Найти тему
Александр Асов и К°

Хождение князя Буса в Египет (IV век)

Оглавление

Фильм. Предвестие Времён Бусовых...

Деяния и жизнь Буса Белояра мною были рассказаны, кратко, в статье:

"Деяния князя Буса Белояра".

Князь Бус Белояр кроме прочего известен также своими "Хождениями" по всему белу свету, от Японии до Африки. И в болгарской "Веде славян" сему был даже посвящён эпос "Хождения Белого короля", к несчастью до нас недошедший.

А о пребывании же князя Буса Белояра в Египте и Палестине в 335-336 годах н.э. следует рассказать подробнее, и тому есть основательные причины. И первая причина — о сём "Ярилина книга" говорит вскользь, а "Велесова книга" даже не упоминает.

Христос — добрый пастырь ( IV век). Напоминает Буса, явившегося в конце эпохи Овна.
Христос — добрый пастырь ( IV век). Напоминает Буса, явившегося в конце эпохи Овна.

Тем не менее сведений об этом хождении осталось много, и именно в европейских христианских источниках.

И в этих источниках часто присутствует сам Христос, и очень необычный, как по облику (например, пастух, а не плотник), так и по поведению.

Кстати, такой образ Христа-пастуха, известный по римским статуям, в русских средневековых рукописях также имеется. И здесь он означает месяц Ярец (и знак Овен), то есть март; и, между прочим, он в "Велесовой книге" именуется Белояром...

-2

И сего" Христа с Овном на плечах", если вчитаться в те известия, легко принять за активно действующее лицо IV века (а именно — князя Буса Белояра), вмешивающегося в духовную и политическую жизнь Европы, Византийской империи, в эти годы, названные в русской традиции Временем Бусовым...

Откроем здесь только одну страничку сей истории...

По пути в Египет...

Итак, что мы знаем? В 335 году, согласно "Ярилиной книге", князь Бус Белояр совершил путешествие в поисках своей невесты, дочери Солнце-царя, то есть дочери правителя Родоса царя-епископа Ефрония.

А как же прослышали друг о друге Бус и Эвелисия? Как свело их провидение?

* * *

Что ж, расскажем и о предыстории, о тех временах, когда русы, коих греки и римляне именовали скифами, либо таврами, а ранее — этрусками, расселились широко по белу свету.

Некогда одно из этрусских царств располагалось также на острове Радостее, именуемом греками Родосом, который был наречён так по имени богини Рады, дочери Солнца. Правители сего острова издревле почитались как потомки бога Солнца — Хорса, который был для греков Гелиосом, для египтян — Амоном-Ра, а для ариев — Сурьею.

Солнцебог Гелиос (Колосс Родосский)
Солнцебог Гелиос (Колосс Родосский)

Однако ко времени правления римского кесаря Константина Великого, в том малом островном царстве правили уже не цари-жрецы, потомки Солнцебога, а христианские епископы, утверждённые кесарем и Эфесской епархией. Впрочем, христианство то было арианское, а по сему титул «епископ» на ту пору для правителей острова был лишь прибавлением к прежней жреческой и царской титулатуре.

Итак, в сём солнечном царстве, островном государстве, как говорят в старых сказках, правили благой царь с царицею — Евфроний и Епифания. И было у них три дочери.

Старшие дочери-раскрасавицы, хотя и были хороши, но всё же не столь ослепляли своею красотою, чтобы ввести в оторопь своих женихов, и потому легко были выданы замуж. А вот младшая дочь, Эвелисия, была красоты столь ненаглядной, что ни в сказке сказать, ни пером описать, будто сама богиня любви, сошедшая с небес, либо вновь родившаяся из пены морской.

И молва о чудесной красоте Эвелисии быстро разошлась по всем окрестным островам и землям и вскоре дошла и до Русколани, державы Буса Белояра. И там уже слагали ей гимны певцы и писали её образы живописцы, представлявшие свои творения князю Бусу.

А затем слава Эвелисии дошла и до самых окраин мира, так что повсюду в святилищах Венеры, Афродиты, Астарты и Исиды, или Исис, да и самой Лели стали восхвалять её и приносить ей жертвы влюблённые.

И где бы не являлась Эвелисия, к ней обращались с мольбою, будто к богине, прославляли её гимнами и усыпали ей путь лепестками цветов. И сим почитанием не оставляли её в покое, и, думаю, ещё более отвращали от неё женихов, — так, что и сама она уже раскаивалась в своей красоте, и ей хотелось бежать от назойливых почитателей хоть на край света.

Уверившись, что ей не обрести мужа среди смертных, Эвелисия решила стать жрицею Великой богини. Стремлением сердца её отныне стало служение в храме Исис, что в Египте у лап Великого Сфинкса, ибо она прослышала, что в сём храме каждый день общаются через вещего стража пустыни с Богом богов и потому знают верные ответы на самые важные вопросы, издревле мучающие людей, — о смысле жизни и смерти, и о любви…

И так Эвелисия покинула Родос и отправилась в Египет, где её признали сошедшей на землю Исис в здешней арианской общине. По вере коей, согласно учению александрийского вероучителя и вождя-жреца скифов-берберов архиепископа Ария, она становилась также небесною супругой предвечного Спасителя Мира, первого из рождённых Богом богов до начала времён — Исуса (в старой традиции Осириса).

Небесная пара Исис и Исус для египетских ариан воплотилась в Иисусе Христе и Марии Магдалине, жрице Астарты-Исис, триста лет назад. А потомство их продолжалось в берберских, то есть в варварских, царских родах Африки. Сам епископ Арий, судя по его имени и титулу, принадлежал к сему роду, — также было и в Европе, где вскоре соединением беженцев из Палестины из рода Иисуса и франкского царского рода явились Меровинги.

* * *

Пренесёмся в май этого самого 335 года. Тогда, после путешествия по Средиземноморью, и захода на Родос, князь Бус на русколанском корабле, созданном его товарищем в скитаниях волшебником Эсегель-Кити, прибыл в Египет. И он нашёл там в храме у Великого Сфинкса свою суженую — родосскую царевну Эвелисию, участвовавшую в мистериях Исиды (Исис).

Свадьбу Буса и Эвелисии, коих здесь уже именовали Исис и Исус, решено было сыграть по древнейшему канону в величайшем храме Египта, да и всего мира, в Карнаке-Луксоре, что в Священных Фивах, в 500 километрах выше по течению Нила. В ту эпоху там по-прежнему шли службы и продолжался культ Амона-Ра, отождествляемого в последние столетия с египетско-римским Сераписом.

Священную свадьбу решено было сыграть в самый почитаемый здесь праздник Опет, во время разлива Нила, то есть в начале июля 335 года, когда египетские язычники отмечали свадьбу солнцебога Амона и Мут, от коих произошли династии царей и фараонов по всему свету.

Бус, Арий и Афанасий Египетский...

Время до отплытия в Фивы Бус и Эвелисия провели в Александрии, тогдашней столице Египта, а также в Мемфисе и Гелиополе.

Разумеется, тогда завели они дружбу и с мятежным пресвитером Арием (основателем арианства египетского). Арий тогда, уже возвращённый из северной ссылки, скрывался в где-то в Египте от принявшего в Александрии епископский посох преподобного Афанасия и его «святого воинства», параболанов, от коих уже нигде не было спасу.

Пресвитер Арий
Пресвитер Арий

Дело в том, что пресвитер Арий и александрийский епископ Афанасий уже давно разошлись во мнениях по одному запутанному богословскому вопросу: Един Бог или Триедин. То есть: является ли Иисус Христос, живший триста лет назад, тем же Богом, что и Создатель, Творец всех миров? Иначе говоря, единосущен ли Сын Божий Иисус Отцу небесному, являясь ликом Троицы, как счёл преподобный Афанасий; либо только подобосущен, и у Единого Бога Отца ипостась также одна, единая и неделимая, по вере Ария (да и вообще по библейской традиции как таковой).

Новое учение преподобного Афанасия о Троице, как об Отце, Сыне и Духе, в 325 году вошло в Никейский символ веры, поддержанный десять лет назад на церковном соборе императором Константином, полагавшим, что тем он смирит богословские споры, перерастающие в кровавые распри и возвратит мир в империи. Арий же упорствовал в «подобосущии», почитая Бога Единым, а не Триединым. И потому был сослан императором Константином в Иллирию, где у него было много сторонников и где он провёл все эти годы.

Однако победившие на соборе 325 года никейцы, сторонники Афанасия, затем утратили доверие императора, ибо они не только сосредоточили в своих руках немалую власть, но и использовали её против всех инаковерующих и инакомыслящих, не только ариан и язычников, но и против любых учёных-книжников, а также против актёров, певцов и музыкантов, устраивавших представления на языческих праздниках, и даже математиков и астрономов.

Также никейцы повсюду стали нападать на иудеев, сторонников идеи Единого Бога, высмеивающих невесть откуда вычитанную в их священном писании Троицу, а ведь они в ту пору составляли до трети населения в одной только Александрии. Между прочим, из Иудеи и Иерусалима евреи тогда были изгнаны после двухсотлетних войн с империей.

Итак, в Александрии вновь нарушился мир, что терпеть кесарь не мог никак, поскольку свершать насилие — привилегия имперской власти, а не религиозных фанатиков.

Посему Арий был возвращён кесарем из ссылки и отправлен в Египет, где по-прежнему имелось немало его сторонников. Однако время было потеряно, Афанасий за десятилетие усилился так, что унять его оказалось непросто. Его власть, благодаря «святому воинству» (монахам-воинам параболанам), уже потеснила власть наместника императора. И Арию теперь приходилось скрываться.

Префект Египта Филагрий, внезапно обнаруживший, что уже не ему принадлежит военная власть в провинции, отправлял донесения и протесты в Константинополь. Однако туда же, нужным людям, святой Афанасий отправлял и золото, добытое при разорении языческих капищ, арианских храмов, синагог и еврейских лавок.

И до времени сие многих в метрополии устраивало, пока погромы не обратились подлинно боевыми действиями. Зашаталась уже и сама имперская власть, у коей в столице Египта едва хватало сил на охрану царской гавани, Мусейона и Александрийской библиотеки.

* * *

Тогда, ко времени прибытия в Египет корабля Буса Белояра, положение пресвитера Ария и его приверженцев стало отчаянным. И надо полагать, что Арий обратился к Бусу за покровительством, и потом сопровождал его в плавании к Фивам. И потому на борт корабля были перенесены свитки священных для ариан книг, отверженные никейцами Евангелия, философские труды гностиков.

Подобные «еретические» библиотеки уже горели по всему Египту, и пресвитер пожелал сам переправить эти рукописи в Фивы, куда вскоре отправлялись Бус с Эвелисией, и куда ещё не дотянулась рука епископа Афанасия. Там были верные Арию люди.

Да, кстати, и затем, в середине уже XX века, именно под Фивами в Наг Хаммади недалеко от монастыря аскета Пахомия Великого, они и были найдены, спрятанные в зарытых и запечатанных сосудах. И среди тех рукописей нашлась даже и не гностическая, а прямо языческая рукопись "Громница", являющаяся по сути речами Эвелисии...

Как Бус остановил нашествие Аксума на Египет.

А тем временем в этом краю ойкумены нарастало напряжение, готовое вылиться в полномасштабную войну, ныне уже позабытую, но в то время едва не изменившую течение мировой и прежде всего европейской истории.

Ныне мало кто, кроме узких специалистов по истории Африки и Ближнего Востока, вспомнит имя аксумского (эфиопского) царя-императора Эзаны, который как раз в это время имел под своей властью часть Аравийского полуострова (Йемен), немало расширив там свои владения, также подчинил множество племён и царств на восточном побережье Африки от Аксума до Занзибара, а в последний год разбил наголову войско набатейского царя и взял под свою руку огромные территории в среднем и верхнем течении Нила, все земли Судана, Набатею и, уже перейдя границы Византийской-Римской империи взял Ассуан, а затем двинулся к Фивам.

По сути это было объявлением войны, когда силы Рима в сем отдалённом углу империи стократно уступали силам аксумского царя, готового захватить весь Египет, а там, возможно, и двинуться покорять Европу.

Надпись Эзаны о покорении стран и народов. Аксумское царство (Эфиопия)
Надпись Эзаны о покорении стран и народов. Аксумское царство (Эфиопия)

Тут следует сказать что из себя представляла Аксумская империя. Ведь это была самая древняя империя этой части света. То была южная часть царства библейского царя Соломона и царицы Савской, отданная в старину их сыну Менелику. Во время расцвета, при Соломоне, тысячу лет назад, она занимала также всю Переднюю и Малую Азию, по сути весь Восток и половину Африки. И претендовала на власть над всем миром!

С тех пор, конечно, немало воды утекло. Поднимались и угасали империи. Но Акусмское царство (Абиссиния) выстояло и при завоеваниях персов, покоривших Египет, отбилось и от греков во времена Александра Македонского и Птолемеев, не покорилось и римлянам. И во все века правящей династией в сём царстве были потомки царя Соломона.

Кстати, эта династия соломонидов в Эфиопии правила вплоть до 1974 года, когда последнего бога-императора Хайле Селасие казнили после военного переворота. Впрочем, почитатели его, растаманы, полагают, что он воскрес на третий день и улетел на небо. Между прочим, растаманы, несмотря на то, что в основном негры, — православные, и их белых последователей немало сейчас в России. Глядя на них, понимаешь, что и в прошлом князя Буса Белояра могли почитать богом не только на Руси, но и повсюду, где только могли о нём услышать, тем более повстречать на пути в его странствиях.

Верой же аксумцев на ту пору был иудаизм, причём в древнейшем «соломоновом изводе», то есть это была вера Первого храма, коей жили иудеи до вавилонского пленения. Величайшей святыней эфиопских евреев (чернокожих фалаши, антропо-этнически они являют собой смесь семитов и негров) был тот самый библейский «Ковчег Завета», о коем говорит Священное писание. Его несли перед войсками Моисея во время исхода из Египта, а затем и при завоевании Иудейского царства. И по преданию он же должен явиться вновь при битве Конца Света. И, безусловно, сей Ковчег вдохновлял на победы аксумцев тогда, при завоевании Набатеи и затем при нападении на Египет.

* * *

Вот в какой тревожной обстановке явился Бус Белояр с Эвелисией в Фивы, уже осаждённые аксумцами царя Эзаны.

И в тот день, 6 июля 335 года, то есть на Купалу, когда началась свадебная и венчальная мистерия в Карнаке-Луксоре, принявших Буса и Эвелисию (Исуса и Исис), произошло то, что переменило весь ход дальнейшей мировой истории.

Вначале свершилось солнечное затмение. Полным оно было южнее экватора, а частичное затронуло и Фивы. И одновременно произошло сильнейшее землетрясение, настоящий предвестник Конца Света (с явлением Ковчега Завета!).

Карнак. Фивы
Карнак. Фивы

Земля колыхалась по всему Египту, и повсюду были разрушения. Особенно пострадала Александрия, треть города ушла под воду, и около 50 тысяч александрийцев погибло в водах и пожаре, охватившем полис. Было разрушено «чудо света» Александрийский маяк. Пала с пьедестала и раскололась статуя Сераписа в центральном храме города, в Мусейоне (Александрийской библиотеке).

Любопытно, что падение Сераписа приписал себе один известный в ту пору «чудотворец», Спиридон Тримифутский, который как раз тогда прибыл в Александрию, приглашённый Афанасием для борьбы с язычниками. Тогда он стал утверждать, что сие бедствие суть гнев Бога на грехи язычников, и ему было достаточно тряхнуть полами сутаны, чтобы разрушить статую Сераписа. Многие верили.

Другого святого, Пахомия Великого (жившего под Фивами), землетрясение застало во время трапезы. Оно бросило его на землю и он стал молиться. И ученик его Феодор заметил, что когда он произносил имя Господа, толчки стихали. Из чего тот сделал вывод, что Господь умиряет гнев по слову старца. И после сего землетрясения Пахомий отправился на неделю в Фивы, где и встретил «Бога», «Иисуса», описанного потом в его житии так:

«Он был утешен явлением самого Христа Спасителя в виде человека молодых лет, неизреченной красоты, с терновым венцом на главе. Христос открыл ему, что его ученики будут взирать на него как на светильник, от которого им и можно заимствовать свет для себя...»

Разумеется, за Иисуса Христа св. Пахомий принял князя Буса Белояра, пребывавшего в Фивах.

Но главным последствием катастрофы было то, что царь Эзана и его войско, устрашились «силы Божьей», стоящей на страже империи. И посему они решили сменить веру и обратились из иудаизма в византийское христианство (православие по-нашему).

Так была предотвращена война, которая грозила изменить ход истории, и так была рождена православная Эфиопия, до сего времени свято следующая воле Эзаны (а значит и Буса!). Ведь того, разумеется, обратил вначале в арианство (коптское) сам Бус Белояр. Ну, а в следующие годы вслед за коптами, принявшими ортодоксию Византии, последовали и эфиопы.

Любопытно заметить, что потом среди крестильных имён аксумских царей появляются и славянские. Да и, судя по всему, именно тогда были установлены морские торговые (да и культурные) связи между Русколанью и Аксумом. И тому есть немало подтверждений, но это отдельная и обширная тема...

Тут следует обратить внимание на ещё одно загадочное событие, произошедшее вскоре, через десять дней, после катастрофы. Именно 16 июля 335 года произошло т.н. «Обретение Чаши Господней», то есть Святого Грааля. Этот день поныне отмечается Иерусалимской православной церковью, а унаследован он от церкви Александрийской в VI веке...

Что это за обретение, и как оно связано с Бусом, и с тем Граалем, что потом явился, как "золотая колыбель" в Тавриде (Крыму), а потом и на Кавказе, следует рассказать отдельно, для тех, кто поныне ищет св. Грааль. В книге "Фантастикум..." эта тема раскрыта более основательно.

Бус на Тирском соборе... Убийство Ария и возвращение в Русколань...

Тогда же, по возвращении Буса в Александрию, можно было наблюдать, как император Константин наводит порядок в разрушенном городе.

Туда уже прибыл римский легион. И прежде всего был арестован епископ Афанасий и его приближённые 50 епископов, а монахи-параболаны занялись своей прямой обязанностью — борьбой с эпидемией, и погребальными делами. И ещё, кстати, по велению императора из Фив в Александрию был доставлен один из обелисков, связанный с Бусовой мистерией в Карнаке, имевшей место в июле. И этот обелиск был затем доставлен в метрополию.

Для суда над Афанасием в том же году, в сентябре, был созван Тирский собор, в Палестине, где как мы полагаем, пребывала престарелая императрица Елена.

О том соборе оставил воспоминания церковный историк Евсевий Кесарийский, причём он писал не о суде над Афанасием (о том остались воспоминания в арианских источниках), а... о свадьбе Христа и Церкви на сём соборе, что вполне можно толковать как свадьбу Буса и Эвелисии.

Известно, что на соборе состоялся суд и отречение Афанасия от церкви. Верх взяли ариане. Может быть, благодаря Бусу, который тогда произвёл большое впечатление на императрицу. Согласно «Тольдот Иешу», некий Иешуа-Иисус плавал тогда перед императрицей Еленою на волшебном камне-корабле по морю...

После окончания собора все участники его, принявшие арианский символ веры, отправились в Иерусалим на открытие Храма Гроба Господня, строившегося до того десять лет на месте казни Христа, где Елена проводила раскопки и обрела «честно древо» (о кресте распятия тогда речь ещё не шла). Да, и, кстати говоря, сами евреи в сём никак не участвовали, ибо были уже давно изгнаны из Иудеи (так что христиано-иудейского заговора здесь не вижу). Но, разумеется, эта история потом была многократно переписана в угоду политическим веяниям иных времён...

А затем Арий (думается, на корабле Буса Белояра), прибыл в Константинополь. Где он был обласкан императором... Однако вскоре некие фанатики, приверженцы Афанасия и никейского символа веры, отравили Ария и он в муках скончался. Это (а также то, что престарелый император, боящийся смерти, потребовал от Буса св. Грааль, но не получил его) привело к разрыву, и даже к войне, между империей и Русколанью. Та война прервалась только из-за свершившейся вскоре, в 337 году, смерти императора Константина...

На этом закроем сию страницу истории, возвратиться к коей (отчасти) можно в уже вышедшей книге "Фантастикум. Дело о похищении Либерии королевы Анны Ярославны", а также в готовящейся к изданию книге легенд о прародителях и о князе Бусе...

* * *

Продолжение темы "Бус в Египте" в статьях

1) Русские боги Египта. Путешествие в землю пирамид.

2) Египет - земля где была битва Денницы в Бусом...

3) Бусова мистерия в Фивах Египетских...

* * *

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси