Найти тему
От ума/Без ума

Как операторская работа создает напряжение?

Сегодня я хочу рассказать об этом на примере фильма «12 разгневанных мужчин».

«12 разгневанный мужчин» сегодня уже классика кинематографа. А в свое время он собрал очень мало в прокате да и не был сильно популярен. Среди актеров знаменит был только Генри Фонда, фильм был черно-белым (когда кинематограф уже приходил к цветной картинке). Да и негодуют многие, еще не посмотревшие фильм, на то, что он будет очень скучным. Двенадцати присяжным нужно решить, виновен ли сын в убийстве отца — 11 за вердикт «виновен» и только один «против». Весь фильм — дискуссия присяжных. Как может быть интересной лента, где 12 мужчин просто спорят друг с другом в одной комнате на протяжении полутора часов?

Расстояние

Фото из фильма(начало)
Фото из фильма(начало)
Фото из фильма (конец)
Фото из фильма (конец)

Как говорилось ранее, все действие происходит в одной комнате. Сначала присяжные заходят в просторное помещение, но с течением времени комната будто уменьшается, становится теснее.

Как это достигается? Все из-за фокусного расстояния: чем оно меньше, тем больше объектов (большее расстояние) попадает в кадр.
Фото для наглядности
Фото для наглядности

Уменьшение объема дает клаустрофобию. Здесь «на руку играет» и сценарий: погода душная, в комнате ужасно жарко. Когда становится меньше места в кадре, духота становится совсем невыносимой.

Очень тесно и душно
Очень тесно и душно

Ракурс

Немного сверху в начале фильма
Немного сверху в начале фильма

Сначала камера смотрит на действие даже немного сверху. По мере развития сюжета ракурс смещается таким образом, что к концу картины мы уже видим потолок. Если вспомнить (будто про это можно забыть) про то, что чувство клаустрофобии достигалось увеличением фокуса, то этот прием только усиливает эффект предыдущего.

Ближе к концу
Ближе к концу
Ближе к концу
Ближе к концу

План

Этот прием немного перекликается с первым.

Фото из фильма
Фото из фильма

Когда нужно показать чувства героя, то лицо актера снимается крупным планом. К концу фильма, когда дискуссия доходит до критической точки, крупных планов становится особенно много. Это позволяет нам не только лучше уловить чувства героев, но и почувствовать напряжение.

Фото из фильма
Фото из фильма

Свежий воздух

Фото из фильма
Фото из фильма

Концовка фильм позволяет буквально вздохнуть свободно: из душной, маленькой и тесной комнаты герои выходят на улицу. Камера снимает, как они спускаются по лестнице и идут по еще мокрой от дождя дороге. Обширное открытое пространство играет на контрасте с маленьким помещением, где происходило заседание присяжных, делая резкое снятие напряжения.

Фото из фильма
Фото из фильма

Очень интересно подмечать детали, которые объясняют, как устроен любимый фильм. Есть ли у вас любимые фильмы? Пишите в комментарии.

Если вы увлекаетесь искусством, то заходите на мой канал, где статьи разделены по рубрикам и темам.

Читайте также: феминистское видение истории о Гамлете, зачем фильму антигерой.