1. Проблема человека
Для человека, исключительная загадка, это он сам. Существуют две версии нашего происхождения: материальная и духовная. Все остальные сходятся к этим двум.
1.1. По своей сути, материальное представление о происхождении человека, которой придерживаются ученые и философы материалисты, выглядит достаточно примитивно. И окружающий нас мир, и природа, и человек это результат — большого взрыва. Это, как минимум, странное определение. Сколько было взрывов на земле, все они только разрушали и разрывали в клочья, всё, что было создано природой или человеком.
Человек, в некоторой степени, научился управлять взрывом. Например, мы используем взрыв в камерах сгорания двигателей автомобилей. Но это уже управляемый взрыв, в котором присутствует разум человека. Если мы все произошли от взрыва, то этим взрывом все равно, должен был кто-то управлять.
Чем глубже ученые материалисты погружаются в свои исследования, тем более разумной и организованной они видят окружающую природу. Возникает вопрос. Кто организовывает и управляет природой? Ответ — эволюция, мягко говоря неубедителен. Эволюция, по своей сути, это случайность, вероятность. Какова вероятность того, что мир случайно обретёт существующую форму при помощи взрыва. Эта вероятность равна нулю.
Получается что вся эволюция, это фантазия знаменитого Чарльза Дарвина. Какова вероятность того, что взорвав типографию, мы получим эту статью? Это нонсенс, бессмыслица. Однако, материалисты придерживаются этой безумной версии, постоянно изменяя, дополняя и улучшая её по мере необходимости.
В целом, материальная версия происхождения мира и человека, выглядит достаточно маргинально, и рассчитана на людей не обладающих разумом.
1.2. Духовное представление о происхождении человека и природы выглядит намного разумнее. Высшее живое существо — Бог, обладает сознанием, волей и разумом. Он может организовать весь наш мир. Однако Его описание, описание Его творения и творчества в традиционных религиях выглядит примитивно и неубедительно, и рассчитано на веру. Поэтому, многие верующие люди выглядят неразумными фанатиками, и часто ведут себя намного более жестоко и деспотично, чем материалисты. Хотя их версия верна, они не способны рационально и убедительно отстоять свою, духовную точку зрения.
Крестовые походы, инквизиция и миссионерство на фоне колониальных захватов территорий, якоре подтверждение этот факта.
Также в религиях наших дней много говорится о душе, однако вы нигде не найдёте ясного и убедительного ее определения. В Библии и Коране душа — остаётся загадкой.
1.3. Всех этих проблем: неопределённости, неясности и неубедительности лишена ведическая, духовно-нравственная философия.
2. Определение человека
Человек — это живое существо, воплощённое в тело.
На санскрите человек называется - нара. (Рис. 2)
В этом определении значение имеет понятие — «живое существо». В ведических писаниях «живое существо» называется дживатма. Чтобы прояснить это понятие, мы обратимся к текстам Упанишад.
वालाग्र शतभागस्य शतधा किल्पतसय च । भागो जीवः स विजङेयः स चानन्त्याय कल्पते ।
के शाग्रशत भीगस्य शतांशः सादृशात्मकः ।
जीवः सूक्ष्मस्वरूपोऽयं सङ् ख्यातीतो हि चित्कणः ॥५.९॥
ба̄ла̄гра-ш́ата-бха̄гасйа ш́атадха̄ калпитасйа ча
бха̄го джӣвах̣ са виджн̃ейах̣ са ча̄нантйа̄йа калпате
кеш́а̄гра-ш́ата-бха̄гасйа ш́ата̄м̇ш́ах̣ са̄др̣ш́а̄тмаках̣
джӣвах̣ сӯкшма-сварӯпо ’йам̇ сан̇кхйа̄тӣто хи чит-кан̣ах̣
«Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной личности — атмы. Духовным личностям нет числа, и размеры каждой из них составляют одну десятитысячную кончика волоса». [Шветашватара-упанишад 5.9]
एषोऽणुरात्माचेतसा वेिदतव्यो यिस्मन्प्राणः पञ्चधा संविवेश ।
प्रािणिश्चत्तं सवर्मोतं प्रजानां यिस्मिन्वशुद्धे विभवत्येष आत्मा ॥३.१.९॥
эшо ’н̣ур а̄тма̄ четаса̄ ведитавйо йасмин пра̄н̣ах̣ пан̃чадха̄ сам̇вивеш́а
пра̄н̣аиш́ читтам̇ сарвам отам̇ праджа̄на̄м̇ йасмин виш́уддхе вибхаватй эша а̄тма̄
«Размером душа не больше атома, и поэтому ощутить ее присутствие может только духовный разум. Эта крошечная личность, которая парит в пяти воздушных потоках, находится в области сердца и распространяет свою власть на все инертное тело живого существа. Когда душа очищается от оскверняющего влияния пяти материальных потоков, живое существо проявляет свою духовную природу». [Мундака-упанишад 3.1.9]
श्रवणयापि बहुभिर्यो न लभ्यः । शृण्वन्तोऽपि बहवो यं न विद्युः ।
आश्चर्यो वक्ता कुशलोऽस्य लब्धा । आश्चर्योऽस्य ज्डाता कुशलानुशिष्टः ॥
ш́раван̣айа̄пи бахубхир йо на лабхйах̣ ш́р̣н̣ванто’пи бахаво йам̇ на видйух̣
а̄ш́чарйо вакта̄ куш́ало’сйа лабдха̄
а̄ш́чарйо’сйа джн̃а̄та̄ куш́ала̄нуш́ишт̣ах̣
«Примечателен факт, взятый из духовной философии Вед, что атомарно малое, живое существо может находиться в теле большого кита или дерева баньян, так же как и в телах микроорганизмов, миллионы которых располагаются в пространстве на острие иглы, конечно, воспринимается нами как чудо. Человек с поверхностным представлением о жизни, который предается материальным чувственным удовольствиям, не может понять эту сокровенную тайну души». [Катха-упанишад 1.2.7]
आश्चर्यवत्पश्यति कश्चिदेन माश्चर्यवद्वदति तथैव चान्यः ।
आश्चर्यवच्चैनमन्यः शृणोति श्रुत्वाप्येनं वेद न चैव कश्चित् ॥ २९ ॥
а̄ш́чарйа-ват паш́йати каш́чид энам а̄ш́чарйа-вад вадати татхаива ча̄нйах̣
а̄ш́чарйа-вач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит
"Одни смотрят на душу как на чудо. Другие говорят о ней как о чуде. Третьи слышат, что она чудесна. А есть и такие, кто, даже услышав об атомарной жизни души, не могут понять этого».
[Гитопанишад 2.29.]
Сложное санскритское слово «джӣвāтма» состоится из двух слов «джӣва» и «āтма». Джӣва означает — жизнь, āтма означает — атом. Исходя из этого, мы с вами не что иное, как живые атомы воплощённые в разные физические тела, в том числе и тело человека.
Физическое тело человека и весь окружающий нас мир, тоже состоит из атомов, однако эти атомы не обладают таким разумом, которым обладает живой атом, воплощённый в тело человека.
Ведические писания утверждают, для того чтобы воплотиться в тело человека, джӣвāтма должна пройти путь духовно-нравственной эволюции. Однако это не тема нашей статьи, и мы можем рассмотреть её позже.
3. Устройство человека
Исходя из определения, человек — это живое существо, воплощённое в тело. Чтобы понять устройство человека, необходимо рассмотреть три его составляющих: живое существо, механизм воплощения и физическое тело.
3.1. Живое существо — джӣвāтма, это «я» человека, его индивидуальная, личностная сущность.
Джӣвāтма напоминает Солнце, уменьшенное до размеров атома. Из джӣвāтмы исходит сила жизни, живая энергия сознания. Эта сила сознания называется живóй, потому что она действует, осознает, обладает свободой воли и знает что существует.
Здесь следует сказать, что неуловимая энергия сознания, которую так хотят исследовать и подчинить себе ученые материалисты, в ведических писаниях определяется как — Бог. Об этом говорят многие тексты, в частности:
इन्द्रियाणां मनश्चास्मि भूतानामस्मि चेतना ॥ १०.२२ ॥
индрийа̄н̣а̄м̇ манаш́ ча̄сми бхӯта̄на̄м асми четана̄
"Из чувств Я ум, а в живых существах Я сознание".[Гитопанишад 10.22.]
जीवनं सर्वभूतेषु तपश्चास्मि तपस्विषु ॥ ७.९ ॥
джӣванам̇ сарва-бхӯтешу тапаш́ ча̄сми тапасвишу
"Я жизнь всего живого и аскетизм всех аскетов." [Гитопанишад 7.9.]
3.2. Механизм воплощения джӣвāтмы в физическое тело.
Между живым существом и физическим телом существует, тонкая, не воспринимаемая чувствами прослойка, которая называется "чита", от санскритского слова "чит" – знание.
Психическое тело джӣвāтмы, это механизм как вопложения, так и мезанизм освобождения живого существа.
Психическое тело состоит из трёх оболочек: ума, разума и ложного эго. (Рис. 1) На санскрите они называются: манах̣, буддхих̣ и ахан̇ка̄рам, соответственно. Атомарное живое существо дживатма, всегда находится в оболочке психического тела. Так же как материалисты считают, что ядро материального атома всегда находится в электронных оболочках.
Такое соединение сознания и психического тела, в западных религиях называют — душой. В ведических писаниях, на санскрите, называется - брāхман̣. Все атомы в мире, это брāхман̣, совокупность живых существ — душ, в разной степени обусловленные оболочками психического тела. Материалисты находятся в заблуждении полагая, что все атомы не живые и состоят из ядра и разных типов электронных оболочек. Им нужно ответить на вопрос, откуда в крохотном атоме столько энергии?
Механизм воплощения души прост. Когда живое существо накапливает в моем уме и разуме материальные желания, привязанности и знания, это выражается в том, что его ложное эго становится все более толстым, тёмным, тяжёлым и инертным.
При этом атомарное живое существо теряет чувствительность ума, память в разуме и медленно погружается в океан материального невежества. Этот процесс называется деградацией сознания. Так происходит воплощение при помощи невежества и его производных: зависти, страха, жадности, гнева, жестокости, насилия и прочих. Материальные желания лишают разума живое существо.
Процесс деградации живого существа в материю, можно повернуть в обратном направлении в результате сознательной, духовно-нравственной эволюции. Этот процесс детально разработан и описан в соответствующих разделах ведической философии. На санскрите, процесс духовного освобождения живого существа от материальной оболочки ложного эго называется — мокша. Мокша, это путь к духовной свободе. Существует пять видов духовной свободы, и это отдельная тема.
Таким образом, в процессе своей атомарной жизни живое существо, накапливая знание Истины (см. Статью «Знание Истины»), получает освобождение и возвращается в духовный мир. В противном случае выбирая материальные представления о жизни, душа все больше и больше погружается в материю, теряет сознание и разум, опускаясь до уровня инертных материальных стихий: эфира, воздуха, воды, земли и становится материалом для Времени. А Время строит все разнообразия физических тел в материальной природе. Тема материи и времени, тоже обширна и её необходимо рассматривать отдельно.
Существует и серединный процесс, когда живое существо одновременно выбирает и накапливает и материальные и духовные знания. В этом случае оно зависает в процессе, который называется "реинкарнация" или на санскрите «самсара». Самсара — это материальное перевоплощение. В каком направлении живой атом будет перевоплощаться, зависит от пропорции благости и невежества в его карме (санскр. Деятельности). В этом случае живое существо вынуждено будет пожинать плоды своего праведного и порочного поведения.
3.3. Физическое тело человека, это инертный механизм.
Этот механизм ограничивает поле деятельности души. Это своего рода — смирительная рубашка. Оно состоит из десяти органов чувств.
Существует две разновидности органов чувств: прознающие чувства и деятельные чувства.
К познающим относятся пять органов познания, это:
- глаза, с чувством зрения;
- уши, с чувством слуха;
- нос, с чувством обоняния;
- язык, с чувством вкуса;
- кожа, с тактильным чувством касания.
К пяти действующим органам, ведические писания относят:
- руки, с чувством манипуляции предметами;
- ноги, с чувством перемещения в пространстве;
- язык, с чувством речи;
- анус, с чувством выделения отходов тела;
- гениталии, с чувством эрекции.
Все внутренние органы тела, предназначены для поддержания деятельности органов познания и деятельности.
Таким образом физическое тело человека – не личность. Тот кто отождествляет себя с физическим и психическим телом, заблуждается и находится в опасном положении. Его ждёт реинкарнация и следующая жизнь со своим, наслаждением, страданиями, болезнями и старостью. И так, вплоть до бесконечности.
4. Характеристика человека
Из всего описания следует, что человек состоит из трёх составляющих: джӣвāтмы, читты и шарира, то есть, атомарного живого существа, психического тела и физического тела. Шарира – это физическое тело, его также называют анна-коша, что переводится с санскрита — тело еды или тело пищи.
4.1. Джӣвāтмы — это мы с вами, атомарные личности.
Наша истинная, духовная характеристика: вечность, знание и блаженство. Мы никогда не рождались и никогда не умрем. Мы бессмертные, мы живем вечно, такие же как и Бог. В своём изначальном положении, мы находимся в тесной связи с Богом, как солнечные лучи всегда связаны с планетой Солнце. Все мы мудрецы и наше изначальное положение – вечность. И в своих вечных отношениях с Богом и живыми существами духовного мира, мы счастливы и исполнены неземного, вечного блаженства — анāнды.
4.2. Наше психическое тело, как мы уже поняли, может быть одухотворенным или материализованным.
Это зависит от нашего выбора, от того следуем ли мы наставлениям Бога и духовного учителя или нет. От нашего выбора зависит, будет ли наше психическое тело содержать только знание Истины или в нем будут материальные примеси, интоксикации. По степени отравления материей психического тела живого существа, души может быть трёх типов: благостные, страстные или невежественные. Это отдельная и тема.
4.3. Физическое тело человека, это инертная машина, биологический организм.
Понятие рождение и смерть к физическому телу неприменимо. Неприменимой, потому что они никогда не были живыми. Только присутствие в теле живого существа оживляет инертное тело. Это как, автомобиль кажется живым, когда им управляет водитель. Мы можем сказать, что автомобиль родился на заводе и умер в аварии или от износа, но это будет художественная аллегория. Верно понимать, что автомобиль кто-то собрал и кто-то разрушил, потому что в нем нет источника жизни джӣвāтмы, он просто не живой, и не был живым никогда.
5. Предназначение человека
В наше время люди находятся под влиянием материальных представлений о жизни, как под влиянием наркотика. От этого, они потеряли память и ничего не знают о своём вечном, духовном, атомарном существовании. Поэтому они пекутся о потребностях неживого, материального тела и игнорируют свои духовные потребности. Это происходит потому что, их знание о себе как о вечной душе поверхностно, сентиментально или полностью отсутствует. Они отождествляют себя с временным, материальным телом, даже тогда, когда говорят:«Моя душа». Это фундаментальная ошибка и заблуждение, потому что они и есть душа. Тот, кто понимает это, всегда говорит, думает и действует с позиции: «Я душа».
Ведические писания подробно описывают жизнь живого существа в теле человека, потому что только это тело обладает достаточным разумом, чтобы живое существо осознало своё истинное, духовное положение. Осознание своего духовного положения и деятельность согласно этому положению, в этом истинное предназначение человеческой жизни.
Находясь в материальном теле живое существо, будет вынуждено удовлетворять его физические потребности в еде, деятельности, сексе, обороне от врагов и болезней. И эти потребности нужно правильно удовлетворять. Как жадность, так и игнорирование в материальных желаниях, разрушают физическое тело и цель человеческой жизни становится практически не выполнима. Сознание человека будут отвлекать от высшей цели жизни психические и физические болезни. Поэтому человеку нужно знать в своих желаниях меру и соблюдать нормы поведения, которые описаны ы ведических священных писаниях. Нормы поведения даны человеку для его же блага. Это отдельная тема.
Если Вам понравился материал статьи, поставьте, пожалуйста, свой лайк и подпишитесь на мой канал. Ваше одобрение, будет мне сигналом для написания новых статей.
Ведическая философия дает нам обширные знания о человеке и семье. О природе, жизни, обществе, государстве. О любви, культуре, мире и о многом другом.
Я надеюсь, что Вы будете задавать вопросы, оставлять свои комментарии и предлагать интересные для Вас темы. Я жду ваших замечаний, предложений, прошу указывать на ошибки. Буду признателен Вам, спасибо за внимание.