком выступлении отметил то, что в Архиепископии был и остаётся особый уклад приходской и епархиальной жизни — уклад более мягкий и демократичный, чем во многих приходах Московской патриархии. Для части новых эмигрантов эта особенность, мне кажется, довольно притягательна.

Второй важный момент — менее выраженная эмигрантская этническо-культурная специфика. «Московские» приходы, на мой взгляд, ориентированы более на первое поколение эмиграции, служа не только духовным целям, но и воссоздавая в себе некий кусочек потерянной родины. «Парижские» приходы более открыты культурно и интеллектуально. Поэтому в них могут себя чувствовать более комфортно люди из второго-третьего поколения эмиграции. Равно как и православные французы, бельгийцы и прочие.

По этим двум причинам, думаю, как минимум в ближайшие лет 20 у Архиепископии есть неплохие перспективы. А что будет дальше — кто знает; это зависит от многих моментов, в том числе субъективных и ещё непредсказуемых из сегодняшнего дня...