Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: GRANNIE (UK) - "Grannie" (1971)

GRANNIE(UK)

“Grannie” (1971)

Songs / Tracks Listing: 1. Leaving (6:31); 2. Romany Refrain (4:07); 3. Tomorrow Today (7:08); 4. Saga Of The Sad Jester (4:32); 5. Dawn (5:07); 6. Coloured Armageddon (9:25)

Line-Up / Musicians: Fred Lilley – lead vocals Phil Newton – lead guitar, vocals
Dave “H” Holland – bass, vocals
Johnny Clark – drums Jan Chandler – flute, female vocals John “Stevie” Stevenson – keyboards (06) Dave Richardson – producer

Один из самых малоизвестных, но очень заманчивых альбомов эпохи расцвета британского прогрессивного рока, единственный одноименный альбом группы GRANNIE из Восточного Лондона, был записан на демо-студии в конце 1971 года, а затем выпущен на виниле мизерным тиражом, было отпечатано всего 99 копий! Спустя более двадцати лет забвения, на волне всеобщего возрождения интереса слушателей к прог-року начала 70-х, этот единственный «забытый» альбом теперь, в 2010 году, впервые в истории переиздается. Благодаря барабанщику Джону Кларку и клавишнику Джону Стивенсону, впервые рассказывающих об истории группы и альбома, это самый полный релиз одной из самых ценных жемчужин британской прогрессив-рок-сцены начала 1970-х.

С тех пор, как копия их единственного одноименного альбома 1971 года появилась в зарождающемся кругу коллекционеров прог-рока в конце 1991 года, GRANNIE оставалась тайной и неразрешимой загадкой. В то время как с такими командами, как DARK, COMPLEX, ITHACA, FOREVER AMBER, все было понятно, история этих коллективов достаточно быстро была восстановлена, музыканты, стоящие за GRANNIE, оставались неизвестными. Частично это было связано с тем, что на конверте их единственного альбома имена участников записи указаны не были, что уже само по себе достаточно необычно и объясняется тем, что диск выпущен практически кустарным образом, обложка была сделана “на коленке”. Ввиду этого уже было достаточно проблематично найти авторов и музыкантов, участвовавших в проекте или хотя-бы определить их местонахождение. Кроме того, большинство из музыкантов и их родственников, как оказалось впоследствии, были выходцами из провинциальных городов, приехавших в Лондон в надежде обрести успех. А как показало время, намного проще найти группу, которая была популярна на малочисленных концертных площадках, например, Блэкпула или Нортхэмптона, чем найти лондонскую группу, которая редко, если вообще когда-либо, выступала на известных площадках столицы начала 70-х.

Но вот мы приближаемся к 2011 году - через сорок лет с момента создания альбома и через двадцать лет с тех пор, как его копия впервые попала в руки коллекционеров, - и история группы и альбома, наконец, может быть рассказана. К сожалению, лидер группы, гитарист и автор песен Фил Ньютон умер много лет назад, что фактически означает, что большая часть истории группы - включая все фотографии и мастер-пленки альбома - исчезла вместе с ним. Тем не менее, то, что следует далее, - это та часть истории GRANNIE, которая сохранилась благодаря воспоминаниям барабанщика Джона Кларка и клавишника Джона Стивенсона, которого в последний момент наняли для записи альбома. Итак, вот история одного из самых редких, и самых экспрессивных альбомов британской эпохи прогрессивного рока.

Группа GRANNIE, сформированная на пике бума прогрессивного рока, собралась в Восточном Лондоне примерно в 1970-71 годах. Слово "grannie" в английском языке означает “бабуля”, “бабуся”, а в быту довольно часто используется и в качестве обозначения старушки... Ими руководил гитарист Фил Ньютон, живший в районе Манор-Парк. Ньютон также был основным автором песен, хотя иногда он сотрудничал с басистом группы Дэйвом Холландом, который жил в Форест-Гейт. Певец GRANNIE, которого теперь помнят только как Фреда (на самом деле парня звали Фред Лилли), тоже был родом из Ист-Энда, а вот барабанщик Джон Кларк был не местным, незадолго до описываемых событий прибывшим в Лондон из своей родной Шотландии. “GRANNIE была моей первой группой после того, как я приехал на юг”, - вспоминает он. “Я присоединился к группе после того, как прочитал объявление о поисках барабанщика в Melody Maker. Мы играли прогрессив-рок, весьма модную музыку в то время. Мы все были довольно молоды - Дэйву Холланду было около двадцати пяти, остальным из нас было по 20 - 21 году от роду. Поначалу мы репетировали дважды в неделю в Bell Studios в Илфорде, Эссекс. В те дни в Восточном Лондоне было много блюз- и рок-клубов, базирующихся в пабах - либо в задней комнате или наверху - и это были основные места, где мы играли”. В октябре 1971 года GRANNIE играли в “Таверне Олдфилд” в Гринфорде (где несколькими годами ранее Кейт Мун проходил прослушивание в THE WHO), а также в “Зеленом человеке” в Ист-Хэме, где они разделили сцену с GNIDROLOG, которые только что подписали соглашение с RCA. Как и GNIDROLOG, GRANNIE исполняли длинные, сложные, но мелодичные композиции, которые основывались на агрессивном, но мелодичном гитарном стиле Фила Ньютона.

Несмотря на их весьма незаурядный материал, не похоже, что какие-либо звукозаписывающие компании выстраивались в очередь к “бабушкe”. Тем не менее, группа - или, точнее, основатель и лидер группы, первопроходец Фил Ньютон, приняли решение все же записать альбом. "Я действительно не принимал участия в принятии деловых решений, я просто ходил на репетиции", - вспоминает Джон Кларк. "Из-за этого я действительно не знал о каких-либо долгосрочных планах, но я помню, что мы только что сделали запись для себя. Мы не посылали копии в звукозаписывающие компании в попытке заключить сделку. Я даже не помню, чтобы мы продавали копии на концертах, хотя вполне возможно, что Фил мог взять с собой один или два, когда мы выступали. На самом деле, это было просто то, что мы сделали для собственного удовольствия."

Таким образом, осенью 1971 года GRANNIEзарезервировали и оплатили время в студии, принадлежавшей лейблу SRТ Records. Регулярные рекламодатели в святыне всех музыкантов, - Melody Maker, - SRT предложили группе сделку “все включено”, согласно которой фирма предоставляла помещение со звукозаписывающим оборудованием и печать виниловых пластинок в количестве 99 копий. Почему именно 99? Все просто, - если тираж составлял 100 и более копий, то тогда это уже обкладывалось налогом по совсем другой ставке, а так все обошлось в сумму 100 фунтов. Однако группа была обеспокоена тем, что без второго гитариста или клавишника их звучание в студии будет недостаточно мощным. Чтобы избежать этой потенциальной проблемы, Джон Кларк предложил пригласить своего старого друга, клавишника Джона Стивенсона. "Мы с Джоном работали вместе, когда еще жили в Шотландии", - вспоминает теперь Джон Стивенсон. "К 1971 году я был в группе под названием SPINNING WHEEL, которая имела резидентуру в Greyhound, что в Чадвелл Хит. В SPINNING WHEEL я заменил Рика Уэйкмена, который ушел, чтобы присоединиться к STRAWBS. В то время как я был с ними, вокалистом SPINNING WHEEL был Майк Старрс, который впоследствии ушел в COLOSSEUM II. У нас также была резиденция в Three Rabbits в Мэнор-парке. Как бы то ни было, мы с Джоном Кларком поддерживали связь, и когда GRANNIEсобрались записать альбом, он попросил меня помочь им с клавишными."

На альбоме также присутствовал еще один участник, точнее, участница, как теперь рассказывает Джон Кларк. “У нас была девушка, которая играла на флейте. Она была связана с группой на гостевых условиях, иногда она была с нами, а иногда нет! Я не помню ее имени, и я не уверен, что она когда-либо играла с нами на сцене, пока я был в группе. Впрочем, может, и не так. Это было сорок лет назад! Во всяком случае, она определенно сыграла на альбоме..."

Основанная в маленьком Бедфордширском городке Шеффорд (всего в нескольких милях от Хитчина, где два или три года назад был записан вышеупомянутый, еще более редкий альбом "Forever Amber"), студия SRT первоначально была основана как Sky Studios в 1968 году учеником инженера Дэйва Ричардсона и членами JETHRO TULL. В начале 1971 года, вскоре после выхода альбома "Blue Blood" манчестерской прогрессивной блюз-рок-группы MORNING AFTER, SKY сменила свое название на SRT (технология звукозаписи). Оборудование, впрочем, осталось прежним, с менеджером студии Дейвом Ричардсоном, выступающим в качестве продюсера/инженера для любого состава, который был готов платить деньги, чтобы помочь музыкантам создать готовый продукт. "Запись была странным опытом, признается Джон Стивенсон, - студия была внизу, а диспетчерская наверху, так что парень из SRT общался с нами через наушники. Мы отправились туда в субботу днем. Группа в основном играла свой концертный сет, а я уплотнял звук с помощью органа Хаммонда. Весь сеанс, включая микширование, занял восемь часов."

"Мы определенно пробежались по всему материалу и закончили довольно быстро", - соглашается Джон Кларк. "Мы более или менее играли вживую в студии, хотя, поскольку у нас был только один гитарист в группе, я думаю, что Фил, возможно, играл на соло-гитаре, а затем добавил партии ритм-гитары позже..."

Возможно, запись была сделан в каких-то приближенных к походным условиях, но GRANNIE за это ограниченное время и в скромных студийных возможностях, все же смогли записать альбом, ныне известный как один из наименее знакомый для любителей жанра, но который также является весьма интригующим, даже на фоне всего того, что принято считать классикой эпохи расцвета Британского прогрессивного рока. С видимым сходством с WISHBONE ASH и культовыми героями начала 70-х, такими как GRAVY TRAIN и CLEAR BLUE SKY, в альбоме смешаны сильные мелодии с приятной разнообразной музыкальной палитрой. Открывающий трек "Leaving" сочетал атмосферную флейту и задумчивый ведущий вокал с мощной, но мелодичной гитарой, "Romany Refrain" был коротеньким шедевром, который мог похвастаться почти поэтической лирикой, в то время как хрупкий, акустический "Dawn" выполнял ту же функцию, что и трек Genesis "Nursery Cryme" "Harlequin", выступая в качестве противовеса некоторому более весомому материалу на пластинке. Тем не менее, именно эти более тяжелые треки формируют основу непреходящей привлекательности альбома для коллекционеров жанра, с "Tomorrow Today", эпическим "Colored Armageddon" - с чутким взаимодействием гитары и органа, которое даже мрачность микса не может затмить, и "Saga Of A Sad Jester", сочетающим хард-рок риффы с мелодической чувственностью и лирической зрелостью, которые присутствуют на протяжении всего альбома.

Альбом был отпечатан в 99 экземплярах, на обложке которого была наклеена фотография в стиле сепии, изображающая старую леди, позирующую рядом с гитарой. Задняя обложка была совершенно пустой. Как оказалось, всем, кто принимал участие в записи, давали по одному экземпляру готового альбома. Джон Кларк впоследствии потерял свой, а копия Джона Стивенсона ревностно охранялась его дочерью с тех пор, как она узнала о ее ценности из номера журнала Record Collector! Учитывая, что альбом, похоже, не был разослан по звукозаписывающим компаниям и не продавался на концертах, возникает вопрос, что Фил Ньютон сделал со всеми остальными копиями? К сожалению, его смерть в трагически раннем возрасте означает, что мы никогда этого не узнаем.

Довольно скоро после того, как альбом был записан, Джон Кларк покинул GRANNIE, впоследствии присоединившись к вышеупомянутому SPINNING WHEEL. По-видимому, певец Фред также покинул группу примерно в это же время. “Бабуля” какое-то время продолжала выступать с новыми барабанщиком и певцом в лондонских пабах и клубах. В январе 1972 года они появились в Форест-Гейт, а также в Ист-Хэме, в то время как в мае того же года они играли в Грейхаунд в Фулхэме. Однако, позже в 1972 году, похоже, что история “Бабули” на этом и закончилась. Все участники группы занялись другими проектами, хотя их последующая деятельность остается еще более “незадокументированной”, чем сама GRANNIE.

Это ещё одна, незаслуженно забытая в 80-х гг. (и это продолжалось практически до начала всеобщего подключения к Сети) грампластинка. Честно говоря, впервые она была переиздана мизерным тиражом в 1993 г. (Legacy Records). А потом уже альбом "открыли" более широкие массы пользователей Сети (да тут ещё он четырежды переиздавался), послушали, посетовали на плохое качество записи, но тем не менее похвалили, одни сдержанно, другие, не скупясь на эпитеты. Уверяют, что журнал "Record Collector" включил "Grannie" в свой список "100 самых ценных записей всех времен". Думаю, что если бы этот релиз дошёл до нас в начале 70-х, то у кого-то он бы точно вошёл бы в сотню предпочтений.

Дэвид Уэллс (David Wells)

Октябрь 2010

С благодарностью Джону Кларку и Джону Стивенсону

Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, октябрь 2020)