7,6K подписчиков

Как Иоганн Гёте спас душу чернокнижника Иоганна Фауста спустя 300 лет после его смерти

163 прочитали

.

371. Доктор чернокнижник Иоганн Георг Фауст жил в 16 веке и считался сатанинским героем, крутившим свои усы всякий раз, когда вершил очередное темное дело. Бурсак Тритемий презрительно отзывался о нём в своём письме, датированным 1507 годом, а между тем Фауст вытеснил Теофила из умов людей напрочь, благодаря своей потрясающей харизме.

Доктор чернокнижник Иоганн Георг Фауст жил в 16 веке и считался сатанинским героем, крутившим свои усы всякий раз, когда вершил  очередное темное дело.

Чтобы прояснить картину, дадим описание истории Теофила жившего аж в 12 веке.

Теофил был экономом у епископа. Когда хозяин умер, то новый епископ выгнал Теофила. Теофил решил вернуть себе рабочее место, но не нашел другого способа, как продать свою душу дьяволу в обмен на помощь. Да, он восстановился в своей должности, но совесть не давала ему покоя. В конце концов он раскаялся в своём поступке. Умер он в ранге святого, так как ему хватило ума искупить свою вину перед Богом. Эту историю мусолили много веков, пока не появился доктор Фауст.

Доктор чернокнижник Иоганн Георг Фауст жил в 16 веке и считался сатанинским героем, крутившим свои усы всякий раз, когда вершил  очередное темное дело.-2

Сама идея продажи души дьяволу вызывает у человека протест. Но время меняет идею продажи души. Сознание человека словно привыкает к ней и к 16 веку историю Теофила находят пикантной, не более того. Эффект новизны пропал. Подумаешь - продал душу дьяволу. А зря.

История повторяет свои уроки, если люди не усваивают их мудрость. И вот появляется история о докторе Фаусте. Вроде бы история такая и была, но гений Иоганна Гёте преобразил её.

Произошло нечто мистическое - создав бессмертное произведение, сам автор попал в плен своего детища. Дьявольская игра, искушение. Вот она - магия творчества. Можно ли сказать, что сам Гёте обрел бессмертную славу в обмен на свою душу? можно ли утверждать, что Гёте своим гением вытащил душу Фауста из лап дьявола?

Доктор чернокнижник Иоганн Георг Фауст жил в 16 веке и считался сатанинским героем, крутившим свои усы всякий раз, когда вершил  очередное темное дело.-3

Иоганн Фауст вытеснил Теофила, он становится предметом тайного восхищения. Были девицы, которые влюблялись в него, и сразу несколько городов Германии оспаривают честь его родины.

Даже дата его рождения вызывает сейчас ожесточенные споры. В 1508 году Иоганн замечен в Крейнаже, где работал учителем, но недолго. Жители города выгоняют чернокнижника, закрывают ворота на засов.

В 1509 году Иоганн Фауст получил степень бакалавра теологии в Гейдельбергском университете. Учился он и «практической магии» в Краковском университете. Путешествуя по Европе, выдавал себя за учёного и мага. Повсюду его изгоняли, как выгоняют со двора бешеную собаку или прокаженного и даже запрещали ему въезд в город.

Слухи о его темных талантах распространяются по городам Европы подобно чуме. Доктора Фауста называли великим содомитом и некромантом. Смерть Фауста ужасна. А как иначе? Ведь он продал душу дьяволу ещё при жизни.

Предположительно, он погиб при взрыве во время алхимического опыта в гостинице «Löwen». Тело оказалось сильно обезображено, что было истолковано врагами Фауста как вмешательство дьявола, лично пришедшего забрать купленную им душу доктора.

Легендарная биография Фауста стала основой для множества произведений Европы. Она вдохновила Иоганна Вольфганга Гёте написать трагедию Фауста.

Своё детище Гёте писал всю жизнь. Он словно посвятил себя своему детищу. Было нечто мистическое в этом увлечении доктором Фаустом.

Доктор чернокнижник Иоганн Георг Фауст жил в 16 веке и считался сатанинским героем, крутившим свои усы всякий раз, когда вершил  очередное темное дело.-4

Закончив произведение, Гёте вдруг охватила страшное беспокойство. Душой Фауста завладел дьявол? Вроде всё так, как это было в жизни реального человека. Но так не должно быть! Гёте считал, что есть в человеке нечто такое, что сильнее судьбы.

Пусть он станет первым, кто сможет спасти человека. Да! Он всё исправит! Теперь Гёте уверен, что судьба героя станет и его судьбой. И Гёте пишет вторую часть трагедии. Там душа Фауста достаётся ангелам, которые уносят его в рай.

Несмотря на оптимистическую концовку, вторая часть намного сложнее и интереснее. Это «огромная поэтико-философскую фреска, полная зашифрованных символических и мистических ассоциаций и не прояснённых загадок". По сложности исполнения, по глубине замысла ей трудно, практически невозможно найти равную в мировой литературе».

Спас ли Гёте душу своего героя? Он уверен что да. Он словно переписал историю жизни чернокнижника Иоганна Фауста заново. Магия созданного шедевра Гёте спасла душу Фауста, вытащила её из ада. Не в этом ли проявляется великая сила творчества, создающая невозможное! Не зря же Творец создал человека как творца в состоянии вдохновения.

Есть в этом нечто непостижимое. Согласитесь!

В написании статьи использованы материалы википедии Фауст (трагедия)

Основной Путеводитель магии творчества Здесь.