Найти тему
Нина Каншес

В прошлом году я купила только одно платье Mango. Или почему я перестала одеваться в масс-маркете

Спасибо, что заглянули на этот канал! Тут много полезного и интересного о неочевидной проблеме - модной индустрии. Мои статьи заставляют задуматься, но при этом не вызывают чувства вины. Так что не забудьте подписаться =)

Но для начала, что же такое масс-маркет, если вдруг кто не знает.

Простыми словами - это те самые марки-гиганты, которые есть во всех торговых центрах. H&M, Zara, Mango, Reserved, Bershka и так далее. Эти бренды являются яркими представителями быстрой моды - одежда, которая копируется с подиумов, быстро отшивается и поступает на полки и вешалки магазинов в огромных количествах.

Они шьют тренды, которые становятся неактуальными в следующем сезоне, и так же быстро создают что-то новое.

Например, этим летом стали очень популярны короткие топы с плечами (на фото).

Это Zara. Я сфоткалась, чтобы сделать такой же из старой футболки. Но в итоге передумала. Потому что вряд ли он будет актуальным в следующем году.
Это Zara. Я сфоткалась, чтобы сделать такой же из старой футболки. Но в итоге передумала. Потому что вряд ли он будет актуальным в следующем году.

А следующим летом этот топ больше не будет модным. Я примерила его ради интереса, но покупать не стала.

Почему еще такие магазины называют МАСС-маркетом. Потому что из-за снижения стоимости производства одежда стала слишком доступной. При покупке мы не задумываемся сколько ресурсов было на нее потрачено. Мы вообще об этом не думаем - как такие мысли могут приходить в голову, когда вещи красиво представлены на витринах и манекенах.

Это Reserved, в 2013 или в 2014 году. Раньше я ездила в торговые центры каждый месяц. Я не устояла тогда перед этим комбинезоном. Правда, носила его очень долго. Сейчас в нем можно еще по дому ходить.
Это Reserved, в 2013 или в 2014 году. Раньше я ездила в торговые центры каждый месяц. Я не устояла тогда перед этим комбинезоном. Правда, носила его очень долго. Сейчас в нем можно еще по дому ходить.

Так что же не так с масс-маркетом?

  • Слишком быстрое производство. Быстро произвели - не распродали - произвели еще. А не распроданное куда дели? Правильно, на свалки.
  • Чаще плохое качество одежды, чем хорошее - при такой скорости невозможно шить постоянно качественно.
  • Снижение цены за счет снижения стоимости производства. Может, слышали про “Рану-Плаза” в Бангладеше? Когда обвалилось 8-этажное здание, где отшивалась одежда известных масс-маркет брендов. Люди там работали в нечеловеческих условиях, получали по 5 центов в день, и в итоге погибло более 1000 человек из-за несоблюдения норм безопасности.
  • Массовое производство уничтожает ресурсы. Чтобы получить одну футболку требуется 2700 литров воды на выращивание хлопка. При окрашивании ткани - химикаты и красители попадают в реки и водоемы. И печально, что при затрате таких ресурсов, мы покупаем эту футболку всего за 300 рублей.

И это далеко не все причины, почему модная индустрия губительна для планеты, а особенно масс-маркет.

Я всегда была шмоточницей. Будучи студенткой, бегала на распродажи и тратила чуть ли не последние деньги на кофточки из Stradivarius и Pull and Bear, лишь бы каждый день носить что-нибудь новое.

Это июль, 2014 год. Примерочная магазина Bershka. Я тогда мало зарабатывала и всего этого не купила.
Это июль, 2014 год. Примерочная магазина Bershka. Я тогда мало зарабатывала и всего этого не купила.

Тогда я не знала сколько на самом деле стоило желание одеваться разнообразно. И даже не задумывалась об этом. А теперь я знаю и редко покупаю там одежду. Только если очень нужно и не могу найти что-то подходящее в секондах.

В 2019 году я купила одно платье в Mango. В 2020 - рубашку в Zarа и брюки в H&M. Все из их “осознанной” линейки - одежда из экологичных и переработанных материалов. Я бы хотела полностью перестать покупать одежду в масс-маркете, и одеваться у локальных брендов. Но, как правило, это дороже, да и не такой короткий путь, особенно для бывшей шмоточницы.

Об осознанных линейках масс-маркета и как я к ним отношусь, написала вот тут.

А как у вас обстоят дела с масс-маркетом? Часто покупаете там одежду?