В моей жизни случилось так, что я полгода не могла фотографировать. Ни на пленку, ни на цифру, ни на телефон… После затяжного периода самоизоляции мне казалось невыносимо тяжелым просто поднять голову, посмотреть по сторонам, заглянуть в лица прохожим, по которым я так соскучилась. Взгляд привык упираться в стену или в экран телефона, и даже после карантина эмоций хватало лишь на то, чтобы добраться из пункта А в пункт Б.
Все это дало мне возможность понять, что уметь фотографировать – значит уметь видеть мир вокруг, быть снаружи, а не замыкаться внутри себя, быть всем миром сразу, а не только фотоаппаратом, пытающимся сделать красивый кадр. Возможно, для некоторых период самоизоляции стал некой перезарядкой, источником энергии. Но мне же пришлось очень непросто, когда настал момент выходить из комнаты.
Чтобы хоть как-то справиться с тотальным нежеланием фотографировать, я решила отнестись к этому процессу, как к медитации. Если самое сложное в йоге — достать коврик, то в фотографировании – разрешить себе смотреть вокруг. Как ни странно, эти простые действия могут оказаться большим препятствием на пути к занятию любимым делом. Оба эти процесса (и медитация, и фотографирование) не призывают нас принять неприемлемое, а помогают ярче и четче увидеть этот мир, потому что так мы сможем уделить внимание своим чувствам, а не мыслям. И, самое главное, фотография помогает обрести глубокую осознанность.
Но не слишком просто отвлечься от так называемых важных дел и ощутить себя в пространстве. Этот навык и помогает развить запутанная на первый взгляд техника осознанности — состояния, когда человек полностью погружен не в сам процесс, а в ту реальность, в которой этот процесс происходит.
Я украла эту идею из своей любимой книги Марка Уильямса и Денни Пенмана, которая так и называется «Осознанность: как обрести гармонию в нашем безумном мире». Авторы призывают всегда сосредотачиваться на текущей ситуации и контролировать свой разум, чем бы мы в этот момент ни занимались. Развитие осознанности в фотографии оказывает терапевтический эффект не только по причине того, что любая форма самовыражения раскрывает твое психологическое состояние. Фотография «разоблачает» представления человека об этом мире. Все, что тебе казалось самым обыкновенным, может обрести новый смысл после того, как это сфотографировать. И наоборот, все, чему ты придавал значение, обесценивается и теряет всякую весомость в твоих глазах. Так, однажды ты можешь заметить множество интересных деталей вдоль «унылой» дороги, по которой ходишь каждый день, и даже отсутствие профессиональной камеры не помешает сделать хороший снимок.
Наиболее полно эффект осознанности проявляется в пленочной фотографии. Во-первых, с пленкой у тебя нет возможности сразу же проверить результат, а значит, ты будешь меньше отвлекаться и больше погружаться в ту среду, в которой сейчас находишься. Я часто слышу от своих знакомых истории о том, что они долго снимают на одну пленку, а когда приходят проявлять, то уже не помнят, что именно на ней было заснято. Это говорит о том, что они были в этот момент не внутри камеры, а за ее пределами, не делали фотографию, а запечатлевали сам процесс. Во-вторых, процент удачных кадров на пленку намного выше, чем на цифру, поэтому ты будешь всегда удовлетворен результатом. Для меня это стало открытием совсем недавно. За последний месяц у меня было несколько цифровых съемок, и я так расстраивалась, что у меня выходило очень мало удачных кадров. В голове сразу возникала мысль, что я плохой фотограф.
Стоит сделать небольшое отступление и сказать, что речь идет не о коммерческой фотографии. Коммерцию в большинстве случаев лучше снимать на цифру. Во-первых, пленка не всегда уместна, потому что она дает художественный эффект, который может не подходить под конкретные задачи, во-вторых, это очень дорого, в-третьих, у тебя ограниченное количество времени и некогда сидеть и ждать, пока нужный ракурс сам тебя найдет.
Среди моих друзей и знакомых много пленочных фотографов. Кто-то занимается этим профессионально, кто-то — по любви. Я решила спросить у них, почему в эпоху цифровых технологий они предпочитают фотографировать на пленку (орфография и пунктуация авторов сохранены).
Про важность момента @valerie.chernysheva
Первое, о чем хочется сказать — это плёночные цвета и зерно. Даже обрабатывая несколько часов цифровую фотографию, не удастся получить такие приятные цвета, какие даёт плёнка.
Большое количество фотографий, которое позволяет сделать цифровая камера, как будто обесценивает момент. Плёнка помогает осознать важность момента, насладиться им и сделать один точный кадр, который передаст всю атмосферу того места или действия, которое ты снимаешь. Думаю, что такой большой процент удачных кадров на плёнке именно из-за того, что почти над каждым кадром ты думаешь, ведь у тебя ограниченное количество возможностей заснять что-то. Цифровая камера не даст умения сосредоточенно наблюдать за каждым моментом и улавливать тот миг, когда ты должен спустить затвор, а плёнка — даст.
Ещё мне нравится то, что плёночные фотографии почти не надо обрабатывать, потому что у тебя уже есть готовая продуманная картинка с приятными цветами.
Про смирение к итогу @__gpgpgp__
Мы все знаем на сколько цифровая фотография прекрасна и сколько всего благодаря ней можно передать через снимок зрителю. Однако я придерживаюсь своего скромного мнения, что цифра не сможет передать того же, что и плёнка из-за ряда деталей. Процесс производства снимка, бережное отношение к катушке, ощущение, что ты не знаешь какой кадр вышел, пока не увидишь его после проявки.
Работа с плёнкой - своего рода смирение к итогу и наслаждение процессом. Мы не можем контролировать кадр, но можем поспособствовать его наилучшему проявлению. Сам процесс работы с фотоаппаратом на пленке - для меня это буддистская притча с любопытным концом, наверное это самая главная причина, почему я занимаюсь этим уже второй год и не перестаю влюбляться в это дело вновь и вновь.
Про сохранение воспоминаний @valer_ko
Когда я приезжала на зимние каникулы к дедушке в гости, то он показал мне коробку с фотографиями со времен молодости моей бабушки. Я просидела на полу целый вечер, разглядывая черно-белые снимки. Там были бабушкины портреты, которые дедушка сделал сам, даже сам проявил, много фотографий с друзьями, как они купались или катались на лыжах, и совсем маленького моего папы. И это было так мило и все такое родное, что мне тоже захотелось близких мне людей фотографировать на пленку. Я еще правда не напечатала ни одного снимка, но обязательно этим займусь. Будет и у меня такая коробочка.
Мне нравится, что у тебя есть всего 36 или 24 кадров. И ты к каждому подходишь с душой или наоборот "а что будет если сфотографировать себя идущую" и пленка делает из этого что-то чудесное. Как будто ты доверяешь моменту и кадр получается таким, каким должен быть. В современном мире из одной поездки мы можем привести тысячи фотографий и это количество меня пугает, а с пленкой так не прокатит.
И напоследок я хочу рассказать о том, что больше всего меня трогает в фотографии: это возможность увидеть один и тот же мир разными глазами. Смотреть на него со всех сторон, быть более пластичным и не бояться менять свою точку зрения. Знать, что на любой вопрос существует множество ответов, и что все они одинаково верны. Все это на самом деле может сделать с тобой фотография. Особенно фотография на пленку.
Текст: Елизавета Хлызова
Редактор: Саша Ридель
Если вам понравился текст, ставь лайк, а если нет, напиши комментарии.