Одним из самых распространённых и укоренившихся в общественном сознании мифов о полётах американцев на Луну является следующий:
Чертежи ракеты Сатурн-V, лунного модуля, командного модуля и всего остального оборудования связанного с лунной программой США пропали (как вариант были уничтожены). NASA сами в этом признались, а стало быть никаких ракет и не было!
Причем среди тех, кто не верит или сомневается в полётах американцев на Луну пропажа чертежей считается непреложным фактом и даже не обсуждается. Я решил проверить насколько данная информация соответствует действительности.
Какие основания есть считать, что чертежи пропали?
Перво наперво я решил проверить истинность утверждения о том, что сами NASA признались в пропаже чертей. Долго пытался найти хоть какое-то заявление хоть какого-нибудь сотрудника NASA, которое можно было бы интерпретировать как «признание» в пропаже чертежей, но увы ничего такого не нашел.
Статья в New York Times
Первое упоминание о пропавших чертежах встречается.в газете New York Times в 1987-м году. Статья озаглавлена «Идёт охота за «разбросанными» чертежами мощной лунной ракеты Сатурн». В статье говорится, что чертежи разбросаны по множеству различных хранилищ и некоторые даже пропали. Впрочем это слова не кого-то из NASA, а мнение самого автора статьи, так как эти слова идут в самом начале статьи и без ссылки на кого-либо.
Далее по тексту статьи об отсутствии чертежей двигателя F-1 сокрушается Гари Хадсон, глава частной компании Pacific American Launch Systems и сотрудник компании Boeing пожелавший остаться анонимным. Казалось бы: вот оно, американцы сами признались!
Да только не совсем. Как оказалось (об этом говорится в статье в NYT) после катастрофы шаттла «Челленджер» многие компании решили сыграть на этом и быстро предложить замену шаттлам на основе технологий программы «Аполлон». Так компания Pacific American Launch Systems купила 7 неотлётанных движков F-1 с целью сделать их реверс-инжиниринг, т.е. по готовому изделию создать новое, аналогичную задачу пытались решить и в Boeing, но и тем, и другим пришлось отказаться, так как это оказалось слишком сложно. У этих ребят не было чертежей двигателя F-1 потому что их у них и не должно было быть!
Движок F-1 разрабатывала компания Rocketdyne и являются интеллектуальной собственностью Rocketdyne. В этой же статье в NYT приводятся слова сотрудника инженера из Rocketdyne Джозефа Эрбса, который занимался инвентаризацией чертежей по двигателям F-1. Он сказал:
Мы нашли всё что нам было нужно: все наши чертежи, все наши рисунки и спецификации, а также много чертежей вспомогательного оборудования и инструментов. Когда кто-то говорит, что чего-то не хватает, он вероятно прав, но у нас тут море коробок с документами и у нас есть всё, чтобы начать (производство двигателей F-1) заново.
Позже мне удалось выяснить, что кое-какая документация по движкам F-1 действительно оказалась утеряна. Правда она касалась не самих движков, а организации их производства.
Далее в статье следует цитата пресс-секретаря космического центра им. Маршалла, места где велась разработка ракет Сатурн-V:
Хотя многое оборудование для создания ракет Сатурн-V было утилизировано, многие чертежи по прежнему хранятся у нас, а те, которых у нас нет здесь (в космическом центре им. Маршалла) — находятся в хранилище документов в Атланте
В самом конце статьи профессор университета Аризоны, планетолог Джон Льюис высказывает предположение, что якобы документы специально уничтожили, чтобы у программы шаттлов не было конкуренции.
Т.е. подводя итог по этой статье, мы видим, что об отсутствии документов говорят либо люди к NASA вообще не имеющие отношения (Джон Льюис), либо те, у кого доступа к документам, о которых идёт речь, быть и не должно было (Boeing, Pacific American Launch Systems). А организации, в которых по смыслу и должны храниться документы как раз заявляют что всё на месте.
Книга Джона Льюиса
Вторым источником информации об утере книга Джона Льюиса «Добывая в небе: неизвестные богатства астероидов, комет и планет» увидевшая свет в 1997-м году. Это кстати, тот самый Джон Льюис, который упоминался в статье New York Times 1987-го года.
В этой книге Льюис пишет, что пытался отыскать чертежи Сатурнов, но не сумел и пришел к выводу, что чертежи утеряны. Собственно как раз после книги Льюиса в тезисах лунных скептиков появляется тезис о «признании НАСА в утрате чертежей».
Странно ли то, что Льюис не смог найти чертежи? Вероятно нет. Если бы эти чертежи хранились в публичных архивах, то да, это было бы странно. Но документация в NASA обычно хранится либо в спецхране космического центра им. Джонсона в Техасе или в спецхране космического центра им. Маршалла в Алабаме.
Доступ к этим хранилищам ограничен и открыт только для сотрудников НАСА. Льюис же в момент написания книги был просто преподавателем в Университете Аризоны. Поэтому вывод Льюиса о том, что раз он не нашел чертежи, то значит они утеряны выглядит немного сомнительно. Попробуйте кто-нибудь на досуге получить доступ к чертежам, скажем, ракеты-носителя «Энергия» не будучи сотрудником «Роскосмоса», НПО «Энергия» и т.п. Думаю вряд ли у вас что получится. Но это вовсе не повод утверждать, что чертежи «Энергии» утеряны.
Что говорит NASA?
Оказывается NASA сделали множество официальных заявлений на этот счёт. Всякий раз когда начинает подниматься шумиха вокруг «утерянных» чертежей какой-нибудь из пресс-секретарей NASA выступает с дежурным опровержением.
Например пресс-секретарь NASA Пол Шоукросс в интервью порталу Space.com заявил, что все чертежи по программе Аполлон хранятся на микрофильмах в космическом центре им. Маршалла, а кроме того множество бумажных версий чертежей хранится в различных архивах, так например федеральные архивы в Ист-Поинте, штат Джорджия содержат около 2900 кубических футов чертежей ракеты Сатурн V.
Как подчеркнул Шоукросс:
Проблема в воссоздании Сатурна-V вовсе не в том, чтобы найти чертежи, а в том, чтобы найти поставщиков, которые смогут поставить устаревшее оборудование и материалы по технологиям 60-х годов за разумные деньги.
Заключение
Как мы видим, никаких оснований говорить о потере чертежей ракеты Сатурн-V нет. По крайней мере не больше, чем утверждать, что утеряны чертежи «Энергии» или любой другой из списанных советских ракет.