Сроки, в которые начинает разговаривать ребенок зависят от его физиологических особенностей, темперамента и социальной среды. Родители ожидают, что их чадо начнет связно разговаривать вскоре после появления первых слов, но это в корне не верно. Речь младенца развивается постепенно. Помочь развитию навыка можно выполняя с малышом специализированные упражнения. Говорение, как и любой другой навык, лучше всего осваивается в развлекательной форме.
Выражение эмоций
Мы взаимодействуем с миром посредством языка тела и вербальных приемов. Используйте эту неразрывную связь, чтобы научить младенца первым словам. Простые слоги «Эх», «Ура», «Ну», «Фу», «Ням-ням», сопровождаемые соответствующей мимикой и жестами, помогут объяснить окружающим что малыш чувствует и в чем нуждается.
Характеристика предметов
Давайте простое описание всему, что находится вокруг вас. Начните с ярких детских книжек. Рассматривайте иллюстрации с однолеткой и озвучивайте свойства: «Колобок круглый», «Куст большой» и т.д. Когда он поймет смысл, можно разглядывать вид за окном: дорогу, машины, здания.
Позови животное
Карапузы любят подражать звукам, это можно применить в обучении. Расставьте на столе игрушечных зверей. Поманите рукой одного из них, проговаривая: «Лошадка, иди кушать», потом игрушка приближается и со словами: «И-го-го» начать есть траву. То же повторяйте с другими животными. Когда вы увидите, что маленький ученик понял суть игры, зовите зверей вместе, а потом он сам.
Части тела
Очень важно знать названия частей тела, чтобы ребенок мог объясниться со взрослыми, если у него что-то заболит. К тому же названия конечностей короткие и их легко произносить. Касайтесь кончиками пальцев носа, щечек, лба и проговаривайте их названия. Позже показывайте на себя, а маленький ученик пусть называет руки, лицо и т.д.
Развитие артикуляции
Для того чтобы человек мог заговорить, у него должен достаточно развиться артикуляционный аппарат. Развить мышцы губ и языка помогут дыхательные упражнения. Очень полезно дуть в свисток или через коктейльную трубочку. Полезно и весело надувать воздушный шарик. В том же ключе можно копировать паровоз: складывать губы трубочкой и гудеть.
Используйте любовь детей к кривлянию. Предложите чаду дотянуться языком до щек, бороды и носа.
Мелкая моторика
После года младенцы становятся все более ловкими. Чтобы развить мелкую моторику рук, а с ней и речь, предложите им складывать небольшие макароны в бутылку с достаточно узким горлышком. Когда задача станет слишком простой, перейдите к нанизыванию, например, сушек, на шнурок. После кольца можно заменить на крупные бусины.
Также важно развивать слух ребенка. Психолог Н.М. Понеляк говорит: "Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух".
Предлагая сыну или дочери игры, помните, что в возрасте от года до двух дети не могут удерживать внимание на одном виде деятельности дольше 10 минут. Также не стоит слишком настаивать, если какое-то из занятий категорически не нравится малышу. Это может привести к обратному эффекту и он замкнется в себе и еще долго не будет разговаривать.