Вспоминаем игроков из СССР и постсоветских стран, которые стремились покорить Серию «А».
1980-е: первые советские ласточки
Едва футболисты из СССР получили возможность играть за границей, как ими заинтересовались клубы из Италии. Серия «А» во второй половине 1980-х считалась безоговорочно сильнейшим чемпионатом в Европе, и попасть в тамошний клуб считалось очень престижным. С другой стороны, успехи сборной СССР привлекали внимание к доселе неизведанным просторам 1/6 части суши.
Первопроходцем стал Александр Заваров, которого в 1988 году подписал «Ювентус». Туринцы выложили киевскому «Динамо» 5 млн долларов – по тем временам огромная сумма, Марадона стоил лишь немногим дороже. От Заварова ждали, что он заменит самого Мишеля Платини, однако новичок, увы, не сумел приспособиться к европейским реалиям. Он редко забивал (всего семь голов за 60 матчей), конфликтовал с руководством и потерял тонус из-за другого подхода к тренировкам.
Спустя год к Заварову в «Ювентусе» присоединился еще один советский футболист – Сергей Алейников. Здесь таких ожиданий не было, новичок в целом проявил себя достойно, а «Юве» выиграл Кубок УЕФА, но летом 1990-го оба выходца из СССР покинули команду – эксперимент не удался. Алейников ещё поиграл два года за аутсайдеров из «Лечче».
В «советскую» когорту также можно отнести Алексея Михайличенко, проведшего за «Сампдорию» сезон-1990/91. Впечатления получились очень неоднозначными. С одной стороны, именно тогда генуэзцы единственный раз в истории завоевали «скудетто», а Михайличенко сыграл 24 матча. С другой – по ходу сезона он потерял место в основе, не вписался в коллектив и покинул Италию уже следующим летом. Опять-таки констатируем, что ждали большего.
1990-е: новые русские
С развалом СССР многие футболисты бросились искать лучшей судьбы за границей. Российская диаспора начала-середины 1990-х в Италии была весьма многочисленной. Речь в первую очередь о трех Игорях: Шалимове, Колыванове и Симутенкове.
Наиболее заметным был, конечно, Шалимов. Ему повезло угодить в суператакующую «Фоджу» Зденека Земана, где российский центрхав забил девять мячей за сезон и в 23 года был признан лучшим легионером Серии «А». Столь перспективного игрока сразу же выкупил «Интер» (14 млн долларов – огромная сумма), и первый сезон Шалимов провел на более чем высоком уровне, став, без преувеличения, одной из главных звезд чемпионата. Увы, сказка быстро закончилась. Игорь не был «режимщиком», а «Интер» приобрел двух голландцев, Бергкампа и Йонка, что было критично в свете лимита на легионеров. Россиянин выпал из состава и уже в 1995-м покинул «Интер». Затем Шалимов успел поиграть за «Удинезе», «Болонью» и «Наполи», но прежней магии уже не было.
Колыванов отыграл сезон-1991/92 вместе с Шалимовым и в итоге остался в «Фодже» на пять лет. Суперзвездой он не считался, зато играл куда стабильнее, благодаря чему задержался в Италии ровно на десятилетие, а также обзавелся прозвищем «Калашников». После того, как «Фоджа» вылетела, Игорь пополнил состав новичков из «Болоньи», где также был на хорошем счету. Ему пришлось рано завершить карьеру из-за проблем со здоровьем, но итоговые цифры на итальянском ее этапе все равно впечатляют: 193 матча, 48 голов.
Симутенков провел бок о бок с Колывановым сезон-1998/99, но основным в «Болонье» так и не стал. Куда больше он наиграл в середине 1990-х за «Реджану» – команду сравнительно низкого уровня, барражировавшую между сериями «А» и «В».
Кроме того, обязательно упомянем неудачные полтора сезона Андрея Канчельскиса в «Фиорентине» – увы, лучшие его годы были позади, да и привыкнуть к итальянскому стилю после тогдашней АПЛ оказалось непросто. Засветился в Серии «А» и Дмитрий Аленичев. Тут получилось наоборот: «Рома» стала первым его европейским опытом, полностью раскрыться он там не сумел, затем недолго поиграл в «Перудже» и уехал в «Порту», где выиграл ЛЧ. Кроме того, несколько лет в «Роме» провел защитник Омари Тетрадзе, но так и не заиграл там из-за серии травм.
Были в Италии 1990-х и представители других стран бывшего СССР – например, украинский нападающий Сергей Ателькин. Тоже ничего хорошего: лишь один сезон в «Лечче», по итогам которого команда понизилась в классе. Еще менее удачным был вояж молдаванина Игоря Добровольского в «Дженоа» аж в 1990 году. Его не успели заявить на сезон, а когда период дозаявок был открыт, генуэзцы сменили наставника, и новый тренер не рассчитывал на игрока.
2000-е: царь Шева
В 1999-м наступила эпоха Андрея Шевченко. Нападающий киевского «Динамо», за 25 млн долларов стал новичком «Милана». Шева сразу же произвел фурор, в первом же сезоне завоевав титул лучшего бомбардира Серии «А». Украинец стал ведущим форвардом «россонери». Тифози его обожали, журналисты посвящали книги, а соперники боялись, как огня.
Шевченко играл в «Милане» с 1999 по 2006 год, выигрывал «скудетто» и Кубок чемпионов, а в 2004 году получил главный индивидуальный приз – «Золотой мяч». Это был настоящий бомбардир с идеальным голевым чутьем, чью манеру игры до сих пор с придыханием разбирают любители тактики. Для миллионов болельщиков из Украины и других постсоветских стран Шева – главный символ Кальчо тех лет.
Летом 2006-го Андрей ушел в «Челси», что стало не лучшим решением. Не принесла счастья и попытка возвращения в «Милан» спустя два года. Впрочем, итоговые его показатели в красно-черной футболке невероятны: 226 матчей, 127 голов.
Практически все десятилетие отыграл за «Милан» Каха Каладзе, товарищ Шевченко по киевскому «Динамо». Лучший футболист в истории независимой Грузии был надежным универсалом, который мог выйти как в центре защиты, так и на фланге. Каладзе, в отличие от Шевченко, дважды выигрывал Лигу чемпионов, добавив к титулу 2003 года еще победу в 2007-м. После ухода из «Милана» в 2010 году Каха провел два года в «Дженоа» и завершил карьеру.
На фоне таких звезд достижения остальных выходцев из экс-СССР не столь впечатляющи. Белорус Сергей Гуренко успел поиграть за «Рому», «Парму» и «Пьяченцу» (основным был лишь в третьем клубе). Его соотечественник Виталий Кутузов переходил в «Милан», однако нового Шевы из него и близко не вышло. Зато карьера получилась насыщенной: «Сампдория», «Парма», «Бари», ряд клубов Серии «В» – суммарно более десяти лет в итальянском футболе.
Очень схожи биографии узбека Ильяса Зейтулаева и россиянина Виктора Будянского: сначала неудачная попытка закрепиться в «Ювентусе», затем калейдоскоп из аутсайдеров и команд низших лиг. Также упомянем откровенный провал Руслана Нигматуллина в «Вероне», куда он переходил в статусе основного вратаря сборной России, и вполне добротную карьеру литовца Марюса Станкявичуса, который поиграл за «Брешию» и «Сампдорию».
2010-е: наскучившее затишье
Долгое время ситуация не располагала к переходам из экс-СССР в Серию «А». Во-первых, лимит на легионеров в чемпионатах России и Украины, который удерживал ведущих игроков в составах локальных грандов. Во-вторых, падение уровня итальянского чемпионата – если уж кто-то вроде Аршавина или Коноплянки привлекал внимание клубов из Европы, первыми в очереди стояли англичане с испанцами. Редчайшие исключения вроде украинцев Владислава Чурко («Фрозиноне») и Василия Приймы (снова «Фрозиноне» и «Торино») или поигравшего за «Кальяри» с «Пьяченцей» белоруса Михаила Сивакова лишь подтверждают закономерность. Выделяется разве что грузинский нападающий Леван Мчедлидзе, который провел в «Эмполи» девять лет и наиграл полторы сотни матчей.
Прорыв случился в 2019-м, когда «Лечче» взял Евгения Шахова (тут, увы, неудача – основным не стал, команда вылетела), а «Аталанта», усиливаясь накануне дебюта в ЛЧ, приобрела у «Генка» Руслана Малиновского. Несмотря на то, что украинский полузащитник не стал стопроцентно основным, он пришелся ко двору в чудесной команде Гасперини, забив девять мячей за сезон. Именно его успехи стали отличной рекламой для игроков из экс-СССР. В это трансферное окно итальянские клубы активно интересуются футболистами сборной Украины, а сама «Аталанта» оформила переход Алексея Миранчука – вот россиян в Серии «А» не было, считай, десять лет. Историческое событие!
Сергей Шевченко