Многим поклонникам творчества Стругацких и Тарковского кажется странным: почему далеко не все одобряют фильм "Сталкер"? Конечно, горячих положительных оценок хватает, но довольно много и критически-скептических отзывов.
Давайте изучим этот вопрос. Возможно, причина в разном темпераменте зрителей? Понятно ведь, что в час досуга расслабленные флегматики скорее включат Моцарта или Вивальди, а нервные холерики- хиты группы "Руки вверх". Возможно, и с фильмами примерно так же?
Допустим, что да. Зададимся вопросом: а что можно сказать о психологических особенностях персонажей "Сталкера"?
Как минимум, двое из них - закоренелые флегматики. Сам Сталкер (Александр Кайдановский) - весьма задумчивый человек, склонный к созерцательности, хотя порой и демонстрирует волнение.
Учёный (Николай Гринько) - еще более спокойный, уравновешенный (на первый взгляд) участник похода в Зону.
Писатель (Анатолий Солоницын) - ядовито-саркастичный циник, его темперамент ближе к холерическому.
Профессор: Ну хорошо. Я иду за Нобелевской премией, ладно. А вы за чем поспешаете? Хотите одарить человечество перлами своего покупного вдохновения?
Писатель: Плевал я на человечество. Во всем вашем человечестве меня интересует только один человек. Я то есть. Стою я чего-нибудь, или я такое же д.рьмо, как некоторые прочие.
Жена Сталкера (Алиса Фрейндлих) часто проявляет высокую нервную возбудимость, но этот персонаж явно страдальческий, малопривлекательный для массовой публики.
Я уверена была, что с ним мне будет хорошо. Я знала, что и горя будет много. Но только уж лучше горькое счастье, чем серая унылая жизнь... А может я всё это потом придумала. А тогда он просто подошёл ко мне и сказал: «Пойдем со мной». И я пошла, и никогда потом не жалела. Никогда. Игоря было много, и страшно было, и стыдно было, но я никогда не жалела и никогда никому не завидовала. Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если бы не было в нашей жизни горя, то лучше бы не было, хуже было бы. Потому что тогда и счастья бы тоже не было. И не было бы надежды. Вот (монолог жены Сталкера о своём муже).
Известно, что зрители охотно ставят себя на место симпатичных им киногероев - и чем более приятны психологические образы, тем лучше и отношение к фильму.
Получается, что холерикам более-менее близок лишь персонаж Писателя. Да, он привлекателен своей интеллектуальной депрессией, своим своеобразным разочарованием в жизни и чёрным юмором.
Но ведь он - лишь один из нескольких главных героев кинокартины Тарковского. А холерикам приходится также лицезреть ещё и унылого, непонятного многим Сталкера, который по не очень ясным мотивам скорбит, да еще так масштабно.
Сталкер: Если б вы только знали, как я устал! Одному Богу известно! И ещё называют себя интеллигентами. Эти писатели! Учёные! Они же не верят ни во что. У них же… орган этот, которым верят, атрофировался! За ненадобностью!.. Боже мой, что за люди… Ты же видела их, у них глаза пустые. Они ведь каждую минуту думают о том, чтобы не продешевить, чтобы продать себя подороже!..
Получается, что данный фильм по очевидным психологическим причинам импонирует прежде всего созерцательным зрителям-флегматикам. Они получают удовольствие и от классических длиннот Тарковского, и от панорамных видов индустриальных пейзажей, и от долгих рассуждений персонажей.
А вот холерики (при условии, что терпят фильм до конца) нетерпеливо ерзают во время долгой сцены поездки на дрезине в сторону Зоны, нервничают при виде знаменитых водных кадров, и обзывают Сталкера "занудным нытиком".
Сталкер: В Зоне вообще прямой путь не самый… безопасный. Чем дорога длиннее — тем она безопаснее.
Обычно им нравится разве что язвительный, желчный, циничный персонаж Солоницына.
Писатель: откуда мне знать, как назвать то… чего я хочу? И откуда мне знать, что на самом-то деле я не хочу того, чего я хочу? Или, скажем, что я действительно не хочу того, чего я не хочу? Это все какие-то неуловимые вещи: стоит их назвать, и их смысл исчезает, тает, растворяется… как медуза на солнце. Видели когда-нибудь? Сознание моё хочет победы вегетарианства во всем мире, а подсознание изнывает по куску сочного мяса. А чего же хочу я?
А что с остальными двумя типами темперамента? Сангвиники наверняка оживятся при обсуждении Сталкером, Ученым и Писателем темы исполнения желаний, начнут фантазировать и строить прекрасные образы. Возможно, сангвиникам также понравится сцена с телекинезом, поскольку тоже даст простор для их активного воображения.
Меланхолики взгрустнут, слушая жалостливую речь жены Сталкера, и узнав трагическую историю их дочери.
Проверка себя
В общем, "Сталкер" - хорошая "лакмусовая бумажка" психологических особенностей зрителей. Многие не задумываются, что мнение о фильме часто говорит больше о самом человеке, чем о кинокартине. Однако в наших мыслях и эмоциях заключается много информации у нас самих, о нашем характере и мировоззрении.
В психологии существует интересное направление - кинотерапия. С помощью вдумчивого, осознанного просмотра фильмов можно лучше понять своё сознание и подсознание, скорректировать черты своего характера. Фильм "Сталкер" может стать неплохим инструментом для кинотерапии. Анализируя особенности своего восприятия различных персонажей, эпизодов, зритель осуществляет рефлексию, развивается.
А что вы думаете о "Сталкере" режиссера Тарковского?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.