Сегодня я хочу рассказать об этом на примере фильма «12 разгневанных мужчин».
«12 разгневанный мужчин» сегодня уже классика кинематографа. А в свое время он собрал очень мало в прокате да и не был сильно популярен. Среди актеров знаменит был только Генри Фонда, фильм был черно-белым (когда кинематограф уже приходил к цветной картинке). Да и негодуют многие, еще не посмотревшие фильм, на то, что он будет очень скучным. Двенадцати присяжным нужно решить, виновен ли сын в убийстве отца — 11 за вердикт «виновен» и только один «против». Весь фильм — дискуссия присяжных. Как может быть интересной лента, где 12 мужчин просто спорят друг с другом в одной комнате на протяжении полутора часов?
Расстояние
Как говорилось ранее, все действие происходит в одной комнате. Сначала присяжные заходят в просторное помещение, но с течением времени комната будто уменьшается, становится теснее.
Как это достигается? Все из-за фокусного расстояния: чем оно меньше, тем больше объектов (большее расстояние) попадает в кадр.
Уменьшение объема дает клаустрофобию. Здесь «на руку играет» и сценарий: погода душная, в комнате ужасно жарко. Когда становится меньше места в кадре, духота становится совсем невыносимой.
Ракурс
Сначала камера смотрит на действие даже немного сверху. По мере развития сюжета ракурс смещается таким образом, что к концу картины мы уже видим потолок. Если вспомнить (будто про это можно забыть) про то, что чувство клаустрофобии достигалось увеличением фокуса, то этот прием только усиливает эффект предыдущего.
План
Этот прием немного перекликается с первым.
Когда нужно показать чувства героя, то лицо актера снимается крупным планом. К концу фильма, когда дискуссия доходит до критической точки, крупных планов становится особенно много. Это позволяет нам не только лучше уловить чувства героев, но и почувствовать напряжение.
Свежий воздух
Концовка фильм позволяет буквально вздохнуть свободно: из душной, маленькой и тесной комнаты герои выходят на улицу. Камера снимает, как они спускаются по лестнице и идут по еще мокрой от дождя дороге. Обширное открытое пространство играет на контрасте с маленьким помещением, где происходило заседание присяжных, делая резкое снятие напряжения.
Очень интересно подмечать детали, которые объясняют, как устроен любимый фильм. Есть ли у вас любимые фильмы? Пишите в комментарии.
Если вы увлекаетесь искусством, то заходите на мой канал, где статьи разделены по рубрикам и темам.
Читайте также: феминистское видение истории о Гамлете, зачем фильму антигерой.